Помогаем сохранять память о земляках: о том, как администрация Владивостока наводит порядок на городских кладбищах, рассказали в МБУ «Некрополь»

Задачу сделать простой и понятной такую сферу услуг, как похоронное дело, администрация Владивостока поставила перед собой в прошлом году. В первую очередь существенно обновили штат сотрудников муниципального бюджетного учреждения «Некрополь».

Новая команда должна наладить свою работу таким образом, чтобы вывести из тени «черных риелторов». Многие жители Владивостока с удивлением узнают, что землю для захоронения по закону выделяют бесплатно. Чтобы ни у кого не было даже малейшей возможности наживаться на горе людей, все могилы получат цифровую прописку.

На погосте появятся улицы

Важной инициативой администрации Владивостока стала задача оцифровать места захоронений. Работы планируют начать уже в наступившем году. По завершении проекта у каждой могилы появится не только номер и улица, но и точные координаты, благодаря которым родственники смогут без проблем разыскать место захоронения.

– Работа объемная. Выполнять ее будут топографы. Также поднимем архивы, по возможности будем искать родственников тех, кто похоронен на нашем кладбище, – рассказал заместитель директора МБУ «Некрополь» Владимир Алексюк.

Практика создания цифровых погостов не новая, в Уссурийске, например, эту идею уже внедряют, имеется опыт москвичей. Появились даже хитрые коммерсанты, которые создали образ погоста в интернете. Но найти по их карте конкретное захоронение невозможно. Поисковик просто выдаст фотографию памятника и укажет координаты кладбища. Зато такая видимость дает солидную маржу, так как тут же человеку предлагают коммерческие услуги по уходу за могилой.

– Надо иметь архивы, приложить труд, чтобы предоставить родственникам точную информацию о месте нахождения усопшего. На подобную деятельность коммерческие компании не имеют права, – пояснили в МБУ «Некрополь».

Важно: места под могилы – это бесплатно

Во Владивостоке насчитывается 14 частных похоронных компаний. После того как Управление ФАС по Приморскому краю признало «Некрополь» монополистом, коммерсанты получили доступ к общественным кладбищам. Контролировать круг «неопределенных лиц», особенно тех, кто игнорировал официальную регистрацию, было непросто как администрации Владивостока, так и налоговой службе и прокуратуре. Нередко имели место ценовые сговоры со стороны бизнесменов. Даже сейчас некоторые нечистые на руку коммерсанты стараются накрутить нулей в расценках на услуги, которые по факту не стоят ничего. Самые большие спекуляции наблюдаются со стоимостью мест на кладбище.

– Место захоронения администрацией города предоставляется бесплатно, – особо подчеркивает Владимир Алексюк. – Люди просто этого не знают, чем пользуются те, кто зарабатывает на похоронном деле. Также мало кому из горожан известно, что услуги морга оплачиваются непосредственно этому учреждению, а не через посредников.

По информации сотрудников МБУ «Некрополь», скромные, но достойные похороны сейчас обходятся в сумму 25 – 30 тысяч рублей. В перечень услуг входит вывоз тела, подготовка места захоронения, оформление всех документов, предоставление катафалка, ритуальных принадлежностей. Цена может изменяться в зависимости от предпочтений родственников. С муниципальным учреждением можно заключить прижизненный договор. Этой возможностью пользуются пожилые люди, чтобы не хранить «гробовые» деньги дома, ведь их могут присвоить посторонние.

«В» задал Владимиру Алексюку вопросы, которые больше всего интересуют горожан.

– Могут ли жители города купить себе участок для захоронения еще при жизни? 

– С участком можно определиться, если это, например, родственное захоронение и у людей есть интерес по организации родового захоронения. Но купить участок нельзя.

– Перед поминальными днями владивостокцев волнует, как содержатся могилы. Как решается этот вопрос?

– По закону муниципальные компании подготавливают к захоронению участок, проводят первичные мероприятия, но уход за могилами – это ответственность самих родственников усопших. Мы можем предложить свои услуги за отдельную плату. Например, заказать уборку могилы стоит 1800 рублей. Цены утверждены администрацией Владивостока согласно перечню работ. Фотоотчет места до уборки и после отправляем на электронную почту или в мессенджер. Это удобно родственникам, которые, например, переехали в другой регион.

– Как сохраняется память о людях, которые похоронены на городских кладбищах? Бывает, что за могилами уже некому ухаживать, надписи на надгробиях тускнеют, стираются.

– Память об усопших сохраняется в архивах. Самовольно останки захоронить нельзя даже после кремации. Процесс обязательно надо согласовать с администрацией Владивостока. Это помогает избежать посторонних подзахоронений.

Так, именно благодаря архивам и энтузиазму местного жителя Сергея Утягаева, который ведет поисковую работу, удалось найти могилу Героя Советского Союза, ветерана Великой Отечественной войны летчика Леонида Костина. Он умер в 1971 году в возрасте 47 лет. Родственники давно уехали в Москву, здесь никого не осталось. Так и получилось, что могила оказалась заброшенной. Сейчас мы ведем переписку с одной из дочерей Леонида Костина. Кстати, в Москве живет и его вдова, которой сейчас 93 года.

– Как планируется сохранять память о герое? 

– Поставим достойный памятник, обустроим территорию захоронения. Сейчас в этом направлении идет совместная работа с военкоматом. Также планируем установить памятную табличку на доме, где жил Леонид Костин. Делаем всё, чтобы сохранить память о человеке, который с честью защищал нашу страну от фашистских захватчиков. Летчик-штурмовик Костин за годы войны уничтожил немало живой силы противника и техники. Ко Дню Победы на его счету имелось 107 боевых вылетов. Звание Героя гвардии капитану присвоили по совокупности подвигов.

– Вы возглавляете краевую общественную организацию ветеранов Великой Отечественной войны, узников концлагерей, тружеников тыла. Как получилось, что Вы пришли работать в «Некрополь»? 

– У меня оба дедушки воевали на фронтах Великой Отечественной. Один захоронен на Сахалине, второй – во Владивостоке, но его могила утеряна. Хотя именем моего дедушки названо спасательное судно. Считаю своим долгом сохранять память о ветеранах. Моя работа в «Некрополе» состыковывается с общественной деятельностью. Совместно с администрацией Владивостока мы помогаем жителям города разыскивать захоронения, восстанавливать память о людях. Это очень важно. Последующие поколения должны помнить героев, воевавших за Родину.

Тамара БЕЛОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА