Во Владивостоке продолжаются рейды по легализации аренды жилья. Специальные комиссии навещают съемные квартиры с целью выявить тех, кто сдает их незаконно, без необходимого оформления и, соответственно, не платит налоги.
Кстати, буквально на днях в Советском районе прошел рейд по легализации аренды жилья. Специалисты администрации города, налоговой и полиции проверили наличие договоров у квартиросъемщиков на Багратиона, 6 и 8, и на Бородинской, 33. В Управлении финансов мэрии подчеркнули: если в ходе инспекции выясняется, что жилье снимают без соответствующих документов, то приходится составлять протокол.
На первый взгляд, кажется, что легализация рынка аренды жилья – лишь способ пополнить городской бюджет, однако, это не совсем так. Прозрачная аренда полезна как съемщику жилья, так и собственнику, поскольку документация и легальность защищает их интересы. Но каким образом? Об этом газете «В» рассказала заместитель начальника Управления финансов администрации города Владивостока, начальник отдела по доходам Наталья Тихонова.
Безопасный город
– Наталья Леонидовна, с какой целью проводятся рейды по легализации аренды жилья? Может, есть некоторые неочевидные причины?
– Механизмы, регулирующие сегодня рынок аренды жилья, малоэффективны, поскольку доказать факт незаконной аренды квартиры сложно. Для этого нужно собрать пакет документов: договор о найме жилого помещения, расписки о получении и передаче денег, акт приема-передачи. Найти их и представить в правоохранительные органы трудно. Поэтому городской бюджет по-прежнему терпит убытки.
Также, легализовав рынок арендного жилья в городе, можно будет снизить привлекательность дальневосточной столицы для преступников и нелегальных мигрантов. С этой целью было заключено трехстороннее соглашение между администрацией города Владивостока, налоговыми органами и УВД по г. Владивостоку.
– Существенно ли влияют рейды на пополнение городского бюджета?
– Кампания по легализации рынка аренды жилья проходит в городе Владивостоке с 2013 года. За время ее проведения с 2013 по 2022 год было получено доходов в сумме 360 миллионов 251 тысячи рублей, из них 256 миллионов рублей налога на доходы физических лиц. Тем временем, сумма уплаченного налога по патентам составила более 103 миллионов рублей.
А судьи кто?
– Как часто проходят подобные мероприятия? Кто в них участвует?
– Рейды проходят регулярно. В них участвуют специалисты Управления финансов администрации города Владивостока совместно с налоговыми и правоохранительными органами.
– Как становится ясно, в какой дом ехать с проверкой? Во время рейда вы заглядываете в конкретные квартиры, по которым возникли сомнения, или проходите по всем?
– В Управлении финансов администрации города Владивостока работает телефон «горячей линии» 8(423) 2 614-253, куда любой желающий может сообщить информацию о сдаче квартир в аренду. К работе по выявлению сдаваемых в аренду квартир привлечены также управляющие компании и ТСЖ. Вся информация, поступившая на телефон доверия и от управляющих компаний, ТСЖ направляется в УМВД России по городу Владивостоку и налоговые органы для принятия мер, в пределах установленных законом полномочий. Адреса для проведения выбираются в зависимости от количества квартир, сдаваемых в одном доме, а также принимаются во внимание жалобы граждан на «неспокойных соседей», такие квартиры в первую очередь попадают во внимание наших специалистов и их включают в график на проведение рейдов.
Защитить интересы всех сторон
– Какие плюсы дает съемщикам официально оформленная аренда?
– Обычно в заключении договора аренды заинтересованы владельцы жилого помещения. Но и квартиросъемщик получает некоторые плюсы. Грамотно заключенный договор уберегает будущих жильцов от следующих проблем:
– преждевременное выселение раньше оговоренного срока;
– внезапное повышение стоимости аренды;
– слишком частые визиты владельца в сдаваемое жилье без предварительного предупреждения;
– потеря внесенного за жилье залога;
– официальный договор исключает возможность того, что жилье будет сдано незаконно без согласия реального хозяина, что может привести к потере заплаченных средств и необходимости срочно покинуть помещение.
Кроме того, заключенный договор дает право временной регистрации по проживаемому адресу.
– А в чем польза для собственника?
– Во-первых, официальный договор защищает хозяина жилья от недобросовестных съемщиков, в случае необходимости вынуждая их оплатить порчу имущества. Во-вторых, если квартиросъемщики пересдают квартиру третьим лицам, заселяют туда лишних жильцов, нарушают сроки оплаты и другие параметры, оговоренные в договоре, хозяин квартиры может прибегнуть к помощи правоохранительных органов. В-третьих, упрощается процедура улучшения жилья – ремонт помещения, замена сантехники, бытовой техники. Все эти действия могут быть выполнены по взаимной письменной договоренности либо жильцами, либо владельцем жилья, либо совместно. При этом в договоре можно прописать, кто становится владельцем приобретенной бытовой техники после прекращения срока аренды.
– Если так вышло, что человек сдает жилье по договору, но съемщики, например, испортили мебель… То куда может обратиться собственник за помощью в решении конфликта?
– Если аренда квартиры официальная (с наличием договора, актом приёма-передачи), то необходимо в первую очередь зафиксировать причиненный ущерб и попробовать урегулировать возникшую ситуацию с квартиросъемщиком в мирном порядке. Это возможно, если наниматель согласен с тем, какой он причинил ущерб и той суммой компенсации, которую он должен выплатить. Если же квартиросъемщик отказывается от возмещения, то в судебном порядке – на основании того, какое решение примет суд. Но опять же повторимся, наличие договора найма является в этом случае обязательным условием.
Как перейти на «светлую сторону»
– Каковы действия собственника квартиры, когда он решает сдавать ее легально? Где ему зарегистрироваться, чтобы платить налоги? Нужно ли быть самозанятым или такая форма регистрации необязательна?
– При сдаче квартиры внаем собственник получает доход, с которого он обязан платить налог. По общему правилу доход от сдачи квартир в аренду необходимо внести в декларацию по форме 3-НДФЛ, подать этот документ в налоговые органы до 30 апреля, а до 15 июля оплатить исчисленную по ставке 13% сумму налога. Также можно приобрести патент на сдачу жилых помещений в аренду, годовая стоимость которого составляет 6% от потенциально возможного годового дохода. Кроме того, арендодатель может зарегистрироваться в качестве самозанятого через мобильное приложение «Мой налог». Ставка в данном случае составляет 4%, если услуга оказывается физическим лицам. Если же юридическим, то 6%.
Напоминаем, что за непредставление налоговой декларации и неуплату налога предусмотрена ответственность в соответствии со статьями 119 (до 30% суммы налога, подлежащей уплате) и 122 Налогового кодекса Российской Федерации (до 20% от суммы неуплаченного налога), а также в соответствии со ст. 75 пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов в размере одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
– Что за патент? Как его приобрести?
– Патент могут получить арендодатели, имеющие статус индивидуального предпринимателя и обладающие жилыми помещениями на праве собственности. Заявление на получение патента необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения.
Патент сроком до 6 месяцев оплачивается в течение срока его действия. Патент на 6–12 месяцев оплачивается двумя платежами: 1/3 в течение 90 календарных дней после начала действия патента и 2/3 в течение срока действия патента.
Рассчитать стоимость патента можно в автоматизированной программе на сайте ФНС.
Анастасия КЛЕЩИК
Фото с сайта Vlc.ru