Воспитательница владивостокского детского сада – о сложностях и плюсах профессии

Сегодня в гостях у газеты «В» Виктория Ходыкина, воспитательница детского сада № 104.

В дошкольном образовательном учреждении Виктория работает около года. Однако держится уверенно: так, словно за ее плечами уже немало лет педагогического стажа! Дети слушают ее, затаив дыхание, и с интересом включаются в задания. Именно так и работает спокойная уверенность педагога вкупе с любовью к малышам и своему делу.

Коллектив сада – как семья

В педагогическую профессию попадают по разным причинам. Кто-то идет по стопам родителей (кстати, во Владивостоке есть даже целые династии учителей и воспитателей! О них мы нередко рассказываем в нашей газете). Кто-то вдохновляется примером своего собственного любимого учителя. Кто-то, еще будучи школьником, сидя на уроках, представляет, как он бы подал материал, окажись на месте наставника.

– На самом деле я не знала, куда меня направит жизнь и судьба, но, когда поступала в ОУ, мой взгляд упал именно на специальность «Дошкольное образование». Училась и думала: «Моё ли это?». И вот настал момент первой практики. Было страшно, непонятно, как вести себя с детьми. Однако чем больше я проводила с ними времени, тем сильнее понимала, что да, это – моё. Мне нравилось наблюдать за детьми, давать им знания, видеть, как они растут. И я не пожалела, а наоборот, очень рада, что пошла учиться именно на эту специальность, – рассказывает Виктория.

Вышло так, что работать воспитательница стала с той же группой детей, с которой взаимодействовала на практике. Ребята уже знали ее и успели привыкнуть: обнимали в начале дня, с удовольствием и открыто рассказывали о том, что нового у них происходит.

В начале пути помогла и поддержка коллектива:

– В мой первый день я растрогалась, потому что коллеги подходили ко мне, говорили, чтобы я обязательно обращалась за помощью и советами. Но самый большой вклад внесла моя наставница и напарница Лопатина Татьяна Васильевна. Я очень ей благодарна за поддержку. Она раскрыла мне все нюансы работы воспитателя, научила разным игровым и образовательным подходам, также давала жизненные советы, – вспоминает Виктория.

Самое вдохновляющее – видеть успехи детей

Какие трудности могут возникнуть у молодого воспитателя? Возможно, наладить контакт с родителями детей? Или научиться применять все то, о чем говорили преподаватели в университете?

На самом деле самое важное – найти подход к ребятам. Ведь без этого не получится сделать образовательный процесс комфортным для всех его участников. Дети не будут открываться, а педагог, возможно, почувствует себя не в своей тарелке.

– Самое сложное в работе с детьми – это добиться уважения и доверия к себе. Не всем молодым педагогам легко перешагнуть этот этап; к некоторым малыши привыкают долго, ввиду того что воспитатель, только начавший работать, может стесняться, сомневаться в себе. Но это того стоит. Ведь самое приятное и вдохновляющее – видеть успехи детей, понимать, что они усвоили знания, которые ты им дала, смотреть, как они растут и меняются, – отмечает героиня сегодняшнего материала.

По мнению специалиста, такого понятия, как идеальный воспитатель, не существует – никто из нас ведь не идеален. Но можно выделить набор качеств, которыми должен обладать человек, работающий с дошкольниками:

– Это терпение – ведь добиться результата тяжело. Это доброта к детям – всегда нужно хвалить их за результат, который они показали. Уважение к ребятам и родителям – важно вести себя сдержанно. И, конечно, любовь к детям – обнять и утешить их, улыбаться и веселиться вместе, – поделилась Виктория.

Семья – среда, в которой всё начинается

Воспитатель – важный человек в жизни малыша. Но не стоит забывать, что большую часть времени его окружает все-таки семья. И родители, разумеется, играют куда более значимую роль.

– Есть родители, которые не отводят детей в детский сад. Сами проводят с ним время, занимаются… Как вы считаете, такой вариант приемлем? С одной стороны, ребенок больше погружен в семью, в ту среду, где его полностью понимают и поддерживают. Но с другой – меньше общается с другими людьми. А ведь социализация тоже важна, – спрашиваю я Викторию.

– Ребенок в равном количестве должен проводить время в социуме с другими детьми, общаться со сверстниками и взрослыми. Но также важно проводить время в семье, общаться с ними, делиться. Жизненные ситуации могут быть разные. Иногда ребёнок не может ходить в детский сад и находится на домашнем обучении, или же родители сами приняли это решение. Да, он больше погружен в семью, но это ведь тоже необходимо. Если родители водят ребёнка на прогулки, на детские площадки, в цирк и т. п., малыш коммуницирует со взрослыми, взаимодействует с детьми, что является социализацией.

– А какие советы вы могли бы дать родителям дошкольников?

– Больше прислушиваться к ребёнку. Если он допустил ошибку, нужно посадить малыша рядом и спокойно поговорить с ним, обсудить, как можно было этого избежать. Нужно интересоваться, как прошёл его день, были ли трудности в течение дня. Находить компромиссы в ситуациях. Говорить о моментах, проведённых в детском саду. Проводить время вместе за его любимым занятием, тем же самым рисованием.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА