«У детей горят глаза»: преподаватель робототехники во Владивостоке рассказал, как влюбить ребят в технологии

Быть ребенком – это всегда здорово. У тебя много свободного времени, чтобы попробовать самые разные направления и решить, к чему лежит душа. Какой взрослый может позволить себе такую роскошь?! А быть ребенком сегодня – вдвойне здорово. Ведь сейчас открыты двери сотен кружков и секций. И многие из них – это какая-то фантастика. Например, биоинженерия, создание роботов, VR…

По всем указанным направлениям можно учиться в детском технопарке «Кванториум» во Владивостоке. Журналист газеты «В» пообщалась с одним из преподавателей этого замечательного места. Роман Давиденко, педагог дополнительного образования по предмету «Робототехника», не только помогает детям заинтересоваться технологиями, но и сам искренне горит своим увлечением!

«Не думал, что буду работать с детьми»

Роман – человек разносторонний и деятельный. Помимо преподавания увлекается прикладным и графическим дизайном, успевает учиться в магистратуре и помогает студенческим педагогическим отрядам.

Студотряды, кстати, стали первой деятельностью, которая погрузила молодого человека в работу с детьми. До этого Роман и представить не мог, что ему доведется быть учителем:

– Попал я в мир педагогики интересным способом. В университет я поступил на инженерную специальность и даже не думал о том, чтобы связывать свою работу с детьми. Но тут старые знакомые пригласили меня в студенческий педагогический отряд, и с тех пор каждое лето я работал в детских лагерях. Примерил на себя роль вожатого, координатора смены и старшего вожатого. После окончания вуза я поступил в магистратуру по профилю «Мехатроника и робототехника», параллельно решил совместить два любимых дела. То есть работу с детьми и техническую компетентность. Таким образом я стал педагогом дополнительного образования по предмету робототехника, – делится он.

Дорогу молодым специалистам

В общей сложности герой сегодняшнего материала работает с детьми пять лет. 3-4 месяца из них в качестве педагога.

Одна из мыслей, которая посещает начинающих учителей: «А что скажут родители моих ребят? Вдруг в их глазах учитель – это человек, умудренный опытом, более взрослый?..». У Романа же такой проблемы не возникало, опять же благодаря студотрядам:

– С родителями мы нашли общий язык, ведь ранее в лагерной практике постоянно приходилось контактировать с ними. Хоть я и выгляжу молодо, но и дети, и родители относятся ко мне с уважением, как и я к ним.

Кстати, один из способов обрести уверенность в выбранной профессии – участие в конкурсах. Например, в ежегодном городском состязании «Молодой специалист года». Конкурс проходит среди начинающих молодых преподавателей муниципальных образовательных организаций Владивостока.

«Молодой специалист года» помогает учителям раскрыть свои таланты, пообщаться с единомышленниками и перенять от них нечто полезное, а также дает поддержку и поощрение. В этом году Роман принял в нем участие и остался доволен:

– Это был полезный опыт, ведь я не совсем понимал, как работают учителя в школах. Я, как представитель дополнительного образования, строю свои занятия совершенно иным способом, ведь отличий в работе действительно слишком много. Мне приходилось перестраиваться и выходить из собственной зоны комфорта, – рассказывает он.

Окунуться в технологии

Создать робота – дело сложное и многоэтапное. Ведь помимо внешней пластмассово-металлической оболочки он включает в себя и программный код, и множество деталей.

– Мы разбираем все аспекты робототехники постепенно. Вначале ребята изучают и практикуют основы мехатроники и электроники на базе Lego, после чего мы переходим на изучение более сложного Arduino, где нужно помимо электроники изучать ещё программирование, – сообщает Роман.

А еще такое обучение – это погружение в достаточно сложный материал. Роман работает с детьми 12-17 лет, бывает, что младшим из них некоторые моменты могут казаться непонятными. Сделал что-то по совету наставника, повторил, а как оно работает, сам не понял…

Тут важно быть талантливым преподавателем, который умеет подавать сложные темы простым языком и объяснять на приземленных примерах. Именно такому принципу и следует Роман:

– Достаточно трудно объяснить какие-то вещи ребятам, которые активно закрывают глаза на классические уроки физики со школы. Если рассматривать мои педагогические фишки, то ребята не ограничены чисто методическими материалами и инструкциями в сборке и программировании. Я зачастую выдаю им творческие задания, которые могут показать, насколько хорошо был изучен материал. Также у нас, помимо основной программы, присутствует такая вещь как «подготовка к конкурсу». Мы видим интересную возможность участия в конкурсе, собираемся в команды и начинаем подготовку. Ориентируемся больше на практику, чем на теорию. От этого мы получаем прокачку конструкторских и программных навыков у ребят, – делится педагог.

Робототехника – это что-то новое для образовательных программ. И, что важнее для детей, это вдохновляет. Ведь ты понимаешь, что в будущем можешь сделать что угодно: аппарат, который опустится на неизведанные глубины, медицинское новшество, что-то космическое…

Поэтому большинство учеников посещают занятия с особенным восторгом:

– Я думаю, что тут, как и в школе, есть ребята, которых родители заставляют приходить. Но в большинстве случаев у детей горят глаза, да и некоторые даже остаются на дополнительные занятия, приходят с другими группами, – улыбается Роман.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА