Как мы и обещали, весь этот месяц главными героями «В» будут представители самой важной профессии – педагоги. Сегодня мы расскажем о необычном тандеме – Инне Понихидиной и Татьяне Калмыковой. Это мама и дочь, обе – учителя младших классов, обе работают в школе № 63 г. Владивостока.
Так совпало, что в гости к семье журналист газеты пришел 4 октября, когда в стране отмечали День учителя. Калмыкова на пороге школы принимала от родителей цветы и пожелания здоровья, терпения и еще раз здоровья. Татьяне 21 год, мамочки многих ее первоклашек и ей в мамы годятся. Но никакого амикошонства: и взрослые, и детвора обращаются к Калмыковой исключительно по имени-отчеству – Татьяна Вадимовна. «Запомни, Таня, переступив порог школы, ты не подруга и не товарищ, а учитель и наставник», – без назидательности, но четко объяснила дочери Инна Юрьевна, она 31 год работает с детьми. Что ещё советовала мама ребенку, который решил пойти по ее стопам?
«Всегда советуюсь с детьми»
Татьяна только-только пришла преподавать в школу. Это ее первые ученики первого класса «А», а она – первый в их жизни учитель.
– Страшно было входить в кабинет? Волновались?
Т. В.: – Нет, ничего такого. Только ощущение счастья. Моя мечта сбылась.
– Инна Юрьевна, вы не пытались отговорить Татьяну, когда она решила тоже стать учителем? Вы же знаете, насколько это тяжелый, ответственный труд?
И. Ю.: – Не отговаривала, но мы подолгу беседовали. Я рассказывала про все плюсы и минусы профессии. Наша работа, действительно, не из простых. Каждый день ты должен быть полон сил и энергии, надо постоянно общаться с детьми, причем со всеми в равной степени. Нельзя кому-то уделить больше внимания, а кому-то меньше. Надо решать проблемы учеников.
– А мы точно говорим о четвероклашках? (Понихидина ведет 4-й «А». – Прим. ред.). Какие у них проблемы?
– Дети разные. Часто делят степень своего влияния в коллективе, каждый хочет быть лидером. Могут возникать ссоры, даже стычки. Приходится убеждать словом, объяснять, втолковывать. В каких-то сложных моментах я обязательно советуюсь с самими детьми. В этом году мы выбрали старосту класса, двух его помощников. Бывает, прибегаю к их помощи. Честно признаюсь: «Не знаю, как быть. Ребята, помогите мне найти решение». И они находят верный способ нивелировать ситуацию. Четвертый класс – уже не малышня, более осознанные ребята. Приведу пример. Вот недавно мы готовились к концерту, посвященному Дню учителя. Группа учениц репетировала песню и танец. Одна из девочек постоянно выбивалась «из стаи»: то в слова не попадает, то ей места мало во время танца. Ее одноклассницы начали критиковать, та расплакалась. Мы совместно искали выход, как быть в этом случае, нельзя же выгонять из группы артистку. Решили чуть изменить движения танца, местоположение девочки на сцене. И все пошло прекрасно, воцарились лад и согласие, номер получился замечательным.
Идеальный ученик – тот, что не дает покоя
– Как учителю завоевать авторитет у современных детей?
– На мой взгляд, в четвертом классе уже не надо что-то доказывать, завоевывать авторитет. Это закладывается в первом классе, сейчас такая задача стоит перед Татьяной Вадимовной. Думаю, в начале школьного пути детям надо просто понравиться, завоевать их сердца. Сегодня со своими учениками мы очень сблизились. Я знаю их сильные и слабые стороны, а они знают мои.
– В чем ваша слабость? Наверное, вы слишком добрая?
– Да, мне всегда это ученики говорят прямо в глаза. Но одна девочка вчера дала такую характеристику: вы добрая, но при этом строгая.
– По-моему, это идеальное сочетание качеств для педагога. А какой в ваших глазах идеальный учащийся? Только не говорите, что отличник.
– Конечно, хочется послушного ученика, который будет поднимать руку, отвечать на все твои вопросы. Но всегда есть «но». Для меня идеальный ученик – это тот, который не дает мне покоя. Он проявляет себя, исподволь подсказывает, что мне нужно сделать в течение всего урока, чтобы он получился увлекательным, запоминающимся. С такими детьми, на самом деле, очень интересно общаться.
– У вас есть любимчик?
– Скажу честно, нет. Это не лукавство. Я всех детей хочу и стараюсь любить одинаково.
Лето – это маленькая жизнь
– Чуть выше вы говорили о преимуществах учительского труда. Какой самый большой плюс? И как выглядит самый желанный подарок в День учителя?
– Самый большой плюс – отпуск все лето. Даже если экзамены, пришкольные площадки, ты все равно воспринимаешь это время как отдых. Дети не за партами. Другой ритм, не такой сумасшедший, уже можно просыпаться не в 7 часов, а в 7.15. А какой идеальный подарок? Сегодня с шести утра я принимала поздравления от родителей учеников. Если в такую рань о тебе вспомнили первым делом – это счастье, другого подарка и не надо.
– У вас остается время на личную жизнь? В наш век технологий наверняка родители постоянно пишут в чат…
– Да, для родителей их ребенок – самое важное на свете, иногда и поздно вечером мне пишут, ждут совета. Стараемся эти вопросы обсуждать, регламентировать.
«Почему вы так странно назвали дочь?»
– По факту вы преподаете четвертый десяток лет. Вижу ваши искрящиеся глаза, улыбку – никаких признаков профессионального выгорания. Как вам это удается?
– Закончила педучилище, пришла в эту школу на практику и еще отсюда не выходила. Отлучалась только за детьми в декрет. У меня еще есть сын. Кстати, он тоже в каком-то смысле пошел по моим стопам. Офицер, воспитывает личный состав. В шутку говорит, что учит тех, кого я не доучила. Так что мое дело, моя профессия – в моих детях.
Конечно, иногда хочется более спокойной работы, тишины. Но эти мысли мигом улетучиваются, когда переступаешь школьный порог. Зашла – и забыла обо всех домашних заботах, каких-то неурядицах. Полностью погружаюсь в работу, обо всем забываю. Мои сын с дочкой, когда были помладше, жаловались: мама в классе – и мы на это время сироты. К ней не дозвониться, не достучаться.
Т. В.: – Я тоже, приходя в школу, сразу чувствую себя выспавшейся, пусть и не спала полночи, бодрой и веселой, хотя ещё утром настроение было не на высоте.
– Наверняка вы не раз в школе попадали в казусные ситуации, когда смеялись от души?
И. Ю.: – Конечно, такое происходит сплошь и рядом. Совсем недавно первоклашка у меня спрашивает: «А вы учительница нашей учительницы?». Один мальчик постарше выдал: «Почему вы так странно назвали свою дочь – Татьяна Вадимовна? Обычно называют просто Таня».
– Бывало, что дети ставили в тупик своими вопросами? Как выкручивались?
– В таких случаях честно признаюсь: пока ответить не могу, разберусь детально с темой и тогда вернемся к ней еще раз. С учениками надо быть откровенным, даже если кажется, что подрывается твой авторитет. Детей не обманешь, они все чувствуют.
– Продолжите фразу: «Учитель – это…». Понимаю, сложная задачка.
И. Ю.: – Это друг, помощник, наставник, человек, который всегда откликнется на любой детский вопрос.
Т. В.: – Учитель – это мама.
Анна СВЕТЛОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА