15 июля на базе Приморского краевого института развития образования прошла встреча, посвященная проекту «УчимЗнаем». Почерпнуть новые знания пришли учителя и директора школ со всего региона!
Содержательный семинар провел Сергей Шариков, руководитель федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем». Он рассказал гостям о том, как можно наиболее эффективно реализовать образовательный процесс в больницах, какие задачи решают учителя в рамках проекта, как создавать среду благополучия в стенах поликлиники, и о многом другом.
Также был представлен опыт работы в рамках дополнительного образования госпитальной школы. Обсудили и внеурочную деятельность: так, например, помимо уроков для ребят проводятся занятия по шахматам, робототехнике и другим дисциплинам; дети играют, для них устраивают праздники. Ребята пишут книги, играют на гитаре, мечтают и находят силы для выздоровления.
И это здорово! Но как реализуется госпитальная педагогика в Приморье (в частности – во Владивостоке)? Есть ли у нас школы, которые вовлечены в проект? Давайте разбираться!
Как все начиналось…
В прошлом году мы уже рассказывали нашим читателям о госпитальных школах. Однако для тех, кто с нами недавно, мы бы хотели повторить информацию о доброй и очень нужной инициативе.
Федеральный проект «УчимЗнаем» стартовал в Москве в начале 2014 года с целью создания полноценной общеобразовательной школы для детей, болеющих тяжелыми заболеваниями и в течение длительного времени вынужденных находиться на лечении в условиях стационаров медицинских учреждений.
– На сегодняшний день в России действует 65 госпитальных школ в различных субъектах страны, – рассказывает Иван Долуев, заместитель руководителя федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», заведующий лабораторией междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики Института развития, здоровья и адаптации ребенка Министерства просвещения РФ. – Владивосток и в целом Приморский край присоединился к нам в 2018 году. Площадка «УчимЗнаем – Приморский край» открылась на базе онкогематологического отделения Краевой детской клинической больницы № 1 как структурное подразделение владивостокской гимназии № 2.
Пока что проект реализуют в крае одна школа и одна больница, однако обучаться по проекту могут дети со всего Приморья. Не только из Владивостока, пусть данные учреждения и базируются в нем.
– Наши педагоги работают с детьми со всего региона. Школьники поступают в больницу, которая находится в дальневосточной столице, из любого муниципалитета, чтобы продолжать лечение без отрыва от учебы. Наша школа муниципальная, поэтому мы оказываем поддержку всем ребятам, – подчеркивает Инна Шендрик, директор Гимназии № 2 города Владивостока, региональный координатор проекта на площадке «УчимЗнаем – Приморский край».
Помочь детям всех возрастов
Возникает ряд вопросов. А кто занимается с детьми в больнице? Как проходят занятия у детей – удаленно? Или педагоги навещают их в палате?
– На площадке работает 10 учителей Гимназии № 2. Среди них есть учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и педагог дополнительного образования. Есть и два тьютора: один работает до обеда, другой – после. А еще в этом году в нашу команду педагогов добавился учитель информатики и робототехники. Нами было проведено 10 занятий, с помощью которых дети разных возрастов вовлекались в процесс инновационного научно-технического творчества. Внеурочная деятельность реализуется в сотрудничестве с музеем истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева и фондом «Сохрани жизнь».
Поскольку в онкогематологическом отделении детей немного – около 25 человек – преподаватели приходят в больницу и проводят там занятия, – рассказывает Инна Шендрик.
Напомним, в номере за 11.07.2024 года мы писали про Валерию Чурилову, учительницу Гимназии № 2, которая также является педагогом госпитальной школы. Она рассказывала, как проводит уроки для детей, находящихся в больнице:
– У ребят на лечении обучение строится иначе: учебный план соответствует учебному плану школы, но количество занятий зависит от состояния ребенка и протокола лечения. Академический час длится не более 30 минут. Помимо занятий по программе мы занимаемся и внеурочной деятельностью, организуем праздники, тематические мероприятия.
В школе «УчимЗнаем – Приморский край» за 5 лет существования прошли обучение более 100 детей школ Приморья, 8 из них получили аттестаты за курс основной и средней школы. Да, окончание учебы у ребят проходит по всем правилам: с экзаменами, выпускными. Для ОГЭ и ЕГЭ на базе больницы даже организовывают ППЭ по всем канонам. В этом году выпускников в госпитальной школе не было, но в прошлом экзамены успешно сдали ученицы девятого и одиннадцатого классов.
Также ведется работа с дошколятами:
– Когда проект только появился, мы занимались лишь со школьниками. А потом обратили внимание, что половина детей, находящихся на длительном лечении, – это ребята детсадовского возраста. Поэтому мы решили, что нужно охватывать и эту группу тоже. Как в Приморском крае, так и во Владивостоке, – подчеркивает Иван Долуев.
Так, например, в прошедшем учебном году для работы с детьми дошкольного возраста проводились занятия по внеурочной деятельности. Также с малышами занимались логопед и дефектолог 2-3 раза в неделю.
Все возможности для подготовки специалистов
Для того чтобы проводить грамотную и эффективную педагогическую работу с детьми, находящимися на длительном лечении, специалист должен получить определенную подготовку. И такая возможность есть:
– В каком бы субъекте страны ни находился учитель, у него есть возможность получить профильное образование по теме госпитальной педагогики. Магистратура по данному направлению открыта уже в трех крупных федеральных вузах. Программа дистанционная, то есть приезжать в другой город, чтобы учиться, не обязательно. Также уже много лет действует программа профессиональной переподготовки тьюторского сопровождения ребенка, который находится на длительном лечении. Программа, к слову, может быть полезна не только педагогам, но и родителям. Ведь, будучи в условиях, когда большую часть внимания и времени необходимо уделять ребенку, находящемуся на лечении, мамы и папы теряют работу, откладывают реализацию собственных планов. А так мы даем им, во-первых, возможность подготовиться и помогать своему ребенку, а во-вторых – получить профессию, – рассказывает Иван Долуев.
Стоит отметить, что приморскую площадку «УчимЗнаем» также посещают студенты Школы педагогики Дальневосточного федерального университета. Во-первых, помощь никогда не бывает лишней; во-вторых, для будущих специалистов это возможность сформировать профессиональные педагогические компетенции и успешно применить на практике необходимые знания. Ребята помогают проводить психолого-педагогические обследования детей, занимаются с дошкольниками, проводят развивающие занятия и другое.
– В следующем учебном году планируем продолжить реализацию наставничества вновь прибывших педагогических сотрудников в структурном подразделении Гимназии № 2 и студентов ДВФУ педагогических специальностей, получающих опыт работы в онкологическом отделении, – отмечает Инна Шендрик.
Итоги за год
Приморская площадка проекта недавно подвела итоги за минувший учебный год и выявила основные направления работы на следующий. Так, например, планируется повышать квалификацию педагогов госпитальной школы путем участия в дополнительных образовательных программах. Также разрабатывается (и будет проводиться) цикл образовательно-просветительских мероприятий и просветительско-профилактических работ с педагогами, работающими на площадке.
Будет и дальше реализовываться сотрудничество со Школой педагогики ДВФУ. Планируется увеличить число педагогов Гимназии № 2, работающих с детьми, находящимися на длительном лечении. Также есть намерение сотрудничать с новыми учреждениями и вести совместные проекты. Есть и другие задачи – амбициозные и очень важные!
Будем следить за развитием проекта и обязательно рассказывать вам!
Анастасия КЛЕЩИК
Фото Алексея ВОРОНИНА