Максим Глазырин, учитель истории и обществознания школы № 83 Владивостока

История и обществознание – обязательные предметы в школьной программе, но дети относятся к ним, конечно же, по-разному. Кому-то нравится разбираться в нюансах и сложных терминах, а кто-то решительно избегает их, заявляя, что душа не лежит.

Однако, что первая, что вторая дисциплина непосредственно вплетены в нашу жизнь. Новости по утрам – это история. Подписание трудового договора на первой работе – обществознание. И так далее. Выходит, погрузиться в указанные уроки все же нужно если не для поступления в вуз, то хотя бы ради расширения кругозора.

Но как же ребятам в этом помочь? Как донести до них сложные вещи простым языком и заинтересовать? Об этом газете «В» рассказал Максим Глазырин, учитель истории и обществознания школы № 83 Владивостока.

Современный человек должен быть гибким

Максим Алексеевич, почему именно педагогика? Что вдохновило Вас на выбор профессии?

– На самом деле тут нет какой-то особой предыстории. Выбор обусловлен обычным прагматичным интересом. Когда учеба (и бакалавриат, и магистратура) закончилась, нужно было пойти работать. Но везде требовался опыт, которого, к сожалению, накопить не успел. У меня еще и образование узкоспециализированное – история, надо было идти куда-то именно с нею.

Самым простым вариантом оказалось попробовать себя в роли учителя. Школам всегда нужны люди, плюс это дает опыт. А еще есть стимулирующие выплаты, что тоже подстегивает, будем честны. Ну и, к тому же мне нравится моя работа: требуется рассказывать то, что ты хорошо знаешь, и делать то, что неплохо умеешь. Нет ничего интереснее.

Наверное, первый рабочий день выдался нелегким.

– Я работаю полтора учебных года, с сентября 2022-го. Первый день оказался волнительным: и для меня, и для ребят. А когда я узнал, что буду вести занятия у 8-х классов, совсем испереживался. Это уже не маленькие дети, которые охотно слушаются, но еще и не взрослые, которые все понимают. Волновался безумно, но все прошло легко. Не знаю, харизма ли поспособствовала этому, устрашающий рост или знания (смеется). Второй день был гораздо более легким и так далее.

Говорят, историю надо знать всем. На ваш взгляд, это действительно так? А если ребенок твердо уверен, что такая наука ему не пригодится?

– Да, я считаю, что исторические знания должны быть у каждого. Есть такое знаменитое выражение: «История циклична». Все, что сейчас происходит, уже случалось когда-то в той или иной форме. И помня про прошлое, можно избежать ошибок здесь и сейчас. Кроме того, эта наука дает возможность сформировать понимание мира вокруг нас. Становятся ясными предпосылки различных событий, даже тех, что случаются у нас на глазах. И некоторые неоднозначные или негативные моменты сразу могут обрести другой смысл.

Бывает, конечно, дети говорят: «Мне это не нужно, я сдаю другие предметы». Тогда я стараюсь донести мысль о том, что современный человек должен быть не просто образован, а всесторонне развит. Тот, кто заточен только под одну специальность, не имеет гибкости, а в современном трудовом мире, где высока конкуренция, она важна.

Не абстракция, а понятные примеры

Что история, что обществознание – предметы достаточно сложные. Как удается доносить до детей информацию так, чтобы они не просто ее заучили, а действительно прониклись ею?

– Я стараюсь объяснять темы на жизненных, понятных каждому примерах, а не говорить абстрактно. Например, по обществознанию мы изучаем трудовое право. И я рассказываю: вот, смотрите, ваши родители работают так, а через несколько лет и вы сами заключите трудовые договора. Продолжаю вести диалог с примерами, и ребятам становится интересно. В истории то же самое: важно привязывать ее к жизненной ситуации, искать практический смысл и таким образом объяснять.

Еще эти предметы могут быть скучноватыми. Ведь история это не только вдохновляющие разговоры о битвах и великих людях. Как Вы вносите разнообразие в свои уроки?

– Заинтересовать детей можно, рассказывая факты. Смешные, грустные, необычные, ужасные. Так получится вызвать у ребят эмоции, они оживятся и включатся в работу. Хорошо, что таких моментов в истории полно (улыбается). В общем, нужно устраивать ученикам контрастный душ из эмоций. На сложных, тяжелых темах это особенно помогает. Что-то интересное рассказал им, они посмеялись или удивились, взбодрились, и можно продолжать.

Вести диалог

История – это большой простор для разных трактовок. Часто ли ученики вступают с вами в спор, потому что не согласны с той позицией, которую Вы до них доносите?

– К сожалению, такого еще не было. Почему «к сожалению»? Потому что в споре рождается истина. Это всегда интересный процесс. Когда ученики дискутируют, это говорит о том, что они находятся на определенном уровне знаний, уверены в своей точке зрения и готовы отстаивать ее. Возможно, поспорить можно было бы с классами постарше, 10 – 11. Но с учениками пятых и девятых классов такого еще не было.

Нравится ли Вам работать с детьми или это сильно выматывает?

– С одной стороны, быть учителем сложно, потому что это взаимодействие со многими людьми, бумажная волокита. С другой стороны, это прикольно – кстати, именно это слово самое характерное для деятельности молодого педагога. Особенно интересно взаимодействовать с детьми постарше. С ними можно шутить, они активно работают, все понимают. А вот с ребятами помладше бывает тяжело. Они шумные, им надо больше объяснять. Но без этого никуда, в любой профессии есть свои плюсы и определенные сложности.

Самый тяжелый аспект работы – классное руководство. Одно дело, когда ты ведешь уроки, а другое дело – когда у тебя дети под присмотром. Лично для меня это самый непростой момент.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА