Известный художник Владивостока Олег Подскочин – об астрофизике, современном ящике Пандоры и высшей миссии живописца

Наша встреча с Олегом Валентиновичем состоялась в его просторной студии на улице Красного Знамени, которую он занимает вместе с супругой – художницей Лидией Козьминой. Вид из окна вдохновляет – город и море. Что может быть прекраснее?

Подскочин работает в области станковой живописи. Он мастер сюжетно-тематических картин, известен как автор масштабных полотен, батальных композиций.

В мир искусства, можно сказать, он пришел сам, без помощи со стороны.

– Я из обычной советской семьи, не припомню, чтобы кто-то кроме меня рисовал. В детстве мне очень нравилось рассматривать академическое издание работ Микеланджело. После школы решил попробовать свои силы и получить профессиональное образование. В Иркутское училище искусств поступил с первого раза. Обучение заняло семь лет, учитывая мою службу в армии. После окончания училища за компанию с сокурсниками переехал во Владивосток. Прежде никогда в этом городе не был, он покорил меня с первого взгляда, – признается художник.

Найти себя в новом времени

В 1985 году Подскочин поступил в Дальневосточный государственный институт искусств. Учился мастерству у Кирилла Шебеко, основоположника академических традиций живописи во Владивостоке, внесшим огромный вклад в развитие художественной жизни Дальнего Востока и России.

Художник с теплом вспоминает годы учёбы в Институте искусств. Прекрасные, сильные педагоги смогли привить студентам серьезное отношение к профессии, заложив основы фундаментального академического образования.

После каждого курса у будущих художников проходили выставки-просмотры, где их работы оценивали профессионалы. Помимо этого, студенты выезжали на пленэры, посещали знаменитые музеи Москвы и Санкт-Петербурга.

Курсовую работу по композиции Олег Подскочин писал уже во времена перестройки. Выбрал сюжет, связанный с личностью адмирала Колчака. Работа имела исторический колорит, но тема столкновения мировоззрений и эпох тогда была очень актуальной.

После учёбы в институте Олег Валентинович выступал как участник и организатор молодёжных художественных выставок. Это было время постоянного поиска новых путей и себя в новом времени.

Подкорректировать Божественную субстанцию

В 2002 году Олег Подскочин стал членом Союза художников России. В это же время он получил помощь от администрации Владивостока, которую трудно переоценить – художнику безвозмездно предоставили помещение под мастерскую, в которой он творит и по сей день.

Надо сказать, что поддержка талантливых горожан – это культурная политика администрации Дальневосточной столицы, которая проводится на протяжении многих лет. При этом людям искусства не только выделяют муниципальные студии для работы, но и способствуют в организации и проведении самых разных выставок.

– Настоящий художник должен непрерывно развиваться, он обязан обладать знаниями из самых различных сфер: от астрофизики и теологии до ботаники и анатомии. Только тогда его полотна заставят зрителя думать, сопереживать, размышлять, радоваться, грустить или проявлять другие эмоции. При этом художник тонко чувствует изменения, происходящие в мире, они непременно отражаются в его творчестве, конечно, через призму собственного восприятия, – уверен Олег Валентинович.

Так, смартфоны и прочие гаджеты Олег Подскочин считает игрушками из гибельного ящика Пандоры.

– Нет ничего более сложного и удивительного, чем сам человек. Это Божественная субстанция. Но временами люди подвластны такой испорченности, что просто диву даешься. При этом изменения, коррекция вполне возможны. Задача художника брать человека за волосы, приподнимать и показывать: смотри, есть другой мир, – образно говорит о высшей миссии художника Олег Валентинович.

Реалистичность плюс фантазия

По мнению искусствоведов, в его творчестве явно прослеживаются исторические, библейские мотивы. На основе реалистичной живописи присутствуют фантазийные элементы, символы. Много работ мастера посвящено теме Великой Отечественной войны.

Как подчеркнули в управлении культуры Владивостока, Олега Валентиновича как автора отличает внимательное отношение к истории, а также активная гражданская позиция. Это побудило к созданию нескольких персональных выставок, посвященных Великой Отечественной войне, а также коллективному арт-проекту «Великая Победа», приуроченному к 70-летию победы. Проект осуществлялся при поддержке министерства культуры РФ.

– Подскочин принимает активное участие в общественной работе. В свое время входил в состав жюри выставки-конкурса учащихся школ искусств и художественных школ г. Владивостока, – отметила начальник управления культуры Светлана Шупиро.

 

Нет права на кризис

Олег Подскочин считает, что он не имеет права на творческий простой. Для него первостепенна самоорганизация, он ценит каждый прожитый день. Также серьезно он относится и к вере. По его мнению, религиозное сознание очень важно для людей его профессии.

Находясь под обаянием классического искусства, художник восхищается работами Микеланджело, Понтормо, Дюрера. В Токио на выставке одной картины Олегу посчастливилось увидеть раннее произведение Леонардо да Винчи «Благовещение», которое произвело на него неизгладимое впечатление.

Русское искусство Олег Подскочин считает уникальным, способным влиять на сознание людей.

При этом художнику очень близка и европейская живопись. Так, посещение Берлинской галереи живописи оставило у Олега Валентиновича яркие воспоминания: там он смог воочию увидеть работы Боттичелли, Караваджо, Веласкеса. Посчастливилось художнику побывать и в церкви Святого Фомы в Лейпциге, на могиле великого немецкого композитора Баха.

– Мир искусства богат и интересен, – считает Олег Подскочин. – Он включает в себя музыку, живопись, литературу, театр. Все представители искусства так или иначе связаны между собой, мы – коллеги.

Олег Валентинович постоянно находится в творческом поиске. Какие-то работы, спустя время, могут вызвать недовольство собой. Но именно самокритика является двигателем для дальнейшего совершенствования.

Этой осенью Олег Подскочин достойно представил свою известную картину «Святой Христофор» на XIII региональной художественной выставке «Дальний Восток», которая проходила в Улан-Удэ. Это важное культурное мероприятие объединило лучших художников всего Дальневосточного федерального округа.

В планах художника – организация очередной персональной выставки.

Ольга ЖУРАВЕЛЬ

Фото из архива Олега ПОДСКОЧИНА