Сегодня в гостях у «В» Гарольд Кузнецов – педагог с 45-летним стажем, организатор ОБЖ в школе № 60 г. Владивостока, ветеран Вооруженных сил.
Гарольд Григорьевич уже становился героем нашей газеты. Мы говорили на одну из самых важных тем – патриотизме, главных ориентирах для подрастающего поколения. Сегодня хороший повод ещё раз вернуться к разговору о любви к Отечеству, о воспитании будущих защитников Родины, ведь 23 сентября для старшеклассников Владивостока организуют «День на передовой». Акция посвящена Дням мира на Тихом океане – мероприятию, которое стало традиционными для столицы Дальнего Востока.
Гарольд Кузнецов, с его богатым офицерским и наставническим опытом, – один из лучших собеседников для данной темы.
Огонь, батарея!
Как сообщили в администрации Владивостока, занятия «на передовой» включают в себя проведение учебно-демонстрационных занятий по таким дисциплинам, как «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Военно-медицинская подготовка», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Средства связи и работа на них», «Действия населения при введении режима КТО».
«День на передовой» пройдет на территории форта № 7 Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
Проект реализует Совет ветеранов УМВД России по Владивостоку совместно с Приморской краевой военно-патриотической общественной организацией «Военно-спортивный клуб «Патриот» имени Героя Российской Федерации Иванова А.А.» и музея им. Арсеньева с целью воспитания гражданственности и патриотизма.
Не день, не два, а целый год
Самое главное, что «День на передовой», казалось бы, разовая акция, будет иметь долгое продолжение. С начала нового учебного года во всех школах страны, в том числе и во Владивостоке, возродили уроки НВП. Программа рассчитана на учеников 10-11 классов.
Вести занятия будут преимущественно учителя ОБЖ, которые пройдут переподготовку. А люди военные, в том числе участники специальной военной операции на Украине, смогут поделиться личным опытом со школьниками.
В рамках нового курса ребятам расскажут, как вести себя в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, военных действиях, карантине или стихийных бедствиях. Также старшеклассников научат обращаться с оружием: предусмотрены как теоретические, так и практические занятия.
Гарольду Кузнецову никакой переподготовки проходить не надо, чтобы вести курс НВП. Она сам кого хочешь научит.
Уроки мужества
История нашей страны – это череда подвигов. Цепочка ярких примеров отваги наших предков. И чтобы их дело жило, одной памяти мало – важно воспитывать молодое поколение по заветам любви к Отечеству, доброты и смелости. Поскольку большую часть времени ребенок проводит в школе, преподаватель играет немалую роль в воспитании достойной личности. Хорошо, когда наставник сочетает в себе и роль учителя, и сильный личный пример – как Гарольд Кузнецов, педагог-организатор ОБЖ средней школы № 60 Владивостока.
Гарольд Григорьевич – пожалуй, самый необычный педагог Владивостока. Родом с Донбасса, подростком он застал Великую Отечественную войну и немецкую оккупацию, рано потерял родителей, а сам лишь чудом сумел бежать из полевого концлагеря фашистов.
В 1943 году Гарольд Григорьевич стал одним из первых воспитанников только что созданных в стране суворовских училищ, а 24 июня 1945-го в составе Орловского военного суворовского училища шагал по Красной площади. Позже, став офицером танковых войск, боролся с «лесными братьями» в Прибалтике и прикрывал строителей Берлинской стены. Службу завершил на Дальнем Востоке, где в итоге и остался.
Гарольд Кузнецов преподает уже 45 лет. То, что однажды жизнь повернется в сторону учительской карьеры, он даже предполагать не мог. В декабре 1978 года наш герой уволился из Вооруженных сил. Так сложилось, что в МБОУ «СОШ № 60» в это же время освободилось место военрука. Занять его предложили Гарольду Григорьевичу.
«Изначально я попал в педагоги на полгода, но они вылились в 45 лет», – вспоминает он.
Только придя в школу, он занял должность руководителя начальной военной подготовки. Позже пришлось сконцентрировать свое внимание исключительно на ОБЖ. В середине 2000-х по инициативе Гарольда Григорьевича в МБОУ «СОШ № 60» были созданы первые в городе кадетские классы.
– Со многими ребятами, которых я учил, у меня постоянная связь. Я сейчас могу взять телефон и позвонить ребятам 85, 86, 88 годов выпуска. Что касается отдельных учеников, то есть такие, которые стали мне как сыновья. И даже, наверное, ближе, – делится педагог.
Главное, без шаблонов
В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества. В этом могут помочь люди, которые живут среди нас. Это те, кто защищал Родину. Ветераны военной службы –уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, принципиальные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом современном мире.
Гарольд Кузнецов согласен с мыслью, что сегодня важно найти такие формы общения, которые воспринимались бы молодежью. Нужно посеять зерна патриотизма в души подростков и вырастить их. И здесь, конечно, надо объединить усилия всех: гражданского общества, органов власти, ведомств, чтобы не шаблонными, а самыми современными методами сообщать учащимся необходимую, жизненно важную информацию, добиваться того, чтобы она была услышана.
Главное – оставаться Человеком
Гарольд Григорьевич убежден: идеология – незаменимая часть благосостояния любого государства, можно сказать, его основа. И отказ от этой основы, провозглашенный после развала СССР, был ошибочным:
– Важно, чтобы у человека была идеология, на которую он может опираться. Без нее государство существовать не сумеет. Любая страна имеет что-то, объединяющее всех ее жителей, что-то, что делает их не просто людьми, живущими на одной территории, но единым народом, и важно всегда помнить это. Если у самого государства нет идеологии, нет четкого плана действий, ценностей, целей, то одного только патриотического воспитания будет мало, – подчеркивает преподаватель.
Однако положение поправить можно – например, показывая воспитанникам яркий личный пример и подталкивая их к развитию характера. А через характер, как известно, формируется и личность – личность настоящих патриотов и защитников Родины.
Два самых важных принципа
За годы своей работы в школе Гарольд Григорьевич подготовил около 300 будущих офицеров. Некоторые их тех, кто постигал азы военного дела под его руководством, сегодня применяют полученные навыки и умения в ходе специальной военной операции на Украине.
У педагога есть два главных, основополагающих принципа в жизни, которыми он неизменно делится со своими учениками:
– Первый принцип: помни, чье имя носишь. Имя своей семьи, имя школы, имя нашей страны. Нужно всегда помнить о своих корнях, быть достойным памяти предков, – объясняет Гарольд Кузнецов. – Второй принцип: никогда не сходи с дистанции. Иди к цели, невзирая на препятствия!
У меня был в жизни интересный эпизод. Однажды в Москве со мной здоровается молодой мужчина. Я его сразу не узнал, но он вспомнил меня. Вспомнил, что когда-то давно я учил его не сходить с дистанции. И он через много лет пронес эти слова, – поделился Гарольд Григорьевич.
Анастасия КЛЕЩИК
Фото Алексея ВОРОНИНА