Второй учебный год подряд ребята дальневосточной столицы изучают азы одной из самых популярных интеллектуальных игр. Занятия по шахматам гармонично встроены в учебную программу, а в чем-то даже дополняют ее.
С какой целью реализуется данная программа, каковы итоги первого года ее проведения и каким образом королевская игра может быть встроена в привычный нам урок? Читайте далее.
Нововведение прижилось и дает свои плоды
Одна из школ Владивостока, где школьники учатся ходить черными и белыми фигурами по клетчатому полю, – Гимназия № 2. Здесь ведет работу шахматный клуб «Вертикаль», в котором занимаются младшеклассники учреждения.
Прошедший учебный год стал для города и этой школы первым годом реализации программы дополнительного образования «Шахматы в школы». Интеллектуальной игре детей обучала Валерия Чурилова, учитель начальных классов Гимназии № 2. Сейчас она продолжает осваивать шахматы с ребятами, которые перешли на второй год программы. А с теми, кто знакомится с игрой впервые, занимается Марина Павлухина, преподаватель физкультуры Гимназии № 2, руководитель клуба «Вертикаль».
Отметим, ученики школы не только осваивают шахматы, но и участвуют в соревнованиях – например, в знаменитом турнире «Белая ладья». Летом этого года команда шахматистов Гимназии № 2 защищала честь нашего города и края на всероссийском этапе состязаний, который прошел в Сочи. Ребята заняли 31-е место. Это большой успех: годом ранее команда учреждения находилась на 50-й строчке рейтинга.
Сколько корней в слове «шахматы»?
Педагоги учреждения успешно встраивают шахматы в план занятий по тем или иным предметам. Например, на уроке русского языка дети изучают состав слов и звуки на примере терминов из игры.
– Таким образом ученики лучше запоминают названия шахматных фигур. На парте всегда стоят пешки, их названия часто повторяются (причем не обособленно, как во время специального заучивания, а путем интеграции в тему урока) – у ребят откладывается информация. Потом им легче приступать к игре, – объясняет Валерия Левановна.
Также она подчеркнула, что шахматы могут разнообразить любое занятие. Изо? Можно нарисовать игровую фигуру и придумать, как ее украсить. Математика? Давайте представим, что лист тетради – это шахматное поле, и вот мы уже считаем не абстрактные клеточки, а траекторию конкретного хода.
Развиваться и побеждать
МБОУ СОШ № 32 также продолжает участвовать в проекте «Шахматы в школы». В прошлом году игре обучались лишь первоклассники этой школы, но сейчас размах приобрел совсем другие масштабы:
– В этом учебном году мы внедрили занятия по шахматам в каждый класс начальной школы, с первого по четвертый. Также этой игре сейчас обучаются ребята 5, 6 и 7-х классов. С детьми среднего звена в этом году занимаются два педагога, которые летом, во время каникул, прошли обучение от организаторов программы «Шахматы в школы», – поделилась Павлина Проживина, директор школы № 32 г. Владивостока.
– Наши ученики активно участвуют в турнирах на уровне города и края, хотят добиваться побед и высоких результатов, стремятся к развитию. Те дети, которые прошли обучение по программе в прошлом году, хотят улучшать свои навыки и в этом. Чтобы поддержать увлечение, мы преобразовали школьную среду: на третьем этаже у нас появились игровые зоны, где дети играют в шахматы не только в рамках занятий, но и на перемене. Также организаторы проекта помогли нам приобрести демонстрационные доски для обучения шахматам.
На данный момент 369 ребят начальных классов и 221 ученик среднего звена школы № 32 вовлечены в проект «Шахматы в школы».
С чего все началось…
Проект «Шахматы в школы» стартовал в прошлом учебном году. Идея организовать в образовательных учреждениях бесплатные уроки по шахматам и систему отбора и развития талантливых учеников родилась в ходе совместной работы администрации Владивостока и АНО «ДВ-Интеллект». Начинания также поддержал Дальневосточный федеральный университет. На базе ДВФУ была реализована образовательная программа, где «ДВ-Интеллект» совместно с университетом обучал педагогов младших классов и учителей физкультуры основам ведения занятий по шахматам, педагогики и основам детской психологии.
В 2023-м в проекте поучаствовали 14 учреждений. В этом году реализация занятий по шахматам продолжается.
Анастасия КЛЕЩИК
Фото Инессы ИМИНОВОЙ