Мы продолжаем знакомить читателей с интересными жителями столицы региона. С теми, чья деятельность направлена на улучшение качества жизни и образования горожан. Учителя, воспитатели, спортсмены… этим людям доверено не только обучать подрастающее поколение, передавать им свои опыт и знания, но и прививать им ценности, с которыми дети отправятся во взрослую жизнь.
В последние годы в общеобразовательных школах Владивостока наблюдаются новые тенденции. Сюда приходят работать не только молодые педагоги, все чаще в школы идут преподавать мужчины. Образованные, творческие, увлеченные своей профессией… Готовые не только по-новому преподнести ученикам школьную программу, но и стать для них примером, помочь раскрыть творческий потенциал.
О специфике преподавания школьных предметов, о необычных способах привлечь внимание учеников, о профессиональном развитии и творческих увлечениях мы поговорили с Виктором Бойченко, учителем истории, обществознания, ОРКСЭ и ОДНКНР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Владивостока».
«Случайная» работа
Встреча с педагогом состоялась на его рабочем месте, в кабинете образовательного учреждения, которому в этом году вернули историческое имя. Теперь официальное название школы – «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Владивостока» имени Николая Николаевича Муравьёва-Амурского. Здесь Виктор Эдуардович работает более 10 лет и преподает аж четыре школьных предмета!
Своей работой он дорожит и чувствует себя на своем месте. Однако признается, что школьным учителем стать не мечтал, так сложились жизненные обстоятельства – профессия сама нашла его.
В 2013 году Виктор окончил факультет теологии и религиоведения в ДВФУ и столкнулся с первыми трудностями – целый год не мог найти работу по специальности. Его университетский куратор, Текутьева Елена Викторовна, случайно узнав о ситуации своего выпускника, сама предложила ему подходящую вакансию. В школу № 11 требовался учитель новой дисциплины – основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).
Учитывая, что нагрузка предполагалась совсем небольшая – всего два часа в неделю, молодому педагогу предложили преподавать ещё историю и обществознание. Для этого Виктору Бойченко пришлось полгода проходить курсы профессиональной подготовки.
Сейчас он уже опытный педагог, но, как и многие его коллеги, свои первые шаги в новой профессии до сих пор вспоминает с волнением.
– Помню, что в тот период я очень нервничал. Почти ежедневно происходили какие-то забавные случаи, а коллеги в шутку спорили – сколько я продержусь на рабочем месте. Осознание того, что я – учитель пришло только через месяц… случайно… посреди урока, – с улыбкой рассказывает Виктор Эдуардович. – Тогда в школе я был практически единственным молодым специалистом. Сейчас, к счастью, ситуация изменилась, у нас теперь работает много замечательных молодых людей, по-настоящему преданных своему делу.
Руководство классное
Немного освоившись в школе, молодой педагог не только взял на себя большую предметную нагрузку, но и вдобавок – классное руководство. Его первым классом стал 5 «Б».
– До сих пор я очень благодарен этим ребятам и их родителям за то, что они поверили совершенно неопытному учителю и позволили мне вырасти вместе с ними, – говорит Виктор Бойченко. – Я выпустил их в девятом классе, когда большая часть учеников ушла из школы. Оставшихся объединили в один десятый класс. Тогда я перестал быть руководителем, но продолжал преподавать свои предметы.
Следующий класс стал просить педагога взять над ними шефство еще в начальной школе. Виктор Эдуардович вел в четвертом классе ОРКСЭ, и дети успели его полюбить. В прошлом учебном году он выпустил этих ребят. Опять же в девятом классе.
– У классного руководства есть большой минус – очень тяжело расставаться с детьми, которых ты вел несколько лет… В этом году новых ребят не брал, решил немного восстановить силы. Как будет дальше, загадывать пока не буду, – говорит учитель.
«Главное – любить свой предмет»
На сегодняшний день Виктор Бойченко преподает свои дисциплины в четвёртых классах (их четыре), пятых и шестых (их по три в параллели). В каждом классе примерно по 25 детей. Несмотря на то, что занятия учитель составляет на основе готовых педагогических пособий, он оставляет за собой право на их творческую интерпретацию. Всегда определяет суть и пытается максимально понятно и увлекательно донести информацию до детей. Педагогу очень важно, чтобы школьники были заинтересованы и максимально включены в работу.
– Рабочая атмосфера всегда начинается с создания комфортной, доброжелательной среды. Очень важно относиться к детям с уважением и уметь их слышать. Тогда и они отвечают взаимностью, – уверен учитель.
На своих уроках Виктор Эдуардович старается использовать большое количество различных отсылок из родной и мировой культуры, иногда в качестве иллюстрации исторического сюжета использует стихи и даже песни, которые сам исполняет под гитару.
– Самый надёжный способ заинтересовать ребят – самому любить свой предмет и гореть им. Энергия и запал, которые есть у нас, обязательно передадутся детям, они все чувствуют, – говорит педагог. – Конечно, всегда найдутся и те, кому предмет будет по-прежнему неинтересен, но так бывает. Думаю, было бы гораздо хуже, если бы я сам был равнодушен к тому, что делаю.
На вопрос о том, какие трудности испытывают школьники при изучении истории и обществознания, Виктор Эдуардович отвечает:
– Пожалуй, самое сложное – это запоминание дат и терминов. Их нужно учить и достаточно долго держать в голове. Дети, как правило, этого не любят. Ну а в старших классах необходимо уметь анализировать экономическую и политическую ситуацию эпохи, в которой сам никогда не жил. Это тоже достаточно трудно.
В рабочем расписании Виктора Бойченко помимо истории и обществознания есть дисциплины, которые до сих пор вызывают у некоторых удивление – основы духовно-нравственной культуры народов России и основы религиозных культур и светской этики. О cпецифике преподавания этих предметов педагог рассказывает:
– Уроки ОРКСЭ проводятся в четвертых классах. Родители сами выбирают один из нескольких модулей. В нашей школе регулярно побеждает модуль «Светская этика». За 10 лет я выработал свой подход в преподавании, поэтому проблем с этой дисциплиной не возникает, детям нравится. ОДНКНР – предмет для пятых и шестых классов, в рамках него мы рассматриваем основы родной культуры. Чисто технически это самостоятельная дисциплина, однако она очень связана с историей и обществознанием.
Школа – целый мир
Учитель не скрывает, что подготовка к урокам, проверка тетрадей и ведение документации занимает достаточно много времени. До этого учебного года Виктор Эдуардович часто выезжал с ребятами в музеи и на природу, посещал различные экскурсии. Кроме того, занимался подготовкой к экзаменам и вел дополнительные занятия по истории Приморского края. В этом году он работает над проектом «Билет в будущее», который помогает детям определиться с будущей профессией.
При поддержке своего педагога воспитанники Виктора Бойченко регулярно занимают призовые места в образовательных мероприятиях различного уровня. При этом сборные команды школы № 11 участвуют в интеллектуальных квизах, играх «Поколение Next» и многих других.
О своих учениках педагог отзывается очень тепло: «Творческие, самобытные, с характером».
В конце прошлого учебного года три девочки из его класса получили аттестаты с отличием.
– Школа – это целый мир, который не ограничивается уроками и проверками. Для меня это место постоянной работы над собой. Здесь я могу создавать свою комфортную среду, заниматься организацией праздников, ярмарок, концертов, субботников… Всего и не перечислить, – говорит педагог.
Разносторонняя личность
Повышение уровня знаний – неотъемлемая часть работы школьных учителей. Виктор Эдуардович регулярно проходит образовательные курсы в ПК ИРО и других организациях, участвует в семинарах, вебинарах, тематических конференциях и конкурсах. В рамках городских методических объединений для учителей-предметников обменивается опытом с коллегами. Не раз был участником крупного дальневосточного фестиваля «Педагогическая весна». В 2020 году дошел до суперфинала в городском этапе конкурса «Учитель года».
Будучи религиоведом по специальности, Виктор также продолжает изучать вопросы духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания. В свободное время много читает и слушает аудиокниги по психологии, истории и антропологии.
Стоит отметить, что наряду с образовательной деятельностью, педагог с детства увлекается творчеством. Музыка и поэзия сопровождают его всю жизнь. В этом году издательство «Черемша» выпустило первый сборник стихов Виктора Бойченко «Панорама города Дит». В дальнейшем планирует записать свой музыкальный альбом.
Несмотря на загруженность, учитель не забывает и о личной жизни.
– Как бы я не был занят работой и творчеством, всегда помню, что мои родные и друзья тоже нуждаются во внимании и моей энергии. Стараюсь успевать все, признаюсь, это бывает сложно, – говорит он.
На вопрос о том, что привлекает его в работе больше всего, Виктор Эдуардович с уверенностью отвечает:
– Больше всего люблю эмоции, которые дарит общение с учениками. Когда урок прошел, и ты понимаешь, что он прошел не зря… Он попал с сердце и разум детей. И это искреннее «спасибо» от них стоит дорогого. Такое чувство невозможно испытать больше нигде.
У педагога много интересных идей и планов на этот учебный год и не только. Он всегда готов к новым открытиям и событиям. И очень надеется на то, что образовательные учреждения будут и дальше развиваться быстрыми темпами, станут центром притяжения учителей и учеников.
– Очень хочется, чтобы школы были тем местом, куда дети и педагоги идут с радостью, где не иссякает энтузиазм ежедневных открытий, а на лицах всегда сияют улыбки, – говорит Виктор Бойченко.
Ольга ЖУРАВЕЛЬ
Фото Алексея ВОРОНИНА и из архивов Виктора БОЙЧЕНКО