По мнению владивостокских педагогов из числа сильной половины человечества, учить детей – тяжелый труд. Но вместе с тем очень важный и интересный
Учителя владивостокских школ в подкасте «Классный» разбивают стереотипы о том, что учитель – это женская работа. Собеседниками автора и ведущего рубрики «Мужские уроки», руководителя информационной службы ГТРК «Владивосток» Максима Бордакова стали преподаватель физики ЦО «Ступени» Игорь Бочков и учитель русского языка и литературы школы № 52 Данила Павилов.
Офисный планктон – это не про них
Статистика утверждает: 80 процентов учителей в школах Владивостока – женщины. Тем интересней впечатления коллег-мужчин о своей работе в образовательных учреждениях.
Игорь и Данила признаются, что не собирались заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения. Данила, окончив бакалавриат, для начала поработал в офисе. Правда, быстро понял, что перекладывание бумажек – это не то, чем бы он хотел заниматься всю свою жизнь, и решился пойти в педагогику. На его счастье, в его родной школе было вакантно место учителя русского языка и литературы. И вот он уже несколько лет учит детей орфографии и пунктуации.
Игорь – по профессии инженер, приехал во Владивосток из Тюмени поступать в ДВФУ на специальность «Управление инновациями». Поступил и даже какое-то время проучился, но одногруппница уговорила его идти работать в школу. Он сомневался, даже боялся: работа с детьми – это большая ответственность. Но все-таки прошел курсы переподготовки и сейчас с радостью ходит на работу в школу.
У Данилы и Игоря более четырех лет педагогического стажа, но каждый до сих пор помнит свой первый день в школе, как будто это было вчера.
– Я думал, что будет все легко и просто. Но открыл учебник и понял, что не знаю, с чего начать, – признается Игорь. – Собрался с мыслями, мобилизовался и, мне кажется, достойно провел урок. Сейчас уже могу сказать, что он был самый сложный, морально было очень тяжело. Но в какой-то степени повезло, так как мне достался пятый класс, который также находился в адаптации. Дети привыкали к новому учебному формату, к тому, что каждый предмет ведет другой учитель. Надеюсь, они мое смятение не заметили.
Первый урок стал легким шоком и для Данилы.
– Почему-то вдруг вспомнил, что в университете рекомендовали не использовать учительский стол в качестве барьера. Я постоянно порывался пройтись по классу, а потом про себя думал: а зачем я это делаю? Потели ладони, было вообще много нелепых действий, – улыбается Павилов.
Школа – это про любовь
Прошло несколько лет, и молодые учителя уже не представляют себя в другой профессии.
– Работа – это, наверное, сейчас самое важное, что есть в моей жизни. Я и выходные часто провожу с детьми в школе. Здесь царит атмосфера, которая делает меня еще моложе, – уверен совсем непожилой учитель физики Игорь Бочков.
Данила Павилов дает еще более романтичное определение школы:
– Школа – это про любовь. Любовь к делу, которому ты посвящаешь все свое время, и что немаловажно – это ответная любовь детей к тебе. Я работал офисным клерком, могу сравнивать. Обычная офисная работа – это такой день сурка, когда один день не отличим от другого. В школе все иначе, здесь каждый день неповторим. Всегда происходит что-то новое.
О пользе бюрократизма
В бесконечной бумажной работе, которой также должен заниматься учитель, если разобраться, есть толк!
– Да, это рутина, но необходимая рутина, – уверен Игорь. – И у нее есть своя логика. Выполняя эту работу, мы тем самым облегчаем себе жизнь, между прочим. Я, например, могу благодаря этой проделанной работе вернуться и отследить динамику успеваемости своих учеников. Вернуться, допустим, на два года назад и проанализировать свою работу. Эта фиксация данных в дальнейшем пригодится в аналитической работе. Главное – все делать своевременно, и тогда эта обязательная составляющая учительского труда не будет в тягость.
Разрушая стереотипы
– Лично я вижу только позитивный отклик на то, что я – учитель. Особенно когда уточняю, что преподаю русский язык и литературу, – делится впечатлениями Данила.
Оба педагога уверены: женщине в школе тяжелее, чем мужчине.
– Даже если обратиться к истории, то видно, что учить детей испокон веков было мужской профессией. Это нелегкий труд – и физически, и морально. Дети все разные, как и их родители, – рассуждает Игорь. – Мне кажется, что у всех, кто работает в школе, есть внутренний мужской стержень. И не важно, о ком идет речь – женщине с большим педагогическим стажем или молодой девочке, нашедшей себя в этой профессии.
Идеальный ученик – это скучно
– Если бы дети были совершенными, не с чем было бы работать. Каждый ребенок по-своему талантлив. Нужно просто найти эту ценную крупицу, помочь маленькому человеку развиваться в нужном направлении, – единодушно считают молодые педагоги.
Игорь, как и все учителя, уверен, что к каждому учащемуся требуется свой подход.
– Существует стереотип, что учитель должен любить каждого ученика одинаково. Мы любим всех, но любовь выражается по-разному: где-то с целью корректировки поведения, где-то с целью поощрения, – рассуждает Игорь Бочков.
Данила Павилов выделяет тех ребят, которые любят задавать вопросы, причем это могут быть самые разные вопросы:
– У меня как-то ученица во время урока по литературе спросила (совсем не в тему), почему линолеум называется так. Я тогда растерялся, но сам случай меня позабавил. Когда есть диалог, это говорит о том, что педагог делает все правильно.
Попутно разбивается еще один стереотип: если учитель не знает ответа на вопрос школьника, он дает задание подготовить реферат по этой теме.
Педагоги в один голос уверяют, что это не так.
– Я честно признаюсь ученикам, что ответа не знаю, но непременно выясню его к следующему уроку, – делится опытом Данила. – Либо мы устраиваем мозговой штурм: пытаемся сообща докопаться до истины и в итоге находим ответ.
– Не только мы работаем с детьми, но и дети работают с нами. Мы их учим, но и они нас учат тоже, – поддерживает коллегу Игорь.
Виктория ГАВРИЛОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА