Сегодня в гостях у газеты Светлана Лапаева, заведующая художественным отделением МБУДО «Детская школа искусств № 1 им. С. Прокофьева г. Владивостока».
Первые шаги в искусстве даются проще, когда тебе помогает уже состоявшийся художник и опытный преподаватель. Такой, который научит не только писать, но и видеть. Который не зажмет талант в академических ежовых рукавицах, но и не отправит в вольное плаванье под флагом «я художник, я так вижу». Именно у такого человека повезло учиться юным художникам Детской школы искусств № 1.
Светлана – заслуженный работник культуры Российской Федерации, член приморского отделения Союза художников, преподаватель изобразительного искусства со стажем почти 45 лет. Про нее родители учеников и коллеги говорят в унисон – это настоящий профессионал своего дела, который подходит к своей работе с душой. А душа в творческой сфере – самое главное.
Когда педагога спрашивают о самых запоминающихся моментах в ее творческой биографии, она задумывается:
– О, это сложно сказать. Впечатлений много: постоянные выставки, конкурсы, творческие и педагогические эксперименты. Я не успеваю порой удивляться насыщенности своей жизни.
Растить таланты как по маслу
Светлана Анатольевна – один из ведущих преподавателей изобразительного искусства детских художественных школ и школ искусств Владивостока. В 1980 году она организовала и возглавила художественное отделение при тогда еще детской музыкальной школе № 1. За годы работы в школе она подготовила свыше ста выпускников, из которых более половины продолжили образование во Владивостокском художественном училище. Более 40 человек пошли еще дальше – в высшие учебные заведения культуры и искусства.
Среди художников нового поколения немало выпускников Светланы Анатольевны: живописцы, архитекторы, дизайнеры, прикладники, модельеры, керамисты, искусствоведы, преподаватели художественных студий, школ и училищ. Известный дизайнер Екатерина Тулупова, архитектор Артем Никитин – это все ученики Светланы Анатольевны.
Учеников Светланы Лапаевой приглашали в образовательный центр для одаренных детей «Сириус» (г. Сочи), созданный по инициативе президента России Владимира Путина. По словам педагога, нужно было быть по-настоящему талантливым и трудолюбивым, чтобы попасть на учебную смену. Конкурс составлял 120 человек на место.
В активе учеников Светланы Лапаевой золотые и серебряные медали, другие призы, полученные на международных биеннале в Японии (Ниигата, Тояма, Хёго, Симанэ, Капагава), на конкурсах в Индии (Шанкара). Ученики Светланы Анатольевны участвовали в выставках в Китае, Вьетнаме, Канаде, в региональных, краевых, городских выставках-конкурсах, где ребята неизменно занимали призовые места.
От Сибири до Берлина
Вместе с учениками Светлана Анатольевна активно участвует в благоустройстве культурно-ландшафтной среды Владивостока и Приморского края (панно «Дружба», трамвай, росписи стен в школах, подъездах домов).
Педагог ведет декоративно-оформительскую деятельность при подготовке и проведении театрализованных постановок в рамках городских мероприятий, фестивалей и конкурсов.
Удивительно, но при всей загруженности, Светлана Анатольевна успевает работать и как художник. Сейчас меньше времени остается на создание картин, но владивостокцы и не только прекрасно знакомы с творчеством Лапаевой. В свое время было организовано девять персональных выставок, побывавших, в том числе и в Берлине.
Участия в коллективных творческих проектах еще больше: более двадцати выставок работ преподавателей художественных школ; десятки выставок профессиональных художников; участие в Дальневосточной зональной молодежной выставке в Хабаровске; две Международных биеннале визуальных искусств, выставки декоративно-прикладного искусства.
Творческая активность, высокий профессиональный уровень, подвижническая деятельность Светланы Лапаевой нашли яркое отражение в возрождении традиций проведения передвижных выставок, которые в свое время побывали в городах Сибири и Дальнего Востока. Высокий уровень педагогического мастерства был отмечен на конкурсах различных уровней.
Высокая эстетика простых вещей
Светлана Лапаева признается – стала художником, потому что у нее не было выбора. Папа был художником, она выросла среди холстов и красок. Кстати, и сын Светланы Анатольевны – художник, также преподает в Детской школе №1.
Она окончила художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института. Пробовала себя в разных техниках. В основном писала маслом, а десять лет назад увлекалась акварелью. Не случайно название одной из персональных выставок Лапаевой – «Музыка акварели» из цикла «Вдохновение». Выставка объединила около 30 картин. Они выполнены с натуры в лучших традициях классической академической школы. Поражает разнообразие жанров: пейзаж, портрет, натюрморт.
– Без преувеличения Светлану Лапаеву можно назвать мастером натюрморта. Одну из главных черт этого жанра – эстетику простых вещей – она передает в полной мере. Среди натюрмортов много цветов. Написаны они с букетов, подаренных Светлане Анатольевне ее учениками на различные торжественные даты. И цветут на картинах букеты, поражая своей живостью и натурализмом, – дал высокую оценку творчеству коллеги заслуженный работник культуры РФ, художник Владимир Олейников.
Художник и педагог побывала в Японии, где на фестивале народной культуры с группой учащихся художественных школ Владивостока проводила мастер-классы. С поездками на пленэр своих учеников и выставками их работ она неоднократно бывала в Китае, Корее, Японии, в российских городах – Владимире и Суздале, а также на Байкале.
Но все же любимыми сюжетами для ее картин остаются родные пейзажи Владивостока и Приморья. Многие картины написаны на любимой даче в Тигровом. В них – лирическое настроение, умиротворение и высокое живописное мастерство.
Три вопроса об искусстве педагога
– Кем Вы себя считаете в большей степени: учителем или творцом?
– Конечно, педагогом. Работа занимает большую часть жизни. Дети – это же маленькие энергетические вампиры (Светлана Анатольевна улыбается – от Ред.). Ты полностью отдаешь им всю себя. У нас так нельзя – пришел в школу, отсидел урок, ушел домой. Дети пишут, создают композиции, и ты с ними проживаешь каждую работу. Тема одна на всех, но каждый пишет свое. Нужно, как актеру войти в образ, понять, прочувствовать, что хочет передать ребёнок через кисть и краски. А у меня в классе 20 учеников. Занятия идут три-четыре раза в неделю по пять-шесть часов. Родителям своих учеников говорю: я ваших детей вижу чаще, чем вы. Еще постоянно проводится очень много конкурсов различных уровней. Подготовка к ним занимает дополнительное время. Ученики у нас в постоянном тонусе. Зато когда они поступают в институты, им там очень легко учиться. В настоящее время уровень преподавания на художественном отделении настолько высок, что позволяет учащимся занимать призовые места на всероссийских и международных конкурсах.
– У Вас есть свой стиль преподавания?
– Я считаю, педагог может научить только тому, что сам умеет. Я постоянно стараюсь узнавать что-то новое. Где-то почерпнула интересный опыт –пытаюсь его применить. Последние два года езжу на курсы в Москву, повышала квалификацию в Академии дизайна в Санкт-Петербурге. Как в любой профессии, нам нельзя останавливаться, надо развиваться, двигаться вперед.
– Насколько важно наличие таланта у Ваших учеников?
– В этом плане мне нравятся слова Николая Цискаридзе: «Мне нужны не талантливые дети, а талантливые родители». Важно, чтобы взрослые обязательно поддерживали детей, посвящали им свое время, дисциплинировали. Я считаю, что можно любого научить писать, если у него есть желание. Гений – это от природы. Талант – это работа, работа и еще раз работа. По сути, быть художником – это ремесло, у которого есть свои правила и законы. Прекрасно сказал Огюст Роден: «Искусство – не что иное, как чувство. Но без знания объемов, пропорций, цвета и без искусной кисти всякое живое чувство будет парализовано».
Марина СТЕПАНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Светланы ЛАПАЕВОЙ