В восточной молодёжной столице России прошла финальная защита проекта «Сверхновые». Пять месяцев талантливые ребята нашего города работали над идеями, которые могут изменить Владивосток (и быт его жителей) к лучшему. Среди задумок – и творческие активности, и бизнес-концепты, и социально значимые инициативы.
Участникам помогали наставники – например, мэр Владивостока Константин Шестаков и известные бизнесмены. Вместе с кураторами молодёжь составляла конкретные планы реализации, сметы и т. д.
До финального этапа дошли 10 участников. Но 500 тысяч рублей на реализацию проекта мог получить только один победитель. Им стала Алёна Антоненко, педагог школы № 32! Ее проект – школа программирования для детей «БайтЛэнд». По задумке Алёны курсы обучения будут включать в себя программирование и 3D-моделирование для школьников.
С момента подведения итогов «Сверхновых» прошел месяц. Давайте узнаем, как дела у победительницы, что из себя будет представлять школа программирования, ребят какого возраста и когда можно будет записать на занятия.
«Идея пришла, когда я сама была школьницей»
– Алёна, еще раз поздравляем с победой! Расскажите, почему вы решили участвовать в проекте? Вам кто-то из коллег подсказал эту мысль?
– У меня довольно большой опыт участия в конкурсах, и если есть какая-то возможность, я стараюсь ее использовать. Услышав о «Сверхновых», я подумала: «Отличный конкурс! Почему бы и нет?». Кроме того, мой проект начал реализовываться задолго до конкурса; мне хотелось начать о нем говорить, но раньше не было такой возможности. А в анонсе «Сверхновых» написали, что о предоставленных планах расскажут на весь город. Это было то, что мне нужно; я подумала: «Если выиграю, о моей идее наконец-то узнает кто-то кроме меня самой и учеников».
– Как ваша школа программирования повлияет на развитие Владивостока?
– Надеюсь, появится больше IT-специалистов. У нас хорошие университеты, мы готовим одних из лучших профессионалов… но наблюдается довольно большой процент отчисления. Поэтому я хочу, чтобы мой проект помогал школьникам переходить на следующую ступень уже подготовленными и процент отчисления снизился. Также у нас есть IT-колледжи, куда тоже будет проще поступить после «БайтЛэнд».
– Как вообще выглядела работа над проектом в рамках конкурса? Какие моменты оказались самыми сложными и как удалось их решить?
– Это был долгий путь. То, что я смогла поучаствовать в «Сверхновых» и выиграть, – результат большой работы задолго до старта конкурса. Идея пришла ко мне давно, когда я сама была школьницей, и я как бы по кусочкам, в процессе жизни, формировала эту мысль. А придя на «Сверхновые», я смогла сложить все кусочки в единый паззл, выстроить четкую концепцию.
Для участников проводили полезные лекции. Можно было посоветоваться с другими ребятами – взгляд со стороны всегда полезен. Можно было пообщаться с кураторами и организаторами программы, которые с радостью подсказывали. На предварительном питчинге проектов были эксперты, которые тоже помогли сформировать мою задумку.
Каких-то самых сложных моментов, наверное, у нас еще не было. Мы ведь пока лишь представили свои идеи, не начали активную работу. Самое сложное – это реализовать выигрыш. Однако если рассуждать про этап конкурса, то мне всегда непросто собрать команду. Возможно, ее я буду укомплектовывать уже в процессе реализации полученной суммы.
«С информатикой дети проще понимают ту же математику»
– Почему школьников важно с раннего возраста погружать в программирование, 3D–моделирование? Сейчас эти умения востребованы на рынке?
– Ребят важно обучать программированию как можно раньше, потому что это помогает формировать логическое мышление. У меня была информатика и алгоритмизация с первого класса, например. Могу сказать, что именно за счет программирования дети понимают, как работают алгоритмы, почему мы делаем некоторые вычисления вот так и не иначе, как это все оптимизировать, сделать короче. Кроме того, когда мы изучаем математику, мы погружаемся в теорию; когда мы приходим к программированию, то видим уже практическое применение «царицы наук». Дети начинают проще понимать ту же самую математику, поскольку видят не абстракции, а конкретику.
Мой опыт работы с детьми показал, что информатика – действительно важный компонент. Я замечала, что у меня, например, есть ученик, который все хорошо считает, у него нет проблем с математикой; и есть его одноклассник, который этого не умеет, хотя они одного возраста с первым ребенком. Я пыталась понять – почему так? И ответ вот в чем. У нас есть такое забытое понятие, как «информатическая математика»; оно было в обиходе в 90-е годы, когда детей обучали и математике, и информатике, и начальным знаниям алгоритмов. И вот это уже похоже на целостную картину.
Плюс я смотрела большое количество исследований, где тоже отмечалось, что дети, изучающие информатику с первых классов, потом преуспевают в математике.
Кроме того, у нас есть технологические классы, есть олимпиады. Пойти и туда, и туда гораздо легче, если у тебя уже есть какие-то знания. В специализированных классах ведь тоже есть отбор – ну как его пройдет ребенок, у которого нет некоторой базы?
– Вы еще до участия в проекте реализовали свою идею, верно? Проводили мастер-классы, например. Какую обратную связь оставляли ученики?
– Да, я проводила мастер-классы и небольшое количество занятий. Собственно, это все, что у нас было на тот момент. Ученики делали классные проекты по 3D-моделированию, даже печатали наши фигурки на 3D-принтере. Ребятам нравилось, и поэтому мы решили, что надо действовать масштабнее, развиваться, создавать некую комплексную историю. А для этого нужно финансирование, огласка; также, помимо мастер-классов, важно создать сообщество, кооперироваться с чужими проектами. Так я и пришла на «Сверхновые», но это мы уже обсудили выше.
Еще нас очень интересует олимпиадное движение; хотелось бы в будущем организовывать свои состязания по информатике.
Сделать классный проект сможет даже третьеклассник
– Где будет находиться будущая школа программирования?
– Мы стараемся проводить наши занятия там, где есть дети. А где их больше всего? Верно, в школах. Мы хотим, чтобы наши кружки появлялись в обычных образовательных учреждениях, ведь так ребятам будет проще их посещать (особенно младшим). Плюс хотелось бы встраивать занятия в образовательный процесс, чтобы отчасти снимать нагрузку с педагогов. Получается такая социальная история, дающая комфорт всем.
– Ребят какого возраста ждут на занятия? Посещение будет платным?
– Сейчас мы принимаем ребят с третьего класса, но очень хотим начать работать и с первоклассниками. Наши занятия проходят платно, однако абонемент стоит недорого – опять же, чтобы у всех была возможность поучаствовать в образовательном процессе. Мы пытаемся сделать так, чтобы занятия можно было проводить за счет бюджета. Опять же для того, чтобы как можно больше школьников получили возможность научиться программировать.
– Что будет входить в программу занятий? Какое планируете закупить оборудование?
– Разнообразное программирование, изначально – блоковая для маленьких детей, а затем уже с использованием языков программирования. То есть мы программируем на Scratch, потом изучаем какой-нибудь язык (например, Python или Lua) и дальше работаем уже на нем. Также планируется моделирование, поскольку это неотъемлемая часть нашей сферы. Ну и другие направления, на которые у нас хватит ресурсов и финансов (разработать курс ведь – это определенная статья в бюджете).
Надеемся, что у нас будут 3D-принтеры, чтобы мы могли печатать 3D-модели. И, конечно же, будут компьютеры.
– Преподавать будете только вы или привлечете еще коллег?
– У меня уже преподают мои коллеги. Я же начинаю отходить непосредственно от «учительской» деятельности – если мы хотим масштабироваться, мне надо больше времени посвящать другим сферам проекта. Собственно, на мастер-классах мне теперь помогают другие педагоги, а я занимаюсь разработкой курсов и выстраиваю обучающие процессы.
Также у нас проходит большое количество проектных уроков – собственно, этим наша школа отличается от других. Ребята уже с шестого занятия могут попробовать самостоятельно создать проект – и это будет историей ученика. Иногда ведь видно, что дети создают что-то, но сразу заметно, если помогал взрослый. Мы же стараемся, чтобы ребенок сам воплощал свои идеи, умел это делать. Чтобы было видно, что это он создал, даже если это третьеклассник.
– Когда ждать открытия?
– Мы планируем активно открывать наши кружки с августа, приглашать на мастер-классы. А с сентября уже проводить полноценные занятия.
А как вам грант в полтора миллиона рублей?
Кроме Алёны Антоненко в финал «Сверхновых» вышли и другие участники. Валерия Лузан представила проект GreenGift, который позволит продавать подарочные сертификаты на высадку деревьев в городе. Учитывая, что озеленение и формирование комфортной городской среды – одна из приоритетных задач администрации Владивостока, эта задумка становится особенно актуальной.
Также жюри отметило Алину Соловьёву и ее проект «2 ШАГА». Это сервис с городскими маршрутами и рекомендациями мест в чат-боте.
Поддержали и проект Натальи Красных – социальную школу бариста для детей-подростков, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ОВЗ, детей из числа семей участников СВО, также ребят, состоящих на учете в КДН.
Пятерку финалистов завершила Анна Панасюк и ее «Литературный парк», где она представит литературное творчество приморских авторов всех времён.
Как сообщил Константин Шестаков, глава Владивостока, все указанные проекты обретут поддержку. Также было принято решение провести конкурс снова и увеличить сумму гранта до полутора миллионов рублей.
Анастасия КЛЕЩИК
Фото Алексея ВОРОНИНА