Наталья Короткова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе детского сада № 3 г. Владивостока

В нашей газете мы не раз писали о работе воспитателей детских садов города – образованных, творческих, увлеченных своей профессией педагогов, которые делают очень многое для развития самых юных жителей Владивостока. А кто стоит за работой воспитателей? Кто и чем помогает им самим, организует и координирует их педагогическую деятельность, оказывает помощь в решении возникающих вопросов, даёт мотивацию для развития.

О том, в чем заключается работа заместителя заведующего в дошкольном образовательном учреждении, о профессиональном развитии воспитателей, городских мероприятиях для педагогов и дошкольников и многом другом – в нашем сегодняшнем выпуске.

Из школы в детский сад

Как правило, чтобы успешно справляться с руководящей должностью, необходимо пройти путь простого специалиста. Так вышло и в жизни Натальи Коротковой. Наработав большой опыт в педагогической сфере, попробовав для себя разные пути развития, она остановила свой выбор на работе заместителя заведующего в дошкольном образовательном учреждении. И сейчас с удовольствием воплощает свои педагогические идеи в сотрудничестве с воспитателями детского сада № 3 г. Владивостока.

Наталья признается, что изначально она не планировала работать с дошколятами, с самого детства ее манила профессия школьного учителя.

Несмотря на то, что педагогов в моей семье не было, я всегда мечтала преподавать. В детстве играла с куклами в школу, оформляла тетрадки и вела журнал с оценками. Будучи школьницей, с удовольствием помогала одноклассникам. Мне всегда нравилось делиться своими знаниями, – рассказывает она.

После окончания общеобразовательной школы девушка поступила в Смоленский государственный педагогический университет, выбрав специальность «Учитель начальных классов. Педагогика и методика начального образования». В 1998 году, получив диплом, устроилась работать по профессии. Спустя два года вышла замуж за военного и вместе с ним переехала из центральной части России в далекий Петропавловск-Камчатский.

Сразу после переезда я попыталась устроиться учителем в ближайшую школу. Однако, к моему удивлению, свободных вакансий там не оказалось. Зато поступило предложение попробовать себя в роли воспитателя детского сада. Отказывать не стала, работа с детьми дошкольного возраста пришлась мне по душе, – делится педагог.

В 2002 году супруга Натальи вновь распределили на новое место службы. Так молодая семья оказалась во Владивостоке. А наша героиня, сразу после окончания декретного отпуска, устроилась работать в детский сад № 34, что на улице Сабанеева. Именно в этом образовательном учреждении она впервые познакомилась с работой заместителя заведующего по воспитательной и методической работе.

В 2006 году, когда закончился второй декретный отпуск, Наталья Короткова возобновила работу по профессии. Несколько лет была учителем начальных классов в средней общеобразовательной школе № 69, в дальнейшем – заместителем директора по воспитательной работе.

Очередной переезд и третий декретный отпуск вновь изменили карьерный путь Натальи. На этот раз большая семья Коротковых оказалась в микрорайоне Снеговая Падь. В 2016 году педагог пришла работать воспитателем в ближайший детский сад № 3, более известный как «Тигренок».

Работа, которая заряжает

Наталья Константиновна с большим теплом вспоминает свою непосредственную педагогическую работу с дошкольниками. Имея за плечами достаточный опыт, ей было легко и интересно взаимодействовать с детьми и их родителями.

– Несмотря на то, что мне приходилось не раз менять место жительство, а, соответственно, и место работы, привыкать к новым коллективам и обстоятельствам, я всегда получала удовольствие от своей педагогической деятельности. Работа с детьми отличается от любой другой. Общение с ними по-настоящему заряжает и дает силы открывать новые горизонты, творчески развиваться самой и наполнять новыми знаниями своих воспитанников, – говорит Наталья.

За годы работы воспитателем она выпустила пять групп, две из них в детском саду «Тигренок». Со многими своими ребятами и их родителями педагог поддерживает теплые отношения, следит за успехами бывших воспитанников. А самые первые ее выпускники уже и сами стали мамами и папами.

Наталья Короткова активно участвовала в различных педагогических мероприятиях, посещала курсы и семинары, проводила открытые занятия и творческие мастер-классы для коллег и ребят.

В 2020-м она заняла второе место в городском конкурсе «Воспитатель года». Спустя два года прошла профессиональную переподготовку и приступила к работе заместителя заведующего по воспитательной и методической работе в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3 г. Владивостока».

Наставник для воспитателей

Так, осенью 2022 года наша героиня вновь поменяла профессию, оставаясь при этом в любимой и уже хорошо знакомой педагогической сфере.

– Не скрою, я была рада занять новую должность в уже родном детском саду. За годы работы воспитателем у меня накопилось достаточно опыта, которым хотелось делиться с другими педагогами. К тому же у меня уже был подобный опыт работы, который оставил самые лучшие впечатления, – делится она.

Отвечая на вопрос, что входит в рабочие обязанности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, Наталья Константиновна говорит:

 Обязанностей хватает, всего и не перечислить. Несмотря на пятидневную рабочую неделю, творческие мысли порой не отпускают и в выходные дни. Ведь идей и планов очень много и приходится постоянно думать о том, как воплотить их в жизнь, как усовершенствовать то, что уже есть, как лучше решить тот или иной организационный вопрос.

Педагог занимается ежегодным планированием воспитательно-образовательной работы детского сада, разработкой различных программ и сеток занятий для каждой группы, следит за качественным выполнением всех образовательных задач и режимных моментов, курирует кружковую деятельность в детском саду, создает необходимую среду для профессионального развития воспитателей.

В кабинете заместителя заведующего по ВМР регулярно рождаются новые идеи, которые делают работу педагогов более эффективной. Методист проводит опросы среди коллег, дает возможность каждому делиться своим мнением и вдохновляет их на эксперименты.

– Довольно часто посещаю различные педагогические мероприятия, которые организует управление образования администрации Владивостока. Бываю там и зрителем, и участником, и членом жюри. С удовольствием беру на заметку опыт педагогов других детских садов, делюсь своими наработками, – рассказывает Наталья. 

Ее опыт и педагогическая насмотренность позволяет замечать интересные тренды в дошкольном образовании. А потом вместе с коллегами воплощать их в жизнь.

В нашем саду сформирована творческая группа воспитателей, которые всегда готовы к реализации новых идей, – говорит заместитель по ВМР. –  Среди них как опытные, так и начинающие педагоги, по-настоящему влюбленные в свою профессию. Мы вместе изучаем интернет-ресурсы коллег, посещаем мероприятия и делаем все для того, чтобы ребятам в детском саду было интересно.

Несколько лет назад педагоги дошкольного учреждения разработали проект, благодаря которому удалось выиграть грант от администрации города Владивостока на реализацию образовательных услуг. На выделенные средства в детском саду было создано пространство для формирования познавательных способностей ребят, которое успешно развивается по сей день. Особое внимание воспитатели уделяют четырем направлениям: развивающие игры Воскобовича, гимнастика для тренировки мозга (нейрофитнес), подготовка к школе и STEAM-лаборатория. Секции ведут опытные педагоги, посвятившие изучению этих методик не один год.

Наталья Константиновна ведет направление STEAM-лаборатории, работа которой направлена на развитие исследовательского интереса у детей. О своей секции она рассказывает:

– В рамках нашей лаборатории мы проводим с ребятами эксперименты, знакомимся с качествами и свойствами тех или иных веществ и предметов повседневной жизни. Основная цель работы заключается в развитии наблюдательности. В ходе совместной деятельности дети учатся видеть закономерности, анализировать процессы и делать правильные выводы. Наша лаборатория пользуется большим интересом у воспитанников сада.

Победы детей и педагогов

Стоит отметить, что на базе детского сада № 3 регулярно проходят  городские мероприятия, которые инициирует управление по работе с муниципальными учреждениями образования города Владивостока.

Так, в прошлом учебном году состоялся городской этап конкурса «Воспитатель года – 2023», который посетили педагоги со всего города. В ближайших планах – очередное крупное мероприятие.

Помимо этого, в образовательном учреждении проходит большое количество и других событий: тематические утренники, конкурсы рисунков и поделок, различные акции и ярмарки. Жизнь в «Тигренке» всегда очень насыщенная и разнообразная. На прошлой неделе стартовала череда новогодних представлений для малышей разных групп. Свой актерский талант в эти дни могут проявить не только дети и воспитатели, но и родители ребят.

– Праздничные утренники в саду носят не только развлекательный характер, это важная составляющая образовательного процесса, – говорит педагог. – Такие мероприятия формируют личность дошкольников, позволяют демонстрировать свои умения, проявлять творческую инициативу. А новогодние утренники отличаются особой атмосферой радости и счастья! Многие семьи приходят посмотреть на своих малышей в полном составе. Ведь даже взрослым всегда приятно провести время в компании Деда Мороза и Снегурочки. Эти сказочные персонажи в детских садах вполне реальные участники образовательного процесса.

Добавим, что при поддержке мам и пап воспитанники сада регулярно участвуют в мероприятиях разной направленности. Каждый год дети получают заслуженные награды в конкурсах чтецов «Чукоша», «Во славу Великой Победы», «Душой к природе прикоснись», «В мире художественного слова» и в других творческих конкурсах – «Битва Хоров», «Золотая капель». Дети с удовольствием демонстрируют свои вокальные, актерские и танцевальные навыки как в стенах сада, так и на различных городских площадках.

Педагоги «Тигренка» также активные участники различных событий. Так, в этом году команда воспитателей сада заняла первое место в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

В сентябре этого года Наталья Короткова, успешно пройдя все отборочные этапы, завоевала второе место в крупном Всероссийском конкурсе педагогических работников «Воспитать человека» в номинации «Гражданско-патриотическое воспитание», достойно представив Владивосток.

– Этот конкурс ежегодно проводит министерство просвещения России, и для меня была большая честь принять участие в нем и пройти в полуфинал. О победе не задумывалась, впечатлял масштаб самого мероприятия. Отставание от первого места у меня всего в 0,4 балла, при этом нет ни капли сожаления, что я немного не дотянула. Мой главный соперник очень достойный кандидат, и я искренне рада, что нашу работу оценили по достоинству, – делится педагог.

Самообразование – процесс непрерывный

Несмотря на большой опыт Наталья Короткова продолжает неустанно повышать свое профессиональное мастерство. Активно участвует в семинарах и конференциях, проходит различные курсы и тренинги, читает профессиональную литературу. Большая роль в непрерывном процессе самообразования отведена общению с коллегами из других детских садов.

Во Владивостоке проводят большое количество мероприятий, где методисты знакомятся и взаимодействуют друг с другом. Это очень хорошая практика. Ведь мы не только обмениваемся опытом, но и помогаем друг другу, если возникают какие-то сложности в работе, – рассказывает она.

Кроме того, Наталья Константиновна является членом Приморского клуба воспитателей года «Волна», который входит в состав Всероссийского клуба Воспитатель года «Созвездие». Сообщество было создано в целях распространения передового педагогического опыта и продвижения профессии воспитателя.

В состав клуба входят педагоги, которые участвовали на разных этапах конкурса «Воспитатель года», «Педагогический дебют», руководители ДОУ. Сообщество проводит множество интересных мероприятий для педагогов, в том числе различные конкурсы.

Клуб «Волна» ведет очень активную творческую работу, и мне очень приятно быть частью этого сообщества. Здесь всегда можно поделиться своими идеями, обратиться за советом и получить реальную помощь, – отмечает педагог.

«Невозможно пройти мимо…»

Наталья Короткова состоялась не только как многодетная мама и успешный руководитель. Отдельную главу ее биографии занимает волонтерство.

С 2019 года она является участником международного проекта «Вахта памяти. Порт-Артур». Цель проекта – поиск родственников советских летчиков, погибших во время корейской войны 1950 – 1953 годов. Работы проходят на территории современного китайского города Далянь, принимающая сторона тепло встречает наших волонтеров. Несколько лет подряд 9 мая на месте захоронения летчиков в городе Люйшунькоу (Далянь) проводится акция «Бессмертный полк», в которой принимают участие педагоги, школьники и даже дошколята из Приморского края, в том числе и наша героиня. К настоящему времени ей удалось найти родственников нескольких ранее пропавших без вести летчиков.

Учитывая активную гражданскую позицию Натальи, не удивительно, что детский сад № 3 не остается в стороне от происходящих в стране событий. Сотрудники и родители малышей на постоянной основе оказывают реальную помощь бойцам СВО: готовят сублимированные блюда на фронт, вяжут носки, шьют нашлемники и костюмы для снайперов, изготавливают окопные свечи, приобретают необходимые для фронта предметы быта и аптечные средства.

На одном из этажей учреждения установлена стойка для плетения маскировочных сетей. Любой желающий в удобное время может внести свой вклад в поддержку наших воинов. Это несложно. При этом малыши также принимают посильное участие – рисуют рисунки и пишут письма солдатам.

В начале декабря сотрудники и родители воспитанников сформировали огромное количество посылок для наших бойцов к Новому году. Одежду, медикаменты, бытовые принадлежности передавали сюда с разных детских садов Владивостока.

– Мы работаем в этом направлении более двух лет. Посылки собираем, подписываем и направляем нашим бойцам 155-й гвардейской бригады морской пехоты на передовую, – рассказывает Наталья. – В нашем районе большинство семей военных, поэтому не участвовать в этом, пройти мимо было бы невозможно… У многих на фронте находятся мужья, отцы, братья, сыновья... Мы все очень ждем их домой, и каждая семья помогает, чем может. Наша деятельность имеет огромный отклик среди жителей Снеговой Пади и не только. В дни, когда мы будем встречать Новый год в своих домах, наши защитники смогут получить посылки, которые мы бережно и с любовью паковали для них. Знаю, что многие дети нашего сада пишут письма солдатам, в надежде, что именно их конверт попадет в руки родному человеку на фронте. И такие чудеса действительно случаются!

Сделать мир лучше 

У коллектива детского сада № 3 города Владивостока огромное количество планов на будущее. А заместитель по ВМР признается, что ей порой не хватает 24 часов в сутках, чтобы осуществлять все задуманное.

Активная деятельность Натальи Константиновны не остается незамеченной. Ее работа на благо подрастающего поколения отмечена большим количеством почетных грамот и благодарностей от разных ведомств – департамента образования и науки Приморского края, администрации города Владивостока, Приморского краевого института развития образования.

Наталья Короткова искренне влюблена во все то, чем она занимается. Ее деятельность, общение с коллегами, детьми и родителями малышей делают ее по-настоящему счастливой. На вопрос о том, что больше всего ценит в своей работе, она отвечает:

– Работа в дошкольном учреждении дает не только возможность реализовывать себя в разных направлениях, но и быть примером для подрастающего поколения. Дети перенимают опыт взрослых, поэтому от наших поступков сейчас зависит не только настоящее, но и будущее. Все добрые слова и дела – шанс сделать мир чуточку лучше в дальнейшем, уже руками наших детей.

Ольга ЖУРАВЕЛЬ

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Натальи КОРОТКОВОЙ