Во многих городах России, чтобы решить проблему с нехваткой водителей общественного транспорта, принимают на работу женщин. Ведь работа водителем давно перестала быть исключительно мужской профессией.
Во Владивостоке уже много лет работает водителем автобуса Оксана Кочергина. Корреспондент «В» встретился с Оксаной Игоревной, чтобы узнать подробности её работы в нашем городе.
Просто было интересно
Оксана Кочергина уже более 15 лет работает водителем, занимаясь перевозкой пассажиров. Она пришла в «ВПОПАТ № 1» в 2015 году, после того как в городе закрыли автоколонну № 3.
– Сейчас конечная маршрута № 15к находится в этом парке на Коммунаров, 21, и я стала работать там. Это было не самое начало моей карьеры, но официальное трудоустройство. До этого я работала в частных компаниях, – вспоминает Оксана. – Я пошла туда, где мне нравилось и было интересно.
Когда Оксана пришла устраиваться на работу, она, возможно, испытала некоторое напряжение. Мужчины реагировали на женщину-водителя по-разному, но ей удалось наладить рабочие отношения со всеми. Сейчас на предприятии «ВПОПАТ № 1» об Оксане Игоревне отзываются с большим уважением.
А ведь когда-то ей отказывали из-за отсутствия опыта работы и водительского стажа.
– Мне тогда говорили: «У вас нет стажа. Не берём». Сейчас мы принимаем во ВПОПАТ без стажа, на нашем предприятии предлагается даже пройти обучение. Пришло много новых водителей. После повышения зарплаты я это почувствовала, потому что у меня ушли подработки и «запасные» автобусы. Если автобус ломается, мы берём другой, переоформляем документы и продолжаем работу. Но мой автобус остаётся в ремонте. Сейчас ощущается, что водителей стало больше, и подработок стало меньше, – рассказывает Оксана Игоревна.
Подработки и не только
В компании водители могут попросить подработку, достаточно сказать об этом начальнику автоколонны. Но можно и отказаться.
– Я просто не хочу выходить на подработки, начальство понимает это, и меня лишний раз не дёргают. Если надо, тогда, значит, надо. У нас в принципе мало кто работает конкретно на одном маршруте. То есть ты трудишься на предприятии, тебе сказали идти туда-то, и ты идёшь. Но, в общем-то, есть люди-универсалы, которые могут ездить везде. Есть ещё разделение по автоколоннам. У нас их две. С первой могут поставить водителя во вторую, со второй редко заменяют водителей первой. Начальник может попросить выйти на подработку на другой маршрут, и ты уже сам решаешь, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
– Автобус закреплён за каждым водителем?
– Конечно, водитель закреплён на каком-то автобусе, у него есть напарник, и два человека на этом автобусе работают. Ну, бывает ситуация, допустим, когда автобус поломался, в долгом ремонте, и тогда ты начинаешь «прыгать», либо когда ты только пришёл, устроился, и у тебя ещё нет «своего» автобуса. Но вообще всё ещё не хватает водителей, потому что работа тяжёлая.
Помощь нужна не только в ремонте
Во «ВПОПАТ» отлично компенсируют тяжёлый труд. Это не только дополнительные 12 дней к отпуску. Работа на общественном транспорте относится к вредным производствам.
– Молоко за вредность дают? Дают компенсацию. Ну, во-первых, всё-таки зарплата более-менее, а если хочешь – выходи на подработки, она будет ещё лучше. Я, допустим, одна могу содержать троих детей. Сейчас уже старшая дочка выросла, уехала, своей жизнью живёт. Теперь поднимаю двоих младших. Мне это нормально.
Ещё Оксана Кочергина рассказала о преимуществе официального трудоустройства во «ВПОПАТ № 1».
– Именно когда ты официально работаешь и всё официально оформлено, ты можешь выйти раньше на пенсию. То есть, если у меня будет 15 лет стажа на городских машинах-перевозках, то я, допустим, могу выйти на пенсию в 51 год. Мужчинам надо иметь 20 лет стажа. Это очень большой плюс, потому что или в 50 лет выйти, или в 63, разница есть.
Как многодетная мама, Оксана с детьми получила участок земли. Хотя призналась, что пока за строительство дома на участке не взялась. Нет времени. Обменять участок на сертификат тоже еще не решилась.
– Компенсацию эту не можешь получить деньгами, только в виде сертификата при покупке, если ты сам покупаешь землю. Ну, мне вот участок дали в Береговом. Льготы и пособия многодетным стали хорошими, а когда у меня только родились дети, это были просто копейки. Единственное, что досталось, – это дети пошли без очереди в садик. Еще они бесплатно в лагерь ездили. Остальные компенсации и субсидии не дали, работа и официальная зарплата стала выше прожиточного минимума.
Маршрут с «особенностями»
Маршрут 15к пролегает через центр города (район магазина «Изумруд») до остановки «Трудовая». После того как пассажиры выходят из автобуса, он отправляется в автопарк, где водитель имеет законное право на отдых. В это время можно поесть, размяться и привести себя в порядок.
– Наш маршрут сам по себе довольно спокойный. Есть маршруты, где нужно много маневрировать, но здесь особо сложных участков нет. Единственное, что может испортить настроение, – это скандальный пассажир, который без причины ищет повод для ссоры. Я стараюсь не вступать в конфликты, но иногда это всё же случается. Например, когда кто-то хочет проехать бесплатно. Но зачем скандалить? Можно просто выйти спокойно, никто не будет за тобой бежать. Коммерсантам, конечно, сложнее. Я не знаю, какие у них договоры с фирмами, но мы работаем на зарплату, и это очень хорошо. Вот в этом большой плюс. Я уже не планирую работать в коммерческих маршрутных перевозках.
Работа с огоньком
На маршруте не всегда всё спокойно. В ВПОПАТ корреспонденту «В» рассказали, что однажды Оксана спасла свой автобус от пожара.
– Я стояла на конечной остановке в парке на Коммунаров. Почувствовала в машине запах, который появляется, когда проводка начинает плавиться. Сначала подумала, что запах может быть с улицы. Прошла в салон, там уже были облачка дыма. Я выбежала из автобуса, открыла двигатель – он горел. Я побежала в кабину и выключила «массу». Это сразу нужно сделать, чтобы электропитание прекратилось. Потом огнетушителем сбила огонь. Это был не первый пожар у меня, но тот, первый, был не из-за проводки, а этот – именно из-за неё. Хорошо, что это произошло без пассажиров, – рассказала Оксана.
Замыкание электропроводки – нередкая причина возгорания машин. Водители автобусов также вспоминали случаи пожаров на стоянках в парках. К сожалению, техника, даже новая, раньше была не очень хорошего качества. Сегодня ситуация постепенно исправляется.
Был случай и во ВПОПАТ, когда сгорело сразу несколько автобусов. И у коллег из других транспортных компаний были такие же случаи.
– Водитель пошёл получать путевку, пришёл, а там уже полыхает. Конечно, попытался что-то тушить, но огонь распространялся быстро. А другой случай был перед этим, когда автобус стоял после ремонта и мы поехали его обкатывать. Я поехала сначала одна, выезжаю за ворота – из трубы дым валит. Вернулась, говорю, что одна не поеду. Дали мне ещё водителя, который был в ремонте. Мы вдвоём поехали с Седанки на спуск, обгоняет нас женщина и машет руками. У нас уже из выхлопной трубы огонь валит. Мы тоже всё заглушили, побежали смотреть. Там вытекло масло в выхлопную трубу. Труба горячая, и масло загорелось. Мы тоже стали тушить с двух огнетушителей, – объяснила Оксана.
300 километров по кругу
Именно поэтому в автобусе Оксаны во время работы не играет музыка. Звонить тоже бесполезно, телефон отключён. Всё внимание на машину и на дорогу.
– Понятно, что работа достаточно монотонная и даже нудная. Целый день по одному и тому же маршруту ездить. Например, 29-й маршрут в день по 400 километров наезжает, у меня меньше, где-то 200-300 километров. Каждый выбирает сам, как ему комфортно работать. Я в поездке слушаю автобус, как он работает. Поэтому у меня тишина стоит. Мне так комфортно. К тому же я всегда стараюсь не затягивать с ремонтом, а если какая-то проблема есть, я звоню начальнику колонны, в ремзону, ну или не звоню, пишу на WhatsApp. Проблема может быть, но ещё критично не проявилась, и на предприятии уже имеют это в виду.
– Отдельный вопрос с перегонщиками. Кто эти люди и зачем они нужны?
– Когда-то их не было. Нам сделали ещё добавочный круг. И если, допустим, последний график, то домой после полуночи приезжаешь, это ещё с учётом того, что ты поставил автобус и перегонщик погнал его в мойку. А были времена, когда перегонщиков не было. На мойку стояли, бывало, подолгу. Ну и люди, которым завтра на работу, возмущались. К счастью, наняли перегонщиков. Это люди, которые работают на другой работе. Они не являются дневными водителями на маршрутах. Это как вторая работа, подработка.
– Трудно ли выполнять требования, которые предъявляет директор?
– Что трудного ходить в форменной рубашке и прибрать на рабочем месте? Конечно, если человек не приучен к дисциплине, то он работать не сможет. Есть у нас правило, которое выполняют все без исключения, – не оставлять еду в машине. Это привлекает крыс.
Семья не жалуется
Мы не могли не спросить, как обстоят дела в семье женщины-водителя. У Оксаны трое детей. Старшая ее дочь выбрала путь в сфере общепита. Сейчас она уже выросла по карьерной лестнице и уехала в Санкт-Петербург.
– Другие дети ещё не определились со своими предпочтениями, но младшая дочь присматривается к профессии ветеринарного врача. У нас много животных: две собаки, кошка и даже лошади были. Но содержание лошадей в конюшне обходится слишком дорого…
Акулина СЕМЕНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА