Владивосток в преддверии самого волшебного праздника преображается. В муниципальной библиотеке БУК тоже подготовились к встрече Нового года. Библиотекарь, историк, исследователь моды Екатерина Шульга пригласила жителей города на лекцию «Маска, я тебя знаю!». На встречу пришли около 25 человек, молодежь и люди старшего возраста, всех погрузили в атмосферу маскарада, раздав очень красивые и натуралистичные маски.
Как говорится: «Мясо, прощай!»
Рассказывая об эволюции русского маскарадного костюма, историк моды начала с самых древних славянских языческих образов, отголоски которых живут до сих пор: это Масленица, изначально обряд был посвящен поминанию предков, святочные колядки, праздник Ивана Купалы, «похороны Русалки», – эти обряды были предвестниками маскарадов и карнавалов.
В нашей культуре новогодних праздников понятия «маскарад» и «карнавал» употребляются как тождественные, тем не менее истории их происхождения и развития различны. Вероятнее всего, слово «карнавал» происходит от итальянского carne vale, что означает «Мясо, прощай!». Праздник появился в Средние века у итальянцев, которые накануне 40-дневного поста устраивали пышные празднества, в центре которых был бык – символ изобилия и силы. Карнавалы были временем, когда разрешалось делать все, что не позволялось в будние дни. Это был не только праздник чревоугодия, но и разгул зрелищ, публичных забав и состязаний.
«Инициатором маскарадов как массовых общественных увеселений в России стал Петр I – страстный любитель рядиться. В 1721 году им было устроено пышное уличное костюмированное шествие в ознаменование Ништадтского мира, завершившего победоносную войну России со Швецией», – рассказала Екатерина Шульга.
Костюмированные шествия и карнавалы продолжили русские императрицы: Анна Иоанновна, которая в 1731 году устроила грандиозный маскарад по случаю первой годовщины своего восшествия на престол, затем Елизавета Петровна. Она частенько устраивала маскарады, называемые «метаморфозами». Их участники должны были являться в костюмах противоположного пола: мужчинам предписывалось надевать женское платье с корсетом на китовом усе, а женщины облачались в мужские панталоны и камзолы. Развлекало это, по-видимому, лишь саму Елизавету, которая при своей достаточно внушительной фигуре имела стройные ноги и любила их демонстрировать. Помимо этого, императрице доставляло удовольствие наблюдать, как дамы стесняются своих ног, а мужчины, путаясь в юбках, падают на своих партнерш прямо на сцене.
Во время правления Екатерины II мода на маскарады разгорелась вновь. В 1763 году в Москве состоялся грандиозный театрализованный маскарад по случаю коронации Екатерины II. Маскарадную процессию, продолжавшуюся три дня, составляли 4 тысячи действующих лиц и 12 колесниц.
Если говорить о костюмах, то при дворе Анны Иоанновны на костюмированных балах танцевали дриады и наяды в полумасках. Во времена Екатерины Великой популярными становятся Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекины. В XIX веке в моде были как традиционные костюмы (Арлекин, Коломбина, Доктор, Фея, Цыганка), так и необычные для европейской моды: смерть с косой, черти.
В начале XX века особой популярностью пользовался образ русской царевны или боярыни. И не случайно: в 1903 году в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал с участием царя и царицы, на котором все участники одеты были в русские костюмы семнадцатого века.
Костюмы украсили карты
Мало кто знает, что на колоде карт под названием «Русский стиль» изображены персонажи в костюмах, повторяющих костюмы участников того самого придворного бала. Одежда королей, дам и валетов выполнена в стиле XVII века; тузы – изображения щитов, окружённых древнерусским оружием и доспехами. Сами карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре к празднованию 300-летия дома Романовых.
Король червей – император Николай II в костюме царя Алексея Михайловича, дама треф – великая княгиня Елизавета Фёдоровна в костюме княгини, дама пик – княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон в костюме боярыни, а вот у короля пик прототипа нет, но есть костюм Ивана Грозного. В нем образ «царя, и великого князя», изображённый на картине А. Д. Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею».
Традиция устроительства маскарадов по случаю празднования Нового года возродилась в России во второй половине XIX века после проведения в Петербурге в 1852 году первой публичной ёлки с карнавальными костюмами и масками. Стали популярны новогодние придворные маскарады, которые проводились 31 декабря в Зимнем дворце.
Увидеть маскарад глазами современника можно в произведении М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Пьеса повествует о петербургском обществе 1830-х годов. Мотив маскарада в пьесе символизирует скрытые страсти и лицемерие общества, где каждый скрывает свою истинную сущность.
Екатерина Шульга привела в качестве примера описания костюмов конца 19-го – начала 20-го веков роман в стихах «Маски» Андрея Белого. Часто за масками скрывали истинные мотивы маскарадов. Например, Домино – некто облаченный в этот костюм в конце произведения проследовал уже с окровавленным ножом. Впрочем, маскарад сегодня – это детский праздник возле новогодней елки. Крайне редко проходят и маскарады для взрослых, но такого размаха, как был при правлении династии Романовых, уже нет, хотя взрослые – это те же дети, и многие с большим удовольствием принялись соревноваться в конкурсе «Лучший новогодний костюм».
С приходом советской власти маскарады переродились в нечто новое: появились так называемые политкарнавалы, на которых рабочие надевали костюмы буржуев и танцевали чарльстон, уродливо кривляясь. А новогодние празднества долгое время оставались под запретом. Обычай устраивать костюмированные праздники на Новый год возродился только в 1934 году, после государственной поддержки проведения новогодних ёлок сначала для детей, а потом и для всех слоёв населения. Маскарады стали устраивать в различных ДК и рабочих клубах. Окончательно эта традиция сформировалась уже в послевоенное время.
Взрослые сбросили маски
Постепенно из мероприятия, на котором стираются все моральные и сословные предрассудки, маскарад превратился в зажигательный детский праздник.
Дети строителей коммунизма в 60-е годы прошлого столетия больше всего хотели быть Космонавтами, но, как правило, все девочки становились Снежинками, а мальчики – Зайчиками. В 70-е годы мальчики уже были Мушкетерами, Индейцами, а девочки – Снегурочками, сказочными Принцессами (Золушка, Белоснежка, Царевна Лебедь, Фея, Мальвина). Были и профессиональные образы – доктор Айболит, Звездочет, Солдат. Особым спросом до сих пор пользуются образы зверей – Белочка, Лисичка, Медведь, Котик. Дополнить и сделать более реалистичным персонаж помогают маски. Их можно купить, а можно сделать и самостоятельно из папье-маше. В интернете очень много различных лайфхаков, как это сделать, но самое главное – создать новогоднее настроение, ведь мы открываем новую книгу жизни. Ее страницы чисты. Её первая глава называется «Новый год», заполните ее самостоятельно, вписав туда семейные новогодние страницы, готовясь к празднику, украшая елку, делая маски и костюмы для детей.
«Библиотекарь, историк, исследователь моды Екатерина Шульга умеет заинтересовать наших читателей. Она часто проводит различные лекции, популярность которых растет. Их с большим удовольствием и интересом посещают и взрослые, и молодежь. В этот раз ее мероприятие, посвященное истории маскарадных костюмов в России, «Маска, я тебя знаю!» раскрыло эволюцию маскарадов от Древней Руси до эпохи правления династии Романовых, захватив немного и Советский период, и вызвало неподдельный интерес у наших читателей», – прокомментировал и. о. директора Централизованной библиотечной системы г. Владивостока Игорь Филиппов.
«Современная городская библиотека во Владивостоке: здесь жители могут и почитать книги, и реализовать себя в различных направлениях – деловых, интеллектуальных, творческих. В целом библиотеки за последние 10–15 лет сильно изменились к лучшему. Это и внешние преобразования – ремонт, современный дизайн, мультимедийное оборудование, открытые стеллажи с книгами, цифровые каталоги, регулярное обновление фондов. Это и внутреннее наполнение мероприятиями – традиционными и необычного формата», – отметила Светлана Шупиро, начальник управления культуры администрации города Владивостока.
Виктория ЛЕТИТА
Фото автора