В новом выпуске «Проверено на себе» мы погрузились в мир уличного искусства и приняли непосредственное участие в создании яркого мурала на подпорной стене недалеко от Покровского парка. Сегодня масштабная работа уже завершена. Добавив городу красок и позитивных эмоций, теперь она ежедневно радует глаз жителей и гостей Владивостока.
О том, как зародилось это произведение, в чем его особенность и как проходила работа художников, читайте в материале «В».
28 муралов города
В этом году Владивосток засиял новыми объектами современной монументальной живописи. В муралах, разбросанных по всем районам города, – отражение души дальневосточной столицы.
Проходя вдоль улиц и проезжая на автомобилях, несложно заметить интересные сюжеты. Так, под надземным пешеходным переходом на улице Олега Кошевого взирают друг на друга дальневосточный леопард и амурский тигр. На Аксаковской в окружении самых разных представителей флоры и фауны – портрет исследователя Владимира Арсеньева. На Партизанском проспекте расписаны подпорные стены. На одной из них – традиционные удэгейские узоры, на другой – Нептун со своим величественным и суровым взглядом.
На фасаде спорткомплекса «Олимпиец» художник изобразил двух мощных персонажей – китайского дракона, воплощающего мудрость, и амурского тигра, символизирующего силу и дух Дальнего Востока России.
Также в этом году появилось два мурала на опорах Золотого моста. Одна из работ под названием «Каллиграфия» представляет собой диалог между историей, природой и современным искусством. А на другой опоре моста появился мурал в морском стиле. В работе «Буй-маяк: координаты места» бетонная опора трансформируется в портал, создавая оптическую иллюзию.
Расписывают во Владивостоке не только опоры мостов и подпорные стены, но и дома. Яркий морской пейзаж застыл на торце девятиэтажки на улице Надибаидзе, а изображения парня, любующегося Токаревским маяком, и девушки, смотрящей на солнце рядом с мостами, украшают стены домов на Русской, 84 и 86.
Одна из самых масштабных работ была сделана еще в августе в микрорайоне Патрокл. Там открыли мурал, посвященный сохранению природы, «Рассвет начинается здесь». На нем изображены амурский тигр как символ дикой природы и президент России Владимир Путин.
Эти и многие другие муралы, украшающие город, – далеко не случайные рисунки. Каждый из них имеет свою глубокую задумку, уникальную концепцию и историю, создавая не просто яркие пятна, а полноценные высказывания в городской среде.
Всего на улицах города в этом году появилось 28 муралов. Среди них – мурал близ Покровского парка. О том, какая идея легла в его основу, как она воплощалась и что символизирует, мы расскажем ниже.


От задумки до исполнения
Вместе с нашей съемочной группой мы отправились в район Покровского парка, где недалеко на подпорной стене разворачивается настоящее творческое преображение: художники-муралисты кропотливо создают масштабное произведение искусства. Каждый здесь поглощен своим делом: одни уверенными мазками наносят яркие слои краски, превращая бетон в живописное полотно, а другие, внимательно сверяясь с уровнем, производят точные замеры.
Особенность этого мурала заключается в том, что подпорная стена преобразилась не только с помощью красок. Его главная фишка и яркая деталь – дикие кошки, выложенные из мозаики. Эта техника придает изображению необычную фактуру и объем: под разным углом света они переливаются. Хищные и в то же время изящные силуэты, собранные из сотен мелких фрагментов, гармонично вписываются в поверхность подпорной стены, расписанной в морской тематике, и напоминают о свободном духе дикой природы.
История этого мурала берет свое начало еще в прошлом году, когда на поверхности подпорной стены появился первый мозаичный тигр.
«Перед вами – подпорная стена, которую украсят пять мозаичных кошек. Сама история с этими кошками началась еще год назад. Сейчас мы подойдем к фигуре тигра и покажем, с чего все начиналось. Год назад мы создали первую мозаику. Автор этой работы – Евгений Нован, и она была подписана словами: “Любимый город, мы готовы сделать эту стену так, чтобы нам было чем гордиться. Позвони”. И что же? Рано или поздно звонок раздался. И вот теперь наше проектное бюро как раз занимается оформлением этой подпорной стенки», – поделился организатор творческого процесса Евгений Малабар.
Когда мы прибыли на место, мурал был уже частично готов, и на стене ярко проступали первые контуры будущей композиции. Однако за этой, казалось бы, уверенной картиной стояли недели кропотливого труда. Чтобы достичь такого результата, авторам пришлось пройти долгий путь.
«Это большой и сложный процесс. Ведь мы не просто раскрашивали поверхность и не только выкладывали мозаику. Мы начали с тщательной подготовки: грунтовали стену, наносили шпаклевку, штукатурку, бетон-контакт. Потом слой за слоем наносили краску – первый, второй, третий, четвертый, пятый. Добавили работу с баллончиками, применили покраску с помощью пульверизатора. И, конечно же, собирали мозаику», – отметил Евгений Малабар.
Как нам рассказал Евгений, такое искусство требует не только творческого порыва и вдохновения, но и глубоких, почти инженерных знаний. За кажущейся свободой мозаичного панно скрывается строгий расчет: понимание свойств материалов, законов композиции и цвета, а также владение сложной технологией.
«Автор этой мозаики – Евгений Нован. А я просто влюбился в это монументальное искусство. Потому что нарисовать что-то на стене – это одно. Порог вхождения тут условно двести рублей и баллончик краски из строительного магазина. А вот создать мозаичное панно… Здесь, мягко говоря, нужно постараться. Нужно обладать и знанием композиции, и пониманием цвета, и технологией нанесения, и знать, как все это собирать. Ведь в большинстве случаев люди привыкли, что мозаика – это смальта. Такие маленькие квадратные кусочки, которые просто составляются в рисунок. Условно как будто изображение разрезали и собрали. А здесь – плитка. И вы можете обратить внимание, что каждый кусочек здесь уникален. Его колют абсолютно вручную, собирают все в мастерской и только потом привозят на место и монтируют», – отметил Евгений Малабар.


Проверяем на себе
Когда пришло время по-настоящему проверять на себе создание мурала, мой внешний вид говорил сам за себя: я куда больше напоминал строителя, чем художника. Вместо берета и холста – жилетка, строительные перчатки и яркая оранжевая каска. А в руках – кисть? Нет, не угадали. Шпатель! Моей первой задачей стала не живопись, а подготовка «холста». То есть нанесение на подпорную стену слоя штукатурки.
С первого раза манипулировать шпателем и податливой массой оказалось не так просто. Движения выходили резкими, слой ложился неровно, и было ясно, что мастерство требует не только понимания, но и опыта. Однако после нескольких попыток и ценных советов от художника рука начала двигаться увереннее. Кто-то даже сказал: «А в целом неплохо получается. Может, останетесь с нами? У нас еще две мозаики будут». Эта фраза стала лучшей похвалой.
Плавные, размашистые движения, правильный нажим – и вот уже штукатурка ложится ровным, готовым к творчеству слоем. Этот этап, казалось бы далекий от искусства, оказался его фундаментом, ведь без подготовленной поверхности не родилась бы ни одна мозаичная кошка.
А затем наступил следующий, самый ответственный этап – монтаж части мозаики. Готовый фрагмент панно, собранный в мастерской на гибкой сетке, нужно было точно разместить на подготовленной стене, покрытой свежей штукатуркой. Крепление требовало не только аккуратности, но и скорости: нужно было приложить полотно, выровнять его и, пока раствор сохранял пластичность, надежно зафиксировать мозаику, тщательно прижимая и разглаживая ее поверхность.
В процессе работы нам удалось пообщаться и с автором мурала – Евгением Нованом. Художник, чьей авторской мозаике предстояло стать главным элементом всей композиции, охотно поделился своим опытом.
«В результате получится приятная по колориту стенка. Она не будет диссонировать, а впишется в городскую среду, будет сочетаться с нашим пейзажем и не станет отвлекать водителей от дороги. А началось все с тигра. Я всегда чисто профессионально болел за эту стенку. Мне не нравилось, что на ней просто рисуют. И очень хотелось показать, как можно сделать по-другому. И поскольку официальных возможностей у меня не было, я решил начать просто с примера. Сделал, как можно. И сам, за свой счет, повесил того тигра, ни с кем его не согласовывая. И вот через год, это принесло свои плоды», – поделился Евгений Нован


По словам Евгения, в своей работе он руководствуется двумя ключевыми принципами. В первую очередь, это бескомпромиссное качество на всех этапах – от замысла до монтажа. А во вторую – стремление создавать нестандартные, уникальные вещи, максимально раскрывая творческую фантазию. Например, эскиз для этого мурала готовился несколько месяцев, прошел множество итераций, где были тщательно продуманы и подобраны каждый цвет, сюжет и деталь. «Я стараюсь вкладывать душу, потому что это моя основная работа», – подчеркнул художник.
Немного поодаль от места монтажа мозаики, у самой стены, работала еще одна художница. Ксения была полностью поглощена процессом росписи, нанося на поверхность четкие контуры и насыщенные цвета. Когда мы подошли к ней, она как раз заканчивала расписывать ракушку. Этот элемент должен был дополнить морскую тему композиции.
«Нравится мне вносить какую-то красоту в этот мир. Если у тебя есть такая возможность, чтобы делать мир ярче, людей радостнее, потому что, когда пишешь что-то на улице, очень часто встречаешь какие-то комментарии в свой адрес от мимо проходящих людей. На данном объекте очень много позитивных комментариев мы услышали, и это не может нас не радовать», – рассказала Ксения Ларионова, художник-муралист.
Дмитрий ДОРОХОВ
Фото Алексея ВОРОНИНА
