Елена Елисеева и Анастасия Стафеева, заведующие детскими садами № 67 и № 107 Владивостока

Знакомьтесь, заведующие детскими садами № 67 и № 107 Владивостока Елена Елисеева и Анастасия Стафеева. Между прочим, мать и дочь…

Два руководителя в одной семье – настоящее испытание, особенно если это мама и дочь. Однако с тем, кто главный в семье, заведующие детскими садами Елена Елисеева (ДОУ № 67) и Анастасия Стафеева (ДОУ № 107) давно разобрались. Основа их уютного семейного очага – диалог и уважение.

Детсадовско-семейный подряд

В детский сад взрослые всегда входят с чувством ностальгии. Это место, где прошли самые беззаботные и счастливые годы жизни, где были самые добрые и красивые воспитатели. Помыть ручки, вытереть носики, одеть на прогулку, раздеть, научить, организовать праздник – труд воспитателя. Работать с малышами не так-то просто, для этого надо иметь особый характер.

С детства Анастасия Стафеева, которая сейчас заведует ДОУ № 107 Владивостока, ходила в тот же детский сад, где воспитателем работала ее мама.

– Я  была в другой группе, не с мамой. Бывали моменты, когда я могла шалить, ее дергать. Мама строже ко мне относилась, чем к другим детям. Но такого не было, что я ее к кому-то ревновала. Я и росла в детсадовской среде, мне нравилось играть с детьми, – вспоминает Анастасия Стафеева.

Училась в школе и все равно прибегала к маме, помогала играть с малышами, организовывать мероприятия.

Елена Валерьевна, в отличие от дочери, не была так вовлечена в деятельность детского сада, хотя с раннего возраста хотела стать педагогом, а самыми послушными ученицами были куклы. После окончания школы решила не поступать сразу в училище, а попробовать свои силы, закончив годовое обучение в педагогическом классе в школе № 30, пришла работать с малышами.

– Тяжело было. У меня были совсем маленькие детки. Не всегда полученная мной теория совпадала с практикой. Я часто не понимала, чего от меня дети хотят, что они просят. Только потом, когда родилась Настюша, я поняла, что дошкольное образование меня затянуло. Я окончила институт, долго работала воспитателем, потом методистом, а в 2001 году мне предложили должность заведующей детским садом, – вспоминает Елена Елисеева.

У Анастасии планы на карьеру были другие, но первая работа тоже в детском саду. Сначала делопроизводителем, потом, из-за нехватки сотрудников, ее поставили воспитателем на младшую группу. Совмещала работу и обучение по образовательной программе «Управление персоналом» в ДВФУ, писала выпускную работу по охране труда.

– После получения диплома я себя видела HR-менеджером в какой-то компании. Думала, как буду подбирать персонал, как будет выглядеть работа с коллективом. Когда получила диплом в 2016 году, прошла переквалификацию на воспитателя. Мне предложили должность заместителя заведующей по воспитательно-методической работе. Это был самый тяжелый год моей жизни, – признается Анастасия Стафеева.

Повести за собой коллектив

Очень много зависит от коллектива, в который пришел молодой специалист. Но идеи, которыми буквально фонтанировала Анастасия, педагоги принимали с трудом. Многие воспитатели уже отработали больше двух десятков лет. У них уже сложились свои методы, которые и так работают безотказно, а тут приходит девочка без опыта и что-то пытается изменить. Оказалось, что с гибкими малышами работать проще, чем с людьми со стержнем. Но Анастасия не сдавалась.

– Меня родители приучали, что если ты чего-то хочешь, то надо расти и в этой стезе трудиться. Но есть и непреодолимые препятствия. Люди закостенели, тяжело их подвигнуть меняться, заставить двигаться, выйти из зоны комфорта. Она 30 лет проработала с малышами и не хочет меняться. Тяжелый коллектив. Через год я поняла, что замзав по ВМР не мое. В 2017 году появилась вакансия заведующей. Я пришла на собеседование в Управление образованием администрации города и получила поддержку. Мне сказали, что молодые педагоги нам нужны, и поставили на должность, – рассказала Анастасия.

Правда, не все оказалось так просто, как говорит молодая заведующая. Были долгие метания, принимать предложение на должность заведующей или не принимать, сможет ли, хватит ли сил, образования, характера.

– Я долго сомневалась. Не спала, думала и переживала. Не была уверена, что справлюсь. Мама видела мои метания и предложила согласиться. Все зависит от человека и от коллектива. Если в коллективе есть субординация и они не смотрят, что молодой педагог. Здесь мне с коллективом повезло. Здесь были очень хорошие стажисты, очень хороший коллектив, – признается Анастасия Стафеева.

Но если разобраться, то сейчас Анастасия Владимировна выполняет в том числе и те функции, которым ее обучали в ДВФУ. Вот такими невероятными тропами жизнь привела молодого специалиста-кадровика к управлению персоналом в большой компании.

Среднее звено – не значит «средненькое»

В сфере образования сейчас идет смена поколений. Многие педагоги уходят по возрасту. Молодежь же не всегда может вжиться в тот бешеный ритм, который задают дети, и тоже уходят, даже из отрасли. Пришлось многое в детском саду делать заново. Нехватка кадров – приходилось набирать новых педагогов.

– Необходимо возвращать среднее звено в систему подготовки кадров, – говорит Елена Елисеева. – Люди с высшим образованием не хотят идти работать в систему образования.

С мнением мамы согласна и Анастасия:

– Сейчас отношение к сфере образования изменилось. Молодым специалистам дают наставников, от муниципалитета добавляют 10 тысяч рублей к окладу, иногородним компенсируют аренду жилья. Детские сады ремонтируют, новая материальная и методическая поддержка. Все равно при приеме на работу видно, останется человек или уйдет.

Остаются в системе образования единицы. Кто-то, отработав минимальный стаж, уходит в частные детские сады. К тому же на рынке труда достаточно много вакансий, куда может устроиться человек с высшим педагогическим образованием.

– Заведующая больше общается с сотрудниками и вышестоящим руководством. Но бывает, что и с родителями приходится проводить нелегкие разговоры. К тому же в детских садах сейчас открываются консультационные кабинеты, куда могут обратиться за помощью и советом родители малышей, даже не приходящие в детский сад.

– Люди тоже разные приводят ребят в детский сад. Бывает, и родителей приходится наставлять, что педагог у нас один и его надо беречь, – делятся опытом мама и дочь.

Вовлекать педагогов в жизнь образовательной сферы Владивостока помогают конкурсы, которые проводятся каждый год. Так, в детском саду № 107 работает сразу несколько педагогов, победивших в конкурсе «Лучший воспитатель».

– Такие конкурсы – это коллективное творчество. Работа методистов, стажистов. Все вместе работаем, – пояснили заведующие.

– Конкуренция в таких конкурсах не отражается на отношениях дома?

– Мы помогаем друг другу. Стараемся подготовить воспитателя к конкурсу лучше, чтобы он показал себя по полной. Дальше уже решать комиссии. Потому огорчения нет, есть радость от успеха коллеги. Это мотивирует на работу, творчество.

Кстати, обе заведующие отметили, что мероприятия, которые проводит администрация Владивостока для воспитателей, – это обмен опытом в нетрадиционной, веселой и дружной обстановке.

Семья в поддержку

Пока Анастасия Владимировна вышла из кабинета по делам, мы спросили у Елены Валерьевны, как она оценивает успехи дочери. Мама, задумавшись, подтвердила свою уверенность в том, что Анастасия со всем справляется. Был определенный сложный период, и в этот период помогали все.

– Несомненно, мама поддерживает. Родители переживают. Даже бабушка периодически звонит, интересуется, как дела. Конечно, каждой маме нужно знать, где и как находится ее ребенок. Даже если ребенок уже взрослый. Вроде ты идешь куда-то в мир, а все равно понимаешь, что за тобой стоят родители, которые тебя будут поддерживать либо в какие-то моменты будут говорить «надо было поступить так». Выходить на диалог и проговаривать, не давать оценку, – улыбается маме Анастасия Стафеева.

Кто в садике хозяин

Общение с Еленой Валерьевной и Анастасией Владимировной – отдельное удовольствие. Мама и дочь даже на вопросы отвечают в унисон.

– На работе у вас одинаковый статус, вы обе руководители, а дома кто главный?

– Мама.

– Что вы! Мы иногда по три дня не разговариваем. Бывает, мнения разошлись, обстановка накалилась. Расходимся. Надо остыть, подумать. Уже потом говорим, где была права я, а в каких моментах она.

Новое время требует новых методик

В детских садах ведется активная работа по внедрению новых методик. Сейчас внедряется практика марафонов. Так, в детском саду № 107 проходит марафон-практикум «МатематикУМ». Детвора в течение 21 дня знакомится с цифрами, решает увлекательные математические задания. С того дня, как президент объявил начало Года семьи, к занятиям в детском саду привлекают родителей. Например, накануне зимы вместе с папами малыши сооружали скворечники. А такие праздники, как День эскимо, День объятий, уже давно стали доброй традицией. Сейчас в детских садах идет активная подготовка к Дню пап, который пройдет 22 февраля.

В дошкольных учреждениях Владивостока также проходят семинары для педагогов и родителей. Кстати, у детских садов № 107 и 67 есть очень яркие и интересные страницы в социальной сети «ВКонтакте». Она регулярно пополняется публикациями с видео и фото, родители активно комментируют успехи своих малышей. И даже социальные сети являются образовательной площадкой для родителей, рассказывают о пользе витаминов, укреплении иммунитета, льготах для семей, методах воспитания.

– Сейчас в детсаду № 107 воспитывают двух сыновей Анастасии. Мальчики понимают, что их мама здесь заведующая?

– Я теперь поняла, почему мама старалась не брать меня в свою группу, когда я была в садике. Мой сын недавно капризничал и высказал воспитателю, что «моя мама здесь начальник и она тебя накажет», – смеется Анастасия Стафеева.

– Нельзя выделять детей в коллективе, выбирать себе любимчиков. Дети все чувствуют, даже если еще не понимают и сказать не могут. Хотя без «любимчиков», закавычим это слово, все равно не обойтись. Ребята бывают разные, кто-то тихо играет в углу, а кто-то как торнадо. К любому ребенку есть подход, – говорит Елена Валерьевна.

Можно непосед привлечь к уборке территории от веток и листьев. На прогулке вручить грабельки и попросить помочь. А если еще и соревнование устроить, то за прогулку они сделают два дела: и территорию приберут, и энергию свою потратят.

– Важно не то, какой ребенок больше нравится, надо из каждого вытянуть то, что в нем заложено. Кто-то рисует хорошо, а кто-то поет и пляшет, а у кого-то память хорошая, и он стихи запоминает мгновенно. Задача воспитателя – найти, вытянуть эти задатки из каждого ребенка, развить. Показать малышу, что он тоже уникальный, что он личность со своими достоинствами, – объясняет миссию Елена Елисеева.

Ближайшие планы заведующих Елисеевой и Стафеевой в подготовке к празднованию 23 февраля. В последние несколько лет к этому мероприятию подход изменился, необходимо учитывать, что у некоторых детей отцы участвуют в СВО и, к сожалению, у кого-то папы уже не вернутся. Именно таким, болезненным для семей, моментам сейчас уделяется особое внимание.

Акулина СЕМЕНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива семьи