«Завоевать сердца детей»: Инна Понихидина и Татьяна Калмыкова, мать и дочь – преподаватели младших классов школы № 63 Владивостока

Как мы и обещали, весь этот месяц главными героями «В» будут представители самой важной профессии – педагоги. Сегодня мы расскажем о необычном тандеме – Инне Понихидиной и Татьяне Калмыковой. Это мама и дочь, обе – учителя младших классов, обе работают в школе № 63 г. Владивостока.

Так совпало, что в гости к семье журналист газеты пришел 4 октября, когда в стране отмечали День учителя. Калмыкова на пороге школы принимала от родителей цветы и пожелания здоровья, терпения и еще раз здоровья. Татьяне 21 год, мамочки многих ее первоклашек и ей в мамы годятся. Но никакого амикошонства: и взрослые, и детвора обращаются к Калмыковой исключительно по имени-отчеству – Татьяна Вадимовна. «Запомни, Таня, переступив порог школы, ты не подруга и не товарищ, а учитель и наставник», – без назидательности, но четко объяснила дочери Инна Юрьевна, она 31 год работает с детьми. Что ещё советовала мама ребенку, который решил пойти по ее стопам?

«Всегда советуюсь с детьми»

Татьяна только-только пришла преподавать в школу. Это ее первые ученики первого класса «А», а она – первый в их жизни учитель.

 Страшно было входить в кабинет? Волновались?

Т. В.: – Нет, ничего такого. Только ощущение счастья. Моя мечта сбылась.

 Инна Юрьевна, вы не пытались отговорить Татьяну, когда она решила тоже стать учителем? Вы же знаете, насколько это тяжелый, ответственный труд?

И. Ю.: – Не отговаривала, но мы подолгу беседовали. Я рассказывала про все плюсы и минусы профессии. Наша работа, действительно, не из простых. Каждый день ты должен быть полон сил и энергии, надо постоянно общаться с детьми, причем со всеми в равной степени. Нельзя кому-то уделить больше внимания, а кому-то меньше. Надо решать проблемы учеников.

 А мы точно говорим о четвероклашках? (Понихидина ведет 4 «А».  Прим. ред.). Какие у них проблемы?

– Дети разные. Часто делят степень своего влияния в коллективе, каждый хочет быть лидером. Могут возникать ссоры, даже стычки. Приходится убеждать словом, объяснять, втолковывать. В каких-то сложных моментах я обязательно советуюсь с самими детьми.  В этом году мы выбрали старосту класса, двух его помощников. Бывает, прибегаю к их помощи. Честно признаюсь: «Не знаю, как быть. Ребята, помогите мне найти решение». И они находят верный способ нивелировать ситуацию. Четвертый класс – уже не малышня, более осознанные ребята. Приведу пример. Вот недавно мы готовились к концерту, посвященному Дню учителя. Группа учениц репетировала песню и танец. Одна из девочек постоянно выбивалась «из стаи»: то в слова не попадает, то ей места мало во время танца. Ее одноклассницы начали критиковать, та расплакалась. Мы совместно искали выход, как быть в этом случае, нельзя же выгонять из группы артистку. Решили чуть изменить движения танца, местоположение девочки на сцене. И все пошло прекрасно, воцарились лад и согласие, номер получился замечательным.

Идеальный ученик – тот, что не дает покоя

Как учителю завоевать авторитет у современных детей? 

– На мой взгляд, в четвертом классе уже не надо что-то доказывать, завоевывать авторитет. Это закладывается в первом классе, сейчас такая задача стоит перед Татьяной Вадимовной. Думаю, в начале школьного пути детям надо просто понравиться, завоевать их сердца. Сегодня со своими учениками мы очень сблизились. Я знаю их сильные и слабые стороны, а они знают мои.

В чем ваша слабость? Наверное, вы слишком добрая?

– Да, мне всегда это ученики говорят прямо в глаза. Но одна девочка вчера дала такую характеристику: вы добрая, но при этом строгая.

 По-моему, это идеальное сочетание качеств для педагога. А какой в ваших глазах идеальный учащийся? Только не говорите, что отличник.

– Конечно, хочется послушного ученика, который будет поднимать руку, отвечать на все твои вопросы. Но всегда есть «но». Для меня идеальный ученик – это тот, который не дает мне покоя. Он проявляет себя, исподволь подсказывает, что мне нужно сделать в течение всего урока, чтобы он получился увлекательным, запоминающимся. С такими детьми, на самом деле, очень интересно общаться.

 У вас есть любимчик?

– Скажу честно, нет. Это не лукавство. Я всех детей хочу и стараюсь любить одинаково.

Лето  это маленькая жизнь

Чуть выше вы говорили о преимуществах учительского труда. Какой самый большой плюс? И как выглядит самый желанный подарок в День учителя? 

– Самый большой плюс – отпуск все лето. Даже если экзамены, пришкольные площадки, ты все равно воспринимаешь это время как отдых. Дети не за партами. Другой ритм, не такой сумасшедший, уже можно просыпаться не в 7 часов, а в 7.15. А какой идеальный подарок? Сегодня с шести утра я принимала поздравления от родителей учеников. Если в такую рань о тебе вспомнили первым делом – это счастье, другого подарка и не надо.

 У вас остается время на личную жизнь? В наш век технологий наверняка родители постоянно пишут в чат…

– Да, для родителей их ребенок – самое важное на свете, иногда и поздно вечером мне пишут, ждут совета. Стараемся эти вопросы обсуждать, регламентировать.

«Почему вы так странно назвали дочь?»

По факту вы преподаете четвертый десяток лет. Вижу ваши искрящиеся глаза, улыбку никаких признаков профессионального выгорания. Как вам это удается? 

– Закончила педучилище, пришла в эту школу на практику и еще отсюда не выходила. Отлучалась только за детьми в декрет. У меня еще есть сын. Кстати, он тоже в каком-то смысле пошел по моим стопам. Офицер, воспитывает личный состав. В шутку говорит, что учит тех, кого я не доучила. Так что мое дело, моя профессия – в моих детях.

Конечно, иногда хочется более спокойной работы, тишины. Но эти мысли мигом улетучиваются, когда переступаешь школьный порог. Зашла – и забыла обо всех домашних заботах, каких-то неурядицах. Полностью погружаюсь в работу, обо всем забываю. Мои сын с дочкой, когда были помладше, жаловались: мама в классе – и мы на это время сироты. К ней не дозвониться, не достучаться.

Т. В.: – Я тоже, приходя в школу, сразу чувствую себя выспавшейся, пусть и не спала полночи, бодрой и веселой, хотя ещё утром настроение было не на высоте.

Наверняка вы не раз в школе попадали в казусные ситуации, когда смеялись от души? 

И. Ю.: – Конечно, такое происходит сплошь и рядом. Совсем недавно первоклашка у меня спрашивает: «А вы учительница нашей учительницы?». Один мальчик постарше выдал: «Почему вы так странно назвали свою дочь – Татьяна Вадимовна? Обычно называют просто Таня».

Бывало, что дети ставили в тупик своими вопросами? Как выкручивались?

– В таких случаях честно признаюсь: пока ответить не могу, разберусь детально с темой и тогда вернемся к ней еще раз. С учениками надо быть откровенным, даже если кажется, что подрывается твой авторитет. Детей не обманешь, они все чувствуют.

Продолжите фразу: «Учитель – это…». Понимаю, сложная задачка.

И. Ю.: – Это друг, помощник, наставник, человек, который всегда откликнется на любой детский вопрос.

Т. В.: – Учитель – это мама.

 

Анна СВЕТЛОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА