Софья Добровольская – самая красивая Снегурочка Владивостока и молодой преподаватель городского Дворца детского творчества

Сегодня в гостях у газеты Софья Добровольская – самая красивая Снегурочка Владивостока и молодой преподаватель городского Дворца детского творчества

«Снегурочка! Снегурочка!» – всегда с удовольствием кричат дети на новогодних утренниках. И трудно представить, что на их зов может не откликнуться эта сказочно прекрасная, веселая и бесконечно добрая снежная красавица, которую всегда привыкли видеть рядом с Дедом Морозом. Без нее не обходится ни один Новый год, она делает его более ярким и радостным.

У Снегурочки, как и у Деда Мороза, новогодняя миссия хоть и радостная, но далеко непростая. Нужно не только облачиться в костюм зимнего персонажа, но и полностью ему соответствовать душевными качествами. Софья Добровольская именно такая – добрая, мудрая, веселая и красивая. Стаж волшебницы у нее по человеческим меркам, может, и не большой – четыре года, но Софья уже прекрасно знает, как сотворить зимнее чудо для маленьких владивостокцев. Об этом и не только Снегурочка рассказала «В».

Променяла с десяток увлечений на одно

– Как получилось, что Вы с головой ушли в театральное искусство? В семье у Вас все такие?

– Сколько себя помню, с самого детства занималась творчеством в самых разных его проявлениях: рисовала, танцевала, шила мягкие игрушки, лепила из глины, делала украшения. Пробовала играть на разных музыкальных инструментах: гитаре, клавишных. Параллельно еще пять лет строила спортивную карьеру – плавала. Мои родители никакого отношения к сфере искусства не имеют. Брат – технарь, сестра – филолог, преподает в вузе. Мы все пошли разными дорогами.

– Как судьба связала с театральной студией «Этюд»?

– Получилось очень интересно. Училась в шестом классе, решила записаться в «Этюд». Дала слово маме, что брошу все остальные увлечения и плотно займусь только театром. В «Этюде» занималась моя старшая сестра, я с малых лет ходила на все её спектакли. Знала, что там замечательный коллектив и очень доброжелательная атмосфера. В общем, пришла в театр по договоренности с мамой, а оказалось, что это именно то, что я всегда искала. Все, что происходило в «Этюде», мне очень нравилось. И занятия по сценическому движению, постановке речи, и репетиции, и, конечно, сами спектакли.

Каждый новичок студии проходит ритуал посвящения. В моем случае он получился, пожалуй, самым необычным. Посвящение – это своеобразный актерский экзамен. Включает сольное выступление – чтение стихов или отрывка из прозы. Вновь прибывшему вручают футболку с нашей символикой, старшие товарищи посвящают в театральную «кухню». Обычно ритуал проходит в конце ноября. Но я в тот момент заболела и целый год ходила «непосвященная». Потом по разным причинам мероприятие переносили. В итоге оно выпало на 28 января – мой день рождения. Такой интересный знак судьбы.

Это было очень трогательно, тот день рождения мне запомнился надолго. Тогда вместо сольного выступления показывала отрывок из спектакля «Маленький принц», сцену с Лисом. Я играла Лиса. Меня прямо на сцене поздравили, подарили цветы. До сих пор храню очень теплые воспоминания об этом дне.

– Была любимая роль в театре?

– Да, даже несколько – Вика Люберецкая из «Завтра была война», в том же спектакле я, кстати, играла и Зиночку. Любила спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», была самой Еленой Сергеевной. Это, наверное, моя самая тяжелая работа в эмоциональном плане. На сцене только пять актеров на протяжении всего спектакля. Очень трепетно отношусь к постановке «Маленький принц». Я там, пожалуй, все образы переиграла: Розу, Рассказчика, Фонарщика. Люблю свою роль пионервожатой Лидии Михайловны из спектакля «Друг мой, Колька».

Один из последних моих спектаклей «Сказки сквозь камни». В центре сюжета – клиника для детей, которые пытались свести счеты с жизнью. Я играла врача, у которого серьезно болен сын. Всем актерам эта работа далась тяжело, потому что приходилось пропускать через себя всю детскую боль. Очень сильный спектакль, таких должно быть больше.

Театр помог полюбить себя

– Помните свой первый выход на сцену? Какие ощущения были?

– Если честно, плохо помню. Думаю, это был «Маленький принц». Для меня первое время театр был возможностью борьбы с разными фобиями: страхом сцены, страхом показаться смешной, не такой, как надо и все это на всеобщем обозрении. Лет до 14-ти я себе вообще не очень нравилась, не любила даже фотографироваться, перед камерой мне было очень некомфортно. Театр помогал бороться с комплексами.

– Наверняка на сцене случались казусы. Кто-то текст забывал, к примеру. Как выкручивались?

– Смешных моментов было много. Некоторые актеры не только слова забывали, но и костюмы. Все решалось в последний момент. Когда случается заминка в тексте, приходится направлять партнера на нужную фразу, либо на ходу менять диалоги. Мы подстраиваемся друг под друга, иначе никак. Поначалу это сложно, но потом привыкаешь. Более опытные ребята всегда помогают тем, кто на сцене недавно. Мы хорошо знаем тексты друг друга. Пусть не полностью, но подсказать можем.

Старшие ребята любят рассказывать историю про парня, у которого прямо перед выходом на сцену порвались брюки. Зашивать было некогда, скрепляли степлером.

– Вы сейчас – главная новогодняя волшебница для малышей. А как долго сами верили в Деда Мороза?

– Я была совсем маленькая, как вдруг засомневалась в его реальности. Помню, выпроводила всех родных из комнаты, где стояла наряженная елка, и сторожила дверь, чтобы никто не смог зайти и подложить подарки. До сих пор родители не признаются, как они это провернули, но когда мы вернулись в комнату, под елочкой лежали коробки с подарками. Случайно или нет, но окно было приоткрыто, и я твердо решила, что именно через него в дом попал Дед Мороз. Это был один из самых чудесных новогодних праздников моего детства.

Мечты сбываются

– Когда первый раз стали Снегурочкой, волновались?

– Обману, если скажу, что эмоции зашкаливали, все-таки это моя актерская работа. Но мандраж был и есть всегда. Пока за кулисами, вроде не волнуюсь, а как выхожу на сцену, буквально начинает трясти. Снегуркой тоже трясло, к тому же я была на достаточно высоких каблуках, юбка слишком длинная, я чуть не упала на лестнице. Еще сложность – текст. Когда проза, какие-то слова можно поменять, а Снегурочка приветствует детей стихами. Бывает, выходишь в зал и понимаешь, что в голове пусто. Но всегда выкручивалась, зритель не должен ни о чем догадываться.

– Каждая детская ёлочка – это строго по сценарию или есть доля экспромта?

– У нас не сценарий, а план работы, потому что нельзя предугадать заранее, что и как пойдет. Работать на сцене – это одно, а работать напрямую в контакте с малышами – сложнее.

На утренниках бывает и по триста человек. Всех надо организовать, выстроить в хоровод. Благо с этим помогают актеры в других костюмах. С маленькими зрителями легче работать, они пока еще искренне верят в чудо. А дети постарше, особенно мальчишки, всем своим видом дают понять, что им эти сказочки уже не нужны. Ученики пятых, шестых классов – это уже маленькие бунтари.

– Малыши просили Вас исполнить какое-то желание? Или это миссия Деда Мороза?

– По исполнению желаний, конечно, чаще обращаются к нему. Хочу рассказать трогательный момент. Недавно наши ребята поздравляли пассажиров в электричке. К парню в костюме Деда Мороза подошла женщина в возрасте и попросила разрешения загадать желание. На ушко она прошептала, что очень хочет внуков. Дед не растерялся, стукнул об пол посохом и пробасил: «Сбудется!».

– Вас дети спрашивают: настоящая ли, весной не растаете?

– Да, эти вопросы очень волнуют малышей. Я им всегда обещаю, что не растаю, я же настоящая.

– Какие планы на ближайшее будущее у Софьине Снегурочки?

– Сейчас начинаю путь преподавателя. У меня есть ученики – детки от четырех до шести лет. Это подготовительная группа хоровой студии «Камертон» Дворца детского творчества. Я веду актерское мастерство. Учим скороговорки, учимся не стесняться, играем в разные игры, которые помогают в актерском плане. Еще помогаю своему педагогу в «Этюде», провожу часть занятий. Потихоньку включаюсь в процесс, чтобы вести занятия самостоятельно, ставить спектакли.

– Что самое сложное и самое радостное в работе с детьми?

– Для меня пока трудно понять маленького ребенка, расположить его к себе. Со старшими таких проблем нет. Многих знаю давно. А с малышами приходится искать пути диалога, выстраивать дисциплину, объяснять, что я их наставник, хоть и молодо выгляжу. Они очень любят рассказывать, что у них произошло, пока мы не виделись. Надо аккуратно уводить их от этих разговоров непосредственно к занятиям. Интересно наблюдать за трансформацией маленьких артистов. На первых занятиях они сильно смущаются, волнуются, но постепенно становятся увереннее, раскрываются.

Самое приятное в моей работе – это, конечно же, принимать комплименты. Маленькие дети в этом просто мастера. Лучшая награда – слышать, что им нравятся занятия, и они с нетерпением ждут новых.

– Есть мечта? И что пожелаете владивостокцам в канун Нового года?

– Непростые вопросы. Сейчас я понимаю, что все идет как надо, мне все нравится. Главное – успешно закончить учебу и получить диплом о среднем специальном образовании. Потом продолжу обучение в вузе. Все, о чем я мечтала пару лет назад, сейчас исполнилось. Поняла для себя, что нельзя забывать мечтать, обязательно надо загадывать желания. Они сбываются, пусть и не сразу.

Пусть ваши желания будут самыми, казалось бы, недостижимыми и несбыточными. Вот увидите, со временем все сбудется. Главное, работать в нужном направлении. Желаю всем побольше радоваться, веселиться, проводить время с близкими людьми, которые так любимы. И без сожаления уходить от тех, которые привносят дискомфорт в вашу жизнь.

Марина СТЕПАНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Софьи ДОБРОВОЛЬСКОЙ