Леха с нашего двора

Владивостокский хулиган, поступки которого заставляли хвататься за голову полицейских, в итоге сначала стал школьным тренером по футболу, а потом ушел защищать Родину на СВО

Алексей Владимирович

Леху автор этих строк впервые увидел на пришкольном стадионе одной из городских школ. Мелюзга из 4–5-х классов, а набирали в команду ребят такого возраста, звала его Алексеем Владимировичем, и с одного взгляда было понятно, что невысокий поджарый парень явно не привык к такому обращению. Он даже не всегда с первого раза понимал, что ребята, которых он взялся тренировать в качестве наставника по футболу, обращаются к нему.

Это было откровенно забавно, но педагогические нюансы требовали соблюдения серьезности. Дело в том, что к Алексею Владимировичу я привел на занятия своего сына, который хватался за все занятия подряд, а потом так же резко бросал, попробовав и быстро утомившись. Дошла очередь и до футбола. В доме тут же появились обои с изображением футбольной тематики, дорогущие бутсы, форма… Сразу после школы сын упорно долбил мячом, с которым он не расставался, об альма-матер и продолжал делать это дома. Благо, конфигурация квартиры и толщина стен позволяли.

В общем, Алексей Владимирович «нас» взял в команду и начал гонять как сидорову козу. Увлечение футболом у сына, как ни странно, затянулось на несколько лет. Что было на него совсем не похоже.

С Алексеем Владимировичем мы в это время близко не общались. Дети ходили к нему на занятия сами, сами же и отпрашивались у него, если что. Правда, тренер года через три ушел в неизвестность, но какой-то стержень Алексей Владимирович в сына заложил. Он продолжал исправно ходить на тренировки, как бы невзначай, но с гордостью на лице выставлять свои синие от синяков колени и сбитые ногти на ногах. Нормальный мужик, что тут добавить.

Леха

Футбол обожаю и я. Еще в далеком 2001 году собрал любительскую команду, которая пятьсот раз, а может быть, и тысячу меняла свой состав, но… продолжает существовать до сих пор! И вот однажды у нас на поле появился новый игрок. Молодой, поджарый и очень сильно знакомый. Ба, да это же Алексей Владимирович собственной персоной. Конечно, парень за несколько лет превратился в молодого мужчину и раздался вширь. Но спортивной стати при этом не потерял.

Конечно, Алексеем Владимировичем его уже звать было как-то не с руки, тем более использовать высокопарное «вы», поэтому он превратился в Алексея, а затем и вовсе в Леху. На футбольные зарубы я с собой водил сына, который к тому времени Алексея Владимировича изрядно перерос.

Леха играет очень круто. Фактура позволяет делать резкие финты (куда мне при почти двухметровой конструкции), бьет мощно и точно. Уже когда начали откровенничать и вспоминать, выяснилось, что футболиста из него сделал двор, где рубились пацаны от рассвета до заката. Иногда в ущерб учебе в школе. Леха учился не слишком прилежно, иногда занятия и вовсе пропускал и в подростковом возрасте уже начал плавно перемещаться в разряд «типичных хулиганов». Таковым он, впрочем, фактически и был. Тетеньки из детской комнаты милиции не дадут соврать. А к совершеннолетию и вовсе запутался и чуть было не намотал себе срок. Была в его жизни какая-то история с ночным ларьком. Но спасла армия. Как и многих, кстати. И не просто армия, а морская пехота. У морпехов сопли подтирать не принято, но к пацанским выходкам относятся с пониманием и знают, как делать из таких дерзких и неуемных настоящих мужиков. Как эти черты, пугающие общество, обращать на пользу дела. «Где мы, там победа», – гласит лозунг черных беретов. Победа над врагом, победа над обстоятельствами, победа над собой, если хотите.

Короче, Леху нашего привели морпехи в чувство. Но служба быстро пролетела, и он вновь оказался на распутье. Что делать? Человек уже вроде взрослый. Понятное дело, что в охранники по-любому взяли. Но хотелось чего-то большего. И важного. Намного более важного. Спесь сошла, но душу нет-нет да и разрывало. В какой-то момент было даже пристрастился к бутылке. Метался, значит, он, метался, а тут какой-то понимающий человек пристроил его футбольным тренером. Лехе, а тогда Алексею Владимировичу, работа очень понравилась. Растить будущих мужиков – занятие важное и ответственное. Тут бы не сплоховать, особенно когда на тебя десятки глаз смотрят, да еще верят тебе и считают тебя почти полубогом. Но долго быть полубогом не получилось. Очень большая ответственность, особенно когда нельзя вместе со всеми завалиться на поле, покрытое искусственной травой, и рассказывать анекдоты да всякие истории про красотку из параллельного класса или соседнего подъезда. А хотелось. Очень хотелось. Пацаны росли, и их байки становились все интереснее и смелее. Но ты же тренер, читай – учитель. Эталон!

Работал Леха в разных местах. Женился. Сняли квартиру, завели собаку. Проблема с крышей над готовой как-то не давала повода решиться на ребенка. Не хотелось семью обрекать на скитание по чужим углам. Есть у нас, у россиян, такая установка.

В команде Леха мгновенно стал одним из лучших. Многие из первых составов уже давно превратились в мужиков с пивными животами, так что новый игрок заметно украсил медленно затухающую игру.

«Спартак»

А потом началась специальная военная операция. Леха и раньше не раз говорил о возвращении на военную службу, или, как было принято говорить, на контракт, но как-то все под руку попадались хорошие заработки, хотя и разовые, и идея о возвращении в ряды морпехов как-то откладывалась. Но с началом СВО Леха засобирался не просто в армию, а на войну. Не то чтобы начал носки и трусы в рюкзак запихивать, но морально точно начал готовится. Так и говорил: «Скоро повестка придет! Не сомневайтесь!» И не было в этих его словах ни страха, ни сомнения. А было предчувствие опытного уже вояки. Тем более что понял он уже давно, что мир этот, военный, самое что ни на есть его.

Есть у нас группа футбольная в социальных сетях. И Леха записался в ней под именем «Спартак». С чего это так, мы не знали. Говорил, нравится, так сказать, философский посыл значения этого имени.

Повестки Леха не стал ждать. Пошел в военкомат и записался на контракт. В морскую пехоту, конечно. А куда ж еще?! Имя «Спартак» стало его официальным позывным.

В один прекрасный день Леха не пришел на футбольный матч, написав, что он отбыл куда надо. Все стало понятно.

Береги себя, брат!

Через несколько месяцев мы его увидели снова. Сначала в группе, в которой мы записывались на ближайшую игру, появился плюсик напротив имени «Спартак». Это было нечто! Мне показалось, что я слышу вздох облегчения и одновременно восторга товарищей по команде.

Оказалось, что наш Леха получил на СВО осколок в ногу. Ерунда на фоне того, что он рассказывал. Но это в голливудском кино герои бегают с простреленной печенкой. В реальности же трехмиллиметрового осколка в ногу хватило, чтобы на пару месяцев уложить в госпиталь крепкого мужика. Благо в госпиталь он попал местный, городской, поэтому, подлечившись и получив строгий наказ от лучащего врача в стиле «береги руку, Сеня», наш вояка тут же записался на ближайшую игру со своей, надеюсь, любимой командой. Хулиган, что тут добавить, я же выше об этом писал.

Сейчас Леха опять на фронте. А мы каждый раз с надеждой смотрим на страницу в соцсетях. Береги себя, брат!

Поддержка по всем фронтам

А теперь немного о финансовой стороне дела. И не только. О мерах поддержки бойцов, ветеранов и членов их семей, поскольку они определяются не только деньгами. Нет сомнения, что Леха «Спартак» пошел бы на СВО и без всяких «бонусов», которые сегодня сулят нашим героям. И бил бы он врага без выплат и доплат. Но нет смысла никого обманывать, утверждая, что меры социальной поддержки не сыграли какую-то роль в его решении вернуться в армию.

Известно, что наш герой решил-таки свою жилищную проблему. Да, благодаря тем самым «мерам поддержки» и контрактной службе. Безусловно, семья сегодня не скачет на финансовых горках – сегодня густо, а завтра пусто. А еще его жена пошла получать профессию. Как супруга бойца, находящегося на СВО. Со всеми льготами. Работа у нее есть, но мысли всегда приводили к тому, что нужно учиться.

Напомним, в Приморском крае реализуется масштабный комплекс мер поддержки для участников специальной военной операции и их семей.

Так, центры занятости Приморья организуют профессиональное переобучение для участников СВО и их семей. С июня 2023 года обучение прошли 473 человека, из них 221 участник СВО и 247 членов семей. Программа охватывает более 50 направлений – от рабочих профессий до юриспруденции, логистики и бьюти-сферы. Среди наиболее популярных направлений: водитель различных категорий, машинист, электрик, повар, юрист, документовед, мастер маникюра, специалист в сфере охраны и безопасности.

Обучение проходит в лицензированных организациях Приморского края и завершается выдачей квалификационного документа государственного образца. Профессии подбираются индивидуально, в зависимости от интересов участника, его опыта и запросов рынка труда. Чтобы пройти переобучение, необходимо обратиться в центр занятости с паспортом, справкой участника СВО, удостоверением ветерана боевых действий и документом об образовании.

Участники СВО и их родственники также могут воспользоваться льготами при поступлении в вузы и колледжи. Доступна отдельная квота на программы высшего и среднего образования, а также на подготовительные курсы и переподготовку.

При поступлении абитуриентам могут быть начислены до 10 дополнительных баллов за участие в СВО. Кроме того, при наличии свободных бюджетных мест участники СВО и их дети могут перевестись с платного на бесплатное обучение.

Для оформления льготы потребуется справка участника СВО, которую можно получить через портал «Госуслуги» (16+), в МФЦ, военкомате или воинской части. Члены семьи могут получить аналогичную справку, предоставив документы, подтверждающие родство.

Дополнительную поддержку предоставляет программа субсидирования заработной платы. Участники СВО, официально трудоустроенные по основному месту работы, получают ежемесячную доплату в размере 34 500 рублей сроком до 12 месяцев. На сегодня в крае уже более 100 граждан получают такие выплаты. Программа реализуется в сотрудничестве с рядом предприятий региона, включая ООО «Тигр Правопорядок», АО «Примавтодор», КГУП «Приморский водоканал» и КГУП «Примтеплоэнерго».

Напомним, в крае работает 24 отделения службы занятости, где участники СВО могут получить помощь в трудоустройстве, обучении и оформлении выплат.

Консультацию можно получить в любом отделении Приморского центра занятости, включая адрес Владивосток, Пушкинская, 13, а также в фонде «Защитники Отечества», расположенного по адресу Владивосток, Давыдова, 9.

Все это очень важно, но еще важнее, чтобы наши бойцы вернулись живыми и невредимыми!

Евгений СИДОРОВ