Укрепляем город! Капитальный ремонт подпорных стен

Владивосток – это город с необычным рельефом. Он расположен на сопках, и именно поэтому подпорные стены являются одними из важнейших элементов инфраструктуры. Их регулярное обновление – не просто вопрос благоустройства, а требование, благодаря которому обеспечивается безопасность и высокий уровень жизни горожан.

В сегодняшнем номере газета «В» расскажет о том, какие подпорные стены отремонтировали в этом году, почему эти элементы инфраструктуры так важны, а также поделится адресами объектов, которые обновят в первую очередь в 2026 году.

Сложный инженерный процесс

Подпорная стена – это сооружение, которое удерживает от обрушения и сползания находящийся за ним грунт на уклонах местности (склонах, откосах, выпуклостях, впадинах и так далее).

Для города на сопках они важны, потому что обеспечивают устойчивость склонов и предотвращают оползни, эрозию и обрушения грунта – риски, усиленные рельефом, обилием осадков и сейсмической активностью региона. Без этих конструкций здания, дороги и инфраструктура, построенные на склонах, были бы под угрозой разрушения, а жилые районы – подвержены опасности.

Что касается ремонта – с ним тоже не все так просто. Работа с подпорными стенами заключается не просто в восстановлении конструкции. Она представляет собой сложный инженерный процесс, сочетающий геотехнические (изучение грунта), климатические и городские особенности.

Так, в самом начале специалисты проводят изучение склона – определяют тип грунта, угол наклона, уровень грунтовых вод, наличие трещин, учитывая при этом климатические условия (осадки, морозы) и сейсмическую активность региона.

Следующий этап – подготовка площадки. Склон очищают, при необходимости устанавливают временное укрепление верхних частей (для предотвращения осыпания во время работ), а также организуют водоотвод, чтобы избежать размывание основания. Далее рабочие роют траншею под фундамент, глубина которой зависит от высоты стены и типа грунта (обычно 0,5–1,5 метра). Дно уплотняется, для равномерного распределения нагрузки устраивается песчано-гравийная подушка (10–20 сантиметров), и только после этого заливается бетонное основание.

Далее – возведение стены, методы которого зависят от типа конструкции. Так, для железобетонной (монолитной) стены сначала монтируется опалубка и каркас из арматуры, потом бетон заливается по частям (ярусами), с обязательным уплотнением. А в случае с сооружением из бетонных блоков все совсем по-другому. Укладка блоков начинается с нижнего ряда, каждый последующий – смещается, а полости заполняются бетоном.

Ключевой этап возведения подпорной стены – устройство дренажа, предотвращающего накопление воды за стеной. Для этого специалисты укладывают за сооружением дренажную трубу, которая выводится в ливневую канализацию или естественный сток.

17 новых стен

Теперь, когда вы знаете практически все о подпорных стенах, пришло время рассказать о том, где же эти сооружения обновили в этом году.

Во Владивостоке масштабный и комплексный ремонт подпорных стен проводится по заказу администрации города. В первую очередь работы проводятся там, где конструкции нуждаются в оперативном восстановлении. С начала года на месте старых и пришедших в негодность подпорных стен возвели 17 новых, еще три находятся в работе.

Так, совсем недавно завершился ремонт подпорной стены на улице Черняховского, 13. Ее длина составила более 160 метров, а высота до 6 метров. Строители возвели там монолитные бетонные конструкции, выполнили обратную засыпку грунта и провели благоустройство территории: установили водосточную систему, смонтировали детскую площадку и провели асфальтирование.

Еще одну подпорную стену восстановили во дворе жилого дома № 13 на улице Кирова. Конструкция общей протяженностью около 60 метров и высотой от 3 до 4 метров находилась в ненадлежащем состоянии. По заказу городской администрации специалисты демонтировали старую конструкцию, провели земляные работы, устроили щебеночное основание и смонтировали блоки по ступенчатому типу. Отметим, что восстановление стены – не единственный вид работ. Специалисты также выполнили устройство нового лестничного марша и благоустроили прилегающую к подпорной стене территорию – там уложено новое асфальтобетонное покрытие.

А вот в районе улицы Сабанеева, 18 специалистам пришлось не просто восстановить, а создать новую подпорную стену. Прежняя конструкция пришла в негодность и требовала ремонта. На участке провели значительный объем работ: от демонтажа старой подпорной стены до возведения новой из железобетонных блоков. В итоге на улице Сабанеева, 18 появилась новая прочная конструкция длиной 96 метров и высотой до 6 метров.

Реконструировали стену и вдоль дороги на Аллилуева, 6. Прежняя конструкция значительно пострадала из-за обильных осадков, поэтому было принято решение ее реконструировать. Ремонт проводился под постоянным контролем сотрудников городской администрации. Новая подпорная стена возведена из пустотелых коробчатых блоков, имеет длину 196 метров и высоту от 3 до 6 метров. Кстати, как отмечают специалисты, данный вид блоков – самый долговечный и качественный.

«Подпорные стены из пустотелых коробчатых блоков обладают высокими конструктивными качествами. Например, сейсмостойкостью и водонепроницаемостью. Так как однородный щебень используется для внутреннего заполнения коробов и засыпки между склоном и стеной», – рассказал Дмитрий Лобода, заместитель начальника управления городской среды мэрии.

Последняя подпорная стена, о которой мы расскажем сегодня, находится около дома на улице Суханова, 8д. Конструкцию включили в перечень работ благодаря обращениям неравнодушных горожан. В процессе ремонта специалисты выполнили укрепление и омоноличивание существующей подпорной стены из бутового камня по всей длине. Также на объекте обустроили технологическое отверстие для доступа к тепловым коммуникациям, которое обеспечивает безопасный и регулярный доступ к трубам, а также сохраняет целостность стены. Длина конструкции составляет около 111 метров, а высота достигает 3,5 метра.

Как мы сказали раннее, в текущем строительном сезоне во Владивостоке удалось отремонтировать 17 подпорных стен в разных районах города. Работы проводились по таким адресам, как Калинина, 279а, Адмирала Кузнецова, 56а, 66а и 52, Шкипера Гека, 15/1, Партизанский проспект, 2–12 и 24, а также Океанский проспект, 30, Ватутина, 12 и 20, переулок Павленко и Суханова, 4б, Котельникова, 2 и многим другим.

Кстати, стало известно, какие подпорные стены отремонтируют в первую очередь в 2026 году. В планах администрации города выполнить капитальный ремонт минимум семи подпорных стен. Работы пройдут на улицах Спиридонова, 34–42, Шкипера Гека, 16, Новожилова, 35, Часовитина, 9, Океанском проспекте, 97–99, Аллилуева, 2а и на Ладыгина, 11. На эти цели заложено 350 миллионов рублей.

Ольга ВОРОТНЯК

Фото Анастасии КОТЛЯРОВОЙ и Евгении КУБКО