Образование — это фундамент государства. В кризисные девяностые он заметно пошатнулся: на развитие отрасли практически не выделялись средства, педагоги получали мизерные зарплаты. Спустя десятилетие, в нулевые, ситуация начала меняться: появились бюджеты на развитие школ и подготовку кадров, удалось построить и отремонтировать здания образовательных учреждений.
Сейчас во Владивостоке системе образования уделяют самое пристальное внимание. Власти всех уровней разрабатывают новые учебные программы, выделяют субсидии на поддержку школ, колледжей, учреждений дополнительного образования и детских садов. С 2019 года в стране действует масштабный нацпроект «Образование». Он охватывает массу направлений — от строительства новых зданий до оснащения учебных заведений современным оборудованием. Приморье тоже активно участвует в нацпроекте. Какие его задачи удалось решить, а какие — еще предстоит, обсудили участники круглого стола, организованного РБК Приморье.
Общие итоги
Реализация нацпроекта «Образование» стартовала в России в 2019 году. Как сообщает пресс-служба администрации Владивостока по материалам РБК Приморье, за это время правительству региона удалось привлечь из федерального бюджета в краевой порядка 3,8 млрд руб. Это, по словам заместителя министра образования Приморского края Анны Меховской, огромная сумма и серьезное подспорье для всей образовательной системы региона.
По нацпроекту в крае строят новые школы либо ремонтируют уже действующие. За минувшие четыре года, по словам замминистра, в регионе появилось четыреновых учебных заведения. В планах на 2024-2026 создать еще 5,4 тыс. учебных мест во Владивостоке, Уссурийске, а также в Надеждинском и Тернейском районах.
Во Владивостоке уже в этом году в программу федерального капремонта попали четыре образовательных учреждения — для них же город получил новое оборудование. По субсидии в столице Приморья строят спортзалы в трех школах — № 56, 70 и 78. Из различных источников в 2023 году отремонтировали 34 стадиона и спортплощадки, в планах на текущий год — привести в порядок еще 20 таких объектов.
– Что касается больших строек, я думаю, вы наблюдаете за строительством школы на Патрокле, которое также реализуется в рамках нацпроекта. Стройка проходит под чутким руководством контрольно-надзорных органов, прокуратуры. Уже был объявлен конкурс на должность директора. У нас есть четыре кандидата, которые изъявили желание стать директором этой организации, также ведем набор педагогов, — рассказал начальник управления по работе с муниципальными учреждениями администрации Владивостока Максим Кильчевский.
Начальник управления также добавил, что по нацпроекту во Владивостоке ввели в эксплуатацию несколько детских садов. Они появились на Патрокле, в Снеговой Пади, в микрорайоне Зеленый Угол и на Эгершельде. Также в ведение городской администрации были переданы два встроенно-пристроенных детских сада в Трудовом и на Седанке.
– Безусловно, в городе есть свободные места в дошкольных учреждениях. Но все зависит от концентрации населения. Есть густонаселенные микрорайоны, однако мы всегда предлагаем свободные места в детсадах, которые встречаются по пути следования родителей на работу. Мы, в свою очередь, стараемся полностью удовлетворить запрос граждан на той или иной территории, — добавил Кильчевский.
Кружки и секции по-новому
Во Владивостоке в рамках нацпроекта активно развивается дополнительное образование. За последние 2 года в городском появились три «Точки роста» — две в поселке Трудовом и одна на острове Русский.
– Мы получили очень хорошее оборудование для занятий физикой, информатикой биологией. Ребята на реальных тренажерах могут проводить исследования, интерпретировать их и использовать в научной деятельности или при подготовке к экзаменам, — рассказал начальник управления по работе с муниципальными учреждениями администрации Владивостока Максим Кильчевский.
В 2019 году в дальневосточной столице открылся технопарк «Кванториум», который сегодня посещают около тысячи детей. Технопарк сотрудничает с различными предприятиями, где школьники могут на практике познакомиться с производственными процессами.
– У нас сейчас представлено восемь направлений. В основном это технические и естественно-научные специальности: IT-квантум, VR-направление, energy-квантум (альтернативная энергетика), промдизайн и так далее. Наибольшей популярностью сейчас пользуются IT и VR. Но в целом все направления набираются, — отметил руководитель проектного отдела детского технопарка «Кванториум» Алексей Ожередов.
Во Владивостоке кружки, секции или их более современные формы — технопарки и IT-кубы — отчасти помогают справляться с нехваткой групп продленного дня. В настоящий момент продленки существуют только в 16 школах: обусловлено это наличием свободных помещений и педагогов.
– Мы с минобром недавно обсуждали совместный проект, какими ресурсами можно воспользоваться для того, чтобы в следующем учебном году кратно увеличить количество групп продленного дня в образовательных организациях. Нам важно, чтобы ребенок из-за занятости родителей как можно больше времени проводил в школе — для этого должна быть не только образовательная деятельность, но и внеурочная. Нужны соответствующие программы, преподаватели, чтобы группа продленного дня не скатывалась в решение домашнего задания, — рассказал Кильчевский.
В основании — семья
В январе премьер-министр России Михаил Мишустин поручил продлить действие нацпроекта «Образование» до 2030 года. В отрасли, безусловно, еще остаются нерешенные вопросы.
– Над тем, в каких направлениях нацпроекту необходимо развиваться, педагогическое сообщество будет работать коллегиально. Но решение будет приниматься на федеральном уровне. У министерства просвещения есть экспертный совет, который и обсудит, какие показатели необходимо внести в нацпроект, — сказал Кильчевский.
Между тем, говоря об образовательном процессе, важно не забывать и о других его неотъемлемых участниках – родителях. Развитие ребенка можно представить в виде треугольника, где на вершине окажется он сам, а в основании — семья и школа. Сдвинув этот фундамент, можно нарушить всю конструкцию.
– Мы сейчас много говорим про качество образования, но почти ничего — про воспитание, хотя сейчас одно равняется другому. И Год семьи как раз на это направлен: на то, чтобы передавались ценности, которые существуют в обществе, и на то, чтобы дети осознали роль семьи, — отметил начальник управления образования.