Дмитрий Горбань – один из лучших водителей МПВ «Владивостокское производственное объединение пассажирского автотранспорта – 1». Хотя другие здесь и не работают. Если суммировать километры, которые Горбань проехал за свою шоферскую жизнь, получится, что он не менее двух раз обогнул Землю по экватору. О шоферском братстве, о пассажирах, которые расплачиваются за проезд конфетами, о детях Владивостока, без зазрения совести разъезжающих зайцами, и не только – наш разговор с Дмитрием Горбанем.
– Большинство людей уверены, что работа водителя – сплошное удовольствие. Крути баранку с утра до вечера – вот и вся специфика. А на самом деле каково быть водителем пассажирского автобуса?
– Я начинал работать с туристического маршрута, возил людей до границы с Китаем. Интересный опыт. Даже китайский язык начал учить, чтобы легче было общаться. С 2015 года я в ВПОПАТ-1. В 5:30 ты сел за руль, и где-то в 22 часа ты из-за руля встал. Даже просто физически это тяжело. Профессиональное заболевание водителей – остеохондроз. Поэтому надо обязательно делать разминку. Между рейсами есть перерывы, каждый из нас старается сделать зарядку. Кто-то отжимается от сидушек, кто-то пытается подтягиваться от поручней, благо они у нас крепкие. Психологические нагрузки тоже не слабые. Пассажиры очень разные, попадаются не совсем адекватные. По зеркалам смотришь на входящих, определяешь, в каком состоянии человек садится в автобус.
– Водитель должен быть психологом?
– В какой-то степени да. Террориста по глазам, конечно, не определишь, но человека в сильном подпитии сразу видно. При этом высаживать никого не имеем права. Как-то у меня в салоне уснул такой товарищ. Ему надо было выходить на Окатовой, а я уже подъехал к океанариуму. Тогда передаю бедолагу другим водителям. Уже неважно – заплатил за проезд, не заплатил. Главное, чтобы человек смог добраться до дома.
Если успеешь определить степень веселости, пока мужчина стоит на остановке, стараешься закрыть дверь и уехать, не буду скрывать.
– Надо же думать о безопасности других пассажиров?
– Конечно, комфорт и безопасность пассажиров на первом месте. К тому же такие индивиды часто ведут себя, так скажем, не правильно, не очень культурно.
Где-то вычитал, что водители городских автобусов в меньшей степени подвержены деменции, потому что за секунду мы обрабатываем по четыре операции. Почти как компьютер (Дмитрий смеется. – Прим. Авт.). Это все к вопросу о «просто крутить баранку».
Расслабляться нельзя ни на минуту. Когда-то на весь Владивосток было восемь ЗИЛов и два КамАЗа. Можно было ездить чуть ли не с закрытыми глазами. Я со своим дедом на 130-м ЗИЛе очень любил колесить по городу. Тогда личного транспорта было намного меньше, никаких пробок. Сейчас дорожная ситуация очень сложная. Надо разгружать улицы, уменьшать количество машин. Вопрос – как это сделать? Вводить ограничения как в Китае? Там в одни дни разрешено выезжать машинам с четными номерами, в другие дни – с нечетными. Так это тоже не очень действенная мера, как показывает практика. Сегодня Владивосток задыхается, за последние два года трафик сильно вырос. Там, где пробок никогда не было, сейчас они есть, причем независимо от времени суток. От Луговой до Первой Речки все обочины заставлены припаркованными авто, и хорошо, если в один ряд, часто в два ряда стоят. На «Дальпрессе» постоянно автобусная остановка вся заставлена. Об этом и в администрации города говорилось. Хорошо, что сделали платные парковки вдоль дорог, но этого, видимо, не достаточно. Замечаешь, что по центру Владивостока машины стоят одни и те же весь день. Неужели все их владельцы за городом живут? Ни за что не поверю. У тех, кто за городом, действительно, альтернативы меньше в плане парковки. Конечно, хорошо сесть в теплую машину, доехать туда, куда надо. Но часто люди даже пару кварталов не хотят пешком пройти. И весь день машина стоит колом, создает помехи.
– Согласна, водительскую культуру надо повышать и гражданскую ответственность тоже.
– Просто надо думать не только о себе: я припарковался и мне хорошо, а о движении в городе в целом. Самый главный бич Владивостока – водители, которые бросают машины на автобусных остановках. Нам приходится тормозить прямо на полосе движения, потому что в карман не подрулить. Это создает пробки. Нам возмущенно сигналят водители сзади. А куда маршрутчику деваться? А если за тобой еще два-три больших автобуса? Они могут и на второй полосе остановиться.
– Можно как-то бороться с такими безответственными автовладельцами? Может, в полицию на них жаловаться?
– Тут такая хитрая система. По ПДД запрещено стоять на расстоянии 15 метров до и после автобусной остановки. Будет 14 метров – и все, никто не придерется. На «Некрасовской» как-то недели две машина стояла, занимала остановочное пространство.
– О чем вы думаете за рулем? У вас столько времени пофилософствовать.
– Когда идешь по маршруту, только о нем и думаешь. Со стороны кажется, что мы молчим, а мы постоянно работаем. У нас есть приложение «Рация», голосовой Ватсап. Все водители между собой общаются: где какие пробки, кто откуда едет, отстаешь от графика или где-то вперед вырвался. Стараемся идти друг за другом, чтобы одновременно к остановкам не приходить. Нельзя допускать интервалы, чтобы пассажиры не ждали. Нельзя, чтобы кто-то шел полупустым, а кто-то полный людей под завязку. Хотя с нашими пробками это соблюдать не просто. Бывает, встанут на Русском хвост в хвост десять автобусов – и ничего с этим не поделаешь. Буквально по щелчку скапливается затор, и может все по 20-30 минут стоять колом.
– Иногда думаешь, в чем причина пробки? Может, впереди авария или яма. Ничего подобного, часто пробка образуется просто так.
– Надо учитывать сужение дорог, светофоры. Кому невтерпеж, тот пытается обогнуть затор справа, становится еще хуже. Накапливается критическая масса – и все стоят. Так что за рулем маршрутки особо не пофилософствуешь, надо постоянно контролировать ситуацию.
– Вы сказали, что с дедушкой любили ездить на ЗИЛе. Получается, у вас шоферская династия?
– Получается, да. Мой прадед – потомственный казак, тогда машин не было, на лошадях передвигались. Прадед был знатным наездником. Когда я сказал, что хочу быть водителем, бабушка меня упорно отговаривала: «Работа тяжелая, на деда посмотри». Сейчас понимаю, что бабуля была права, но уже поздно. Уже я водитель и работу свою люблю. Каждый день не похож на другой, хотя и движешься по одному и тому же маршруту. В прошлом году мы с ребятами работали на кинофестивале «Меридианы Тихого». Я возил режиссера Алексея Учителя, актера Андрея Соколова, режиссера Вадима Абдрашитова. Общался с ними, остались прекрасные воспоминания.
– Подозреваю, что нелегальный стаж вождения у вас намного больше легального?
– Это верно, первый раз за руль сел классе в шестом, когда ноги до педалей стали доставать. Дед учил меня водить «Ниву». Честь и хвала моему деду, учитель он был прекрасный: бывший боксер, всегда спокойный, сдержанный. С 16 лет я уже спокойно ездил по дорогам. Тогда в поселке на отсутствие прав глаза закрывали. В 17, сразу после школы, пошел работать в строительный кооператив, там всему быстро учишься – и лопату в руках держать, и вертолетом управлять (Дмитрий смеется. – Прим. Авт.). Научился ездить на ГАЗ-63. И по территории ездил, и в Находку.
– Права тогда у вас уже были?
– Нет, конечно. Водительское удостоверение получил только в 2003 году, категория В, С.
– Вдруг ваш сын тоже захочет стать водителем? Будете отговаривать?
– Нет, не буду. Сейчас ему только десять лет. На следующий год подрастет, ноги начнут до педалей доставать, буду его учить водить. Правда, сам он пока не очень за руль рвется, сейчас у сына все мысли заняты сноубордом.
– Вы наверняка тоже каким-то видом спорта увлекаетесь…
– Гребля на байдарках, первый взрослый разряд, могу похвастать. Получил его в поселке Лазовый, я там вырос. Родился во Владивостоке, но у меня стала развиваться астма, врачи посоветовали поменять климат на более сухой. Мы перебрались в Партизанский район, жил там до 1995 года. Очень красивый поселок, я его бесконечно люблю, но пришлось оттуда уехать. В 1993 году пришел с армии, а с работой совсем плохо. Тогда по всей стране прокатились перемены.
– В каких войсках служили?
– Пехота, стрелковые войска. Сначала направили в учебку в Сибирцево, получил младшего сержанта – перевели в Хабаровск. У меня интересно жизнь складывалась. Моя жена Татьяна сама сибирцевская. Когда я там служил, она училась в девятом классе. Но познакомились мы с ней во Владивостоке, когда вместе работали на заводе «Уссурийский бальзам». Таня только начинала карьеру бухгалтера, а я был простым грузчиком, потом бригадиром грузчиков. Интересная была работа, никогда в жизни столько много алкоголя не видел, но пьющих в нашей бригаде не жаловали.
– По-вашему, каким людям противопоказано идти в маршрутчики?
– Вспыльчивым, слишком эмоциональным и тем, кто не любит общаться с людьми. У водителя должны быть стальные нервы, ему всегда нужно оставаться спокойным, уравновешенным, и у него должно быть доброе сердце.
– За годы работы на пассажирском автобусе происходили какие-то казусы, нестандартные ситуации?
– У меня особых ЧП, к счастью, не случалось. Летом, бывает, сознание теряют, хотя кондиционер работает. Причем в обморок падают молодые девушки. Они постоянно морят себя диетами, не высыпаются, вот организм и не выдерживает. Каждый водитель, безусловно, умеет оказывать первую медицинскую помощь. Регулярно с нами проводят занятия спасатели. Знаем, как вести себя, если у пассажира есть подозрение на перелом, сотрясение мозга, другие травмы. Мы знаем, как проводить первые реанимационные действия, как останавливать кровотечение. Это на случай аварий, но их, к счастью, на нашем предприятии не случалось.
А смешного полным-полно каждый день. Чем только люди за проезд не расплачиваются, если вдруг денег нет: и конфетами, и шоколадками. Как-то мужчина вместо рублей дал 250 вон.
– Есть постоянные пассажиры, которые здороваются, спрашивают, как дела?
–Конечно. Владивостокцы, практически в абсолютном большинстве, очень культурные, приветливые пассажиры. Благодарят за проезд, правда, не всем успеваю ответить. Так что сейчас всем говорю: «Пожалуйста!», и спасибо, что пользуетесь транспортом нашего предприятия.
– А дети тоже вежливые пассажиры?
– Дети – это наша радость и бич. Они быстро смекнули, что водитель не имеет права высадить безбилетника. Об этом и по телевизору говорят, и в газетах пишут. Поэтому малолетних зайцев развелась тьма. Кто-то удирает через дверь, кто-то выходит демонстративно медленно, и на лице читается: «А что ты мне сделаешь?». Самое обидное, что в этой ситуации мы, действительно, ничего не можем сделать. Однажды попытался пристыдить наглого безбилетника, так он тут же нажаловался родителям. Те давай писать и в администрацию, и чуть ли не в прокуратуру за то, что их сынка обидели. Я якобы его грубо обругал. Благо у нас в салоне ведется видеонаблюдение. Инцидент вскоре был исчерпан, но такие случаи малоприятны.
– Давайте закончим на мажорной ноте. Как-то я уступила дорогу большому пассажирскому автобусу, хотя он выруливал со второстепенной дороги, но там очень неудобный перекресток. Водитель в знак благодарности широко улыбнулся и послал мне воздушный поцелуй. Это было так трогательно, что я сама улыбалась весь день. Вы тоже говорите спасибо, моргая фарами или ещё как-то?
– Обязательно. Все водители ВПОПАТ-1 ценят доброжелательное отношение остальных участников движения и сами ведут себя максимально вежливо. Другие у нас просто не работают. Я могу и автоинспекторам помахать рукой в знак приветствия. Понимаю, что у них тоже тяжелая работа.
Вместо послесловия. Даже за непродолжительное время общения с Дмитрием Горбанем стало понятно, что это замечательный человек – очень позитивный, веселый, доброжелательный, культурный, разносторонне развитый. Сделала и неожиданное наблюдение: до беседы с Дмитрием меня мучила головная боль. Во время интервью в какой-то момент поняла, что боль отступила даже без таблетки, а настроение поднялось до небес. Так что общение с Дмитрием имеет эдакий терапевтический эффект. Вот какие талантливые водители работают в ВПОПАТ-1!
Марина СТЕПАНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА, из архива Дмитрия ГОРБАНЯ и с сайта vlc.ru