Виктория Белозерова: «Искренняя увлеченность – самый мощный педагогический инструмент»

Учитель с 25-летним стажем рассказала о любви к детям, новых технологиях, конкурсах и фестивалях

В сегодняшнем выпуске героем нашей постоянной рубрики «Человек города» стала Виктория Белозерова – учитель географии, учитель начальных классов, член всероссийского клуба «Учитель года», наставник молодых специалистов, автор проекта «Ключ к Владивостоку», победитель и призер конкурсов разных уровней, участник всероссийских педсоветов, конференций и фестивалей.

О том, как найти подход к детям, почему искусственный интеллект – полезный инструмент и что значит быть учителем, читайте в новом материале газеты «В».

Педагогическая династия

Интерес к профессии учителя появился у Виктории Белозеровой еще в детстве. Дело в том, что ее мама работала учителем начальных классов. По словам Виктории, именно это побудило ее пойти в сферу образования.

– Учителем я хотела стать с самого детства. Помню, как сидела с мамой на уроках. Когда садик не работал, я была очень счастлива оказаться с ней в школе. Школа стала для меня очень важным местом. Ко всему этому мне попались очень хорошие учителя и классный руководитель. Думаю, они тоже подтолкнули меня на эту стезю, – объяснила Виктория Белозерова.

После окончания школы желание стать учителем не пропало. Но появился вопрос: «Каким именно учителем?» Виктории нужно было сделать выбор – математика или география. Все решилось благодаря тетрадкам.

– Я отучилась на учителя географии. Почему география? Мне нравилось изучать мир, изучать наш город. Я знала, что на этом факультете очень интересная практика. Вообще, был выбор между математикой и географией. Но мама-учитель сказала: «Зачем тебе математика? Там нужно проверять миллион тетрадей. А география – это так интересно!» Вот поэтому я и стала географом, – рассказала Виктория Белозерова.

Кстати, дочь Виктории Белозеровой продолжила династию и на данный момент учится на учителя начальных классов.

Проработав учителем географии более 10 лет, Виктория была вынуждена сделать перерыв в связи с рождением особенного ребенка. Во время перерыва она углубилась в изучение методик развития детей, а также занималась репетиторством. Эти несколько лет открыли новую страничку в жизни Виктории Белозеровой: она стала учительницей начальных классов.

– Пока я не работала, немного занималась репетиторством. Репетитор географии мало кому нужен, поэтому я занималась начальной школой. Три моих ребенка уже ее окончили, я знала специфику. В это же время стала изучать разные методики развития детей со сложностями в развитии. После всего этого я поняла, что могу дать очень много ребятам из начальной школы, – пояснила Виктория Белозерова.

На сегодняшний день Виктория Белозерова является учителем географии и учителем начальных классов в центре образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков. Помимо этого, она принимает активное участие во всероссийских, региональных и городских конкурсах, фестивалях, конференциях и педсоветах, является членом всероссийского клуба «Учитель года» и наставником молодых специалистов.

Разные, но вместе

Уже 12 лет Виктория Белозерова работает учителем начальных классов. На вопрос газеты «В» о том, что самое главное в этой профессии, Виктория ответила однозначно: терпение и любовь к детям.

– Любой ребенок обучаем. Неважно, насколько быстро или медленно он учится читать, писать и так далее. Первое и самое важное правило – ребенка нужно хвалить за все. Когда приходят первоклассники и пишут, мягко говоря, иероглифы в своих тетрадях, я хожу, как попугай, говорю: «Молодец, очень красиво, очень хорошо». То есть первый класс, и даже, наверное, второй, нужно захваливать. Не обращать внимания на то, что плохо, а говорить только о том, что хорошо. Позднее мы, конечно, начинаем поправлять, но опять же не в такой форме, что перед всем классом ругать. У нас в школе, если пройдете по четвертому этажу, есть фраза: «О хорошем мы говорим громко, о плохом – тихо». Я придерживаюсь этого, – объяснила Виктория Белозерова.

Помимо этого, Виктория Павловна считает, что уроки должны быть интерактивными и интересными. Например, вместе со своим классом она регулярно выбирается на природу и проводит уроки там.

– Я очень люблю проводить уроки вне стен школы – в музее, в картинной галерее. Либо все уроки в парке. Например, у нас и математика, и русский язык, и окружающий мир, и физкультура проходят в парке «Седанка». Я выдаю детям маршрутные листы, по которым они двигаются. Мне очень нравится внедрять в простую прогулку обучающие элементы. Вот фонтан – это окружность. Мы с детьми измеряем длину окружности всем чем угодно, как в мультике про попугаев. Шапками, детьми, руками, ногами, башмаками, шарфами. Что придумают, тем и измеряем, – рассказала Виктория Белозерова.

И ведь такой подход к обучению детей действительно приносит плоды. Помимо начальной школы, Виктория Белозерова является классным руководителем 7 «В». Ее ученики ежегодно одерживают победы или становятся призерами на городских и региональных конкурсах и конференциях, создают интерактивные книги, настольные игры и даже социальные ролики. Секрет всего этого – любить свое дело.

– Большинство проектов связано с Владивостоком. Во-первых, я географ. Во-вторых, я очень люблю наш город. Я его очень хорошо знаю, много могу рассказать о любой улице. Поэтому основные проекты у нас связаны с Владивостоком. Но если ребенок хочет рассказать, допустим, об аммонитах, то я тоже включаюсь в эту тему и тоже изучаю аммониты. Если ребенок захотел изучать пчел, я погружаюсь в то, почему пчелы из года в год собирают все меньше меда. Я всегда говорю, что нужно заниматься тем, что ты любишь сам, – объяснила Виктория Белозерова.

В 2022 году нынешние семиклассники Виктории Павловны одержали победу на всероссийском проекте «Книга города». Его суть – посмотреть на города России глазами школьников. Под чутким руководством Виктории Белозеровой ребята успешно прошли четыре этапа и стали победителями, обойдя 111 команд со всей страны.

– На первом этапе нужно было выбрать 10 достопримечательностей города Владивостока и рассказать о них. На втором – сделать квест и провести его для команды из другого города. Мы сделали квест «В поисках субмарины». Начинался он от проспекта Красоты и кончался около подводной лодки. Попутно ребята выполняли разные задания. Третий этап – посетить какой-либо город участников конкурса. Нам повезло, что была команда из Уссурийска, – туда мы и съездили. Четвертый этап – сделать продукт нашего проекта, связанный с Владивостоком. Было очень много идей – календари, раскраски. И тут из Нахимовского училища нам прислали лэпбук – самодельную интерактивную книгу с кармашками, окошками, подвижными деталями. И мы решили: это то, что надо. Сделали такую книгу, «Лэпбук Владивосток», и победили, – рассказала Виктория Белозерова.

Чуть позже «Книга города» переросла в новый проект. Виктория Павловна вместе с учениками 2-го класса создала «Ключ к Владивостоку».

– «Ключ к Владивостоку» – это детское медиа о городе. Подростки не изучают Владивосток «для галочки», а становятся блогерами, дизайнерами, чтобы пересказать его историю и современность на своем языке, – объяснила Виктория Белозерова.

У данного проекта есть свой телеграм-канал, куда ребята выкладывают видео на разные темы, связанные со столицей Приморья. Так, последняя публикация посвящена конкурсу «Знай свой край». Второклассники записали видео о символах Владивостока, рассказав о мостах, маяках и кораблях.

Кстати, в планах у Виктории развитие проекта «Ключ к Владивостоку». Она собирается представить проект как успешную практику, издать по его материалам методический сборник или создать цифровой ресурс.

Еще один проект, созданный семиклассниками, – настольная игра «Квартет Владивосток».

– Игра «Квартет Владивосток» разработана как грантовый проект. Барнаульские игропрактики обучали тому, как создавать игры. Так и появился «Квартет Владивосток». Квартет – это четыре карточки. Допустим, четыре карточки об океанариуме. Какая площадь у океанариума, когда он был построен, сколько там видов рыб или животных. То есть какие-то четыре карточки, которые нужно собрать. Все это мы разрабатывали с ребятами. Причем игра сертифицирована, у детей есть сертификаты, что они авторы, – рассказала Виктория Павловна.

Последний проект, о котором мы расскажем сегодня, посвящен детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребята из нынешнего 7 «В» сняли видеоролик «Разные, но вместе…». Дело в том, что в четвертом классе к ним пришла учиться особенная девочка Лиза, которая на данный момент находится на домашнем обучении. В социальном ролике ребята затрагивают важные темы – уважение особенных детей, принятие их обществом.

«В нашем классе есть особый ребенок. Это Лиза. А у нее есть мы. Мы все равны. Мы все имеем право на уважение. Мы все имеем право на любовь», – строки из видеоролика «Разные, но вместе…».

Особенные дети в обычных школах – не редкость. Как объяснила Виктория, главное – четко объяснить ребятам, что их будущий одноклассник – необычный ребенок и относиться к нему нужно не так, как к остальным.

– Имея особого ребенка, я пропускаю историю Лизы через себя. Я четко могу говорить и детям, и родителям, как с ней общаться, что ей нужно, что ей важно. Поэтому дети ее приняли. Помимо этого, наши ребята, участвуя в конкурсе «МедиаПритяжение», сняли ролик об этой девочке, в котором они говорят о том, что особые дети – это те дети, которым нужно уделять больше внимания, – объяснила Виктория Белозерова.

Профессионал с большой буквы

Помимо проектов, реализованных вместе с учениками, Виктория регулярно принимает самостоятельное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях и педсоветах.

Так, последний всероссийский педсовет, на котором побывала Виктория Павловна, состоялся осенью этого года в образовательном центре «Машук» города Пятигорска.

– Чтобы попасть в «Машук», нужно было пройти отбор. Всего было 180 мест, а заявок – три с половиной тысячи. Я прошла отбор и привезла свои проекты. Рассказывала о том, как я работаю с детьми, как мы реализуем проекты о Владивостоке, как изучаем форты, различные районы, улицы, как создаем инфографику. Там у нас, кстати, возникла идея создать новый проект, который называется «Городская карта ценностей». Я думаю, что эту идею мы точно реализуем, – рассказала Виктория Белозерова.

Сейчас Виктория вместе со своей командой ожидает результатов конкурса «Методический турнир». Он состоит из трех этапов – «Междисциплинарный урок», «Педагогический совет» и «Воспитательное мероприятие».

– «Междисциплинарный урок» – урок, во время которого нужно показать связь нескольких предметов. Мы взяли историю, литературу и изобразительное искусство на тему «Вещий Олег». В истории – «Повесть временных лет», в литературе – «Песнь о вещем Олеге», изобразительное искусство – картины с вещим Олегом. «Педагогический совет» – проведение педсовета со студентами педагогического колледжа. Мы получили несколько листов, в которых было описано, что за школа, где она находится, оценки в разные годы, результаты ЕГЭ, ОГЭ и другое. Нужно было найти дефициты и помочь этой школе их устранить. А на «Воспитательном мероприятии» я говорила о ценностях, которые нужно прививать детям, – сказала Виктория Павловна.

Еще одно мероприятие, посещенное Викторией Белозеровой, – фестиваль Geek Teachers. Там учителей знакомят с новыми технологиями и обучают ведению интересных уроков. Кстати, с этого фестиваля Виктория привезла себе незаменимого помощника.

– Я привезла новую для себя платформу – ассистент преподавателя. Теперь я могу записать на диктофон весь свой урок, загрузить в ассистент преподавателя, который мне выдаст анализ. Например, сколько раз я употребила одно и то же слово. Слова-паразиты есть и у учителей тоже. Или, например, на какую часть урока я потратила больше всего времени. Как мне оптимизировать мой урок, чтобы он стал интереснее и понятнее, – объяснила Виктория Белозерова.

По словам Виктории, присутствие на подобных мероприятиях дает не только новые знания, но и ощущение, что ты делаешь все правильно.

– В последнее время, когда я приезжаю на какой-то конкурс или фестиваль, четко понимаю, что я профессионал с большой буквы. Я счастлива от того, что привожу во Владивосток новые технологии, делюсь ими с другими учителями. В нашем городе очень много таких же инициативных педагогов. Я считаю, что все мы развиваем образование Владивостока, – сказала Виктория Павловна.

В завершение беседы Виктория Павловна дала напутственное слово молодым людям, которые хотели бы стать учителями. Главное – быть честными, ничего не бояться и оставаться самими собой.

– Будьте смелыми и оставайтесь собой. Ваша искренняя увлеченность – самый мощный педагогический инструмент. Не бойтесь признавать свои ошибки и пробелы. Дети безошибочно чувствуют фальшь и ценят честность. Ищите своих – в школе, в сообществах, в клубах. Эта профессия слишком важна, чтобы оставаться в ней в одиночку. Помните, что вы не готовите детей к жизни – вы уже живете с ними здесь и сейчас. И от того, как устроена эта общая жизнь, зависит будущее. Дерзайте! Это невероятно интересный путь, – подытожила Виктория Белозерова.

Ольга ВОРОТНЯК

Фото Алексея ВОРОНИНА