Недетская задача детсада

В настоящее время одним из актуальных вопросов в образовании является воспитание патриотизма, ведь детство и юность – благодатная пора для развития чувства любви к Родине. Сейчас в средних и дошкольных образовательных учреждениях воспитанию патриотических чувств уделяется огромное внимание.

Мы уже писали в нашей газете о деятельности педагогов в этом направлении. Сегодня расскажем об опыте работы по воспитанию юных патриотов своей страны в детском саду № 186 города Владивостока.

Маленькие большие патриоты

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 186 г. Владивостока» находится в Советском районе города и носит нежное имя «Катюша». И это, несомненно, то дошкольное образовательное учреждение, где патриотическо-нравственному воспитанию детей отведена важная роль. О том, как прививают дошкольникам любовь к Родине, к родному городу, к своему садику и окружению, корреспонденту «В» рассказала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе детского сада Ольга Доду:

– Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм – сложное человеческое чувство. Это любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к своей стране. Поэтому так важно еще до школы сформировать у детей первоначальные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. В нашем дошкольном учреждении уже много лет активно ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию маленьких граждан своей страны.

В прошлом учебном году детский сад стал участником проекта «Посылка солдату. Все для победы». Малыши вместе с родителями и педагогами собрали посылки для бойцов – участников спецоперации. В коробки были бережно упакованы средства гигиены, медикаменты, мясные консервы, чай, сладости и печенье и еще много всего необходимого. Ребята младшей группы «Васильки» также не остались в стороне. В каждую посылку были вложены детские письма и рисунки, которые, несомненно, поднимают боевой дух бойцам!

Этой зимой во Владивостоке состоялся Открытый общегородской конкурс чтецов «Колокола мужества – 2023», который был посвящен Дню защитника Отечества. Цель конкурса – сохранение историко-культурного наследия страны, а также воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны и ее народа. Ребята детского сада «Катюша» участвовали в этом конкурсе уже второй год подряд. Благодаря педагогам и родителям воспитанники заняли достойные призовые места в конкурсе.

Добавим, что ребята детского сада № 186 постоянно принимают участие в ежегодном общегородском смотре-конкурсе «Звонкая капель». В 2022-м юная шестилетняя участница дошкольного учреждения заняла в конкурсе первое место. А в этом году на мероприятии выступил квартет участников с песней «Иван – значит русский».

Проекты предлагают педагоги

Помимо традиционных мероприятий, приуроченных к российским праздникам, в детском саду ни на минуту не останавливается работа и над проектами, призванными пробудить патриотические чувства не только в воспитанниках, но и в их родителях. Расскажем о некоторых из них.

Так, педагог дополнительного образования Татьяна Столетняя ведет долгосрочный проект «Я – маленький патриот». Направление ее работы – художественно-эстетическое, с ориентиром на патриотическое воспитание. Ребята занимаются рисунком, аппликацией, конструированием по теме.

А педагог Ксения Емелина в этом году поставила с ребятами танец «Журавли» на песню Марка Бернеса, который занял первое место во Всероссийском профессиональном педагогическом конкурсе «9 мая – День Великой Победы!» в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Большое внимание в образовательной работе дошкольного учреждения уделяется воспитанию любви к природе Приморского края, к людям, проживающим на его территории. Педагогами детского сада изготовлено множество интерактивных обучающих пособий по этой теме. Ведь в современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, им уделяют все больше и больше внимания. Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру.

Помимо этого, в ДОУ ведется проект по краеведению «Вместе по Приморью». Педагог старшей группы Людмила Хорошавина занимается исследованием различных исторических мест, связанных с Великой Отечественной войной, не только сама, но и активно приобщает к работе детей и их родителей.

А педагоги Наталья Звягинцева и Валентина Целуйко, стаж их работы более 35 лет, ведут долгосрочный проект по патриотическому воспитанию дошкольников, темы которого распределены по возрастам. Предметом внимания программы стали рассказы о богатырях Древней Руси, традициях народов России и их национальных костюмах. В рамках проекта воспитатели проводят также мероприятия, посвященные Приморскому краю и столице нашей страны Москве. Обязательно рассказывают детям о поэтах, писателях России и великих полководцах.

– Наши воспитатели активно принимают участие в различных педагогических конкурсах, конференциях, творческих встречах, где с удовольствием делятся с коллегами других дошкольных учреждений своими наработками по теме патриотического воспитания детей, – рассказывает Ольга Леонардовна.

С малышами по-серьезному

Если дошколятам 5–7 лет можно рассказать о Родине, героях, победах России и о связанных со всем этим праздниках, то как же прививать чувства любви к Родине самым маленьким гражданам нашей страны?  Ведь в силу возраста малыши не могут в полной мере осознать многие события и факты…

О том, как проходит работа по патриотическому воспитанию у самых маленьких детей в саду, в группе 3–4 лет, Ольга Доду говорит:

– Несмотря на cовсем юный возраст, свой образовательно-воспитательный процесс воспитатели младших групп выстраивают таким образом, чтобы уделить большое внимание формированию основ нравственно-патриотического воспитания. Ведь чувство Родины начинается у детей с отношения к своей семье, к самым близким людям: маме, папе, дедушкам, бабушкам. Ежедневно, находясь с детьми, воспитатели прививают малышам любовь и доброжелательное отношение к сверстникам, уделяют внимание развитию у детей сочувствия друг к другу, вежливости, умения договариваться, оказывать помощь и доводить начатое дело до конца.

Помимо этого, для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине. Представления о нашей стране, о родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре. В каждой группе сада, в том числе и в младших, организованы патриотические уголки, где представлены фотографии по теме, символика и геральдика России, русские народные игрушки, куклы в национальных нарядах и иные атрибуты, отражающие культуру и историю нашей страны. Ведь как сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Воспитать человека и гражданина

Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с его личными переживаниями, и задача воспитателей детского сада – сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми.

Таким образом, чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Ежедневно ребенок совершает множество открытий. И хотя многие его впечатления еще им не до конца осознаны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.

Ольга ЖУРАВЕЛЬ

Фото предоставлены Ольгой ДОДУ