Сегодня «В» представляет спортивную семью – супруг, Евгений Сергеев, президент Федерации карате Приморского края, тренер-преподаватель карате МБУ ДО «Спортивная школа «Старт» г. Владивостока», и его супруга, Ольга Сергеева, которая обучает ребят искусству карате в «Студии единоборств К-11».
Евгений Сергеев – президент Федерации карате Приморского края, призер чемпионата Европы (2008 г.), чемпион мира (2012 г.), призер чемпионата мира (2017 г.), член Международного технического комитета, эксперт, инструктор и судья международной категории, обладатель 6-го дана черного пояса по карате (один из четырех таких мастеров в России), пятикратный обладатель звания «Лучший тренер года».
Каратисты – одна большая семья
Спортсмен уверен: «Карате – это большая международная семья, где неважно, из какой ты страны, какого цвета твоя кожа и какое у тебя вероисповедание. Мы все живём как братья, а при встрече жмём руку и обнимаемся».
– Евгений Владимирович, первый вопрос – как в вашей жизни появилось карате?
– Карате было в моей жизни всегда. Честно говоря, я уже не помню, сколько мне было лет, когда отец первый раз привел на занятия. Еще будучи в детском саду, мы ходили в районе мыса Чуркина в какие-то разные группы, где люди в белой форме чем-то занимались. Тогда еще я не знал, что это было карате, мне потом это объяснили. Отец много о нем рассказывал, давал смотреть какие-то книги. Я, наверное, тогда ещё читать даже не умел. Все, что мне нужно было делать на занятиях, – повторять за людьми в белой форме и делать растяжку.
Мое увлечение карате началось в конце 1970-х, когда мне было не более 5 лет. А полноценно начал заниматься только в 1988 году, тогда я уже знал, что такое карате, знал все блоки, все удары и начинал изучать саму систему тренировок. На свои первые занятия я ходил в Рыбный порт и на Тарный комбинат на «Детском парке», что было ближе к дому. И до сих пор, сколько себя помню, я все время занимался карате.
– В спортивной школе «Старт» работает несколько ваших воспитанников. Карате – это одна большая семья или конкуренция присутствует?
– Да, в нашей спортивной школе работает трое моих учеников, которые выросли на моих глазах. Кого-то я воспитал с дошкольного возраста, и когда они возмужали, получили высшее образование физкультурно-спортивной направленности и уже сами стали инструкторами, кто-то пришел уже взрослым и начал заниматься у меня, а потом стал инструктором. Я рад, что они выбрали именно этот путь, а не свою профессию, которой учились в вузах. У ребят была дилемма – идти вместе со мной по тренерскому пути или идти работать по специальности. И многие выбрали аналогичный моему путь.
Карате – однозначно одна большая семья, но, если бы не было конкуренции, не было бы никакого роста и прогресса в тренировках. Мы бы застряли на одном уровне. При наличии конкуренции очень интересно наблюдать, как люди растут, и только в конкуренции ты сам становишься лучше и продуктивнее ведёшь свои тренировки. Конкуренция мотивирует и самого меня – стараешься детям дать больше, да и ребятам от этого интересней. В спорте же всегда так: сегодня выиграл, завтра проиграл. Проиграл – значит, надо больше стараться и больше учиться.
Могу заверить, что конкуренции с другими клубами и спортивными школами, а также федерациями, которые есть во Владивостоке, у нас нет. Большинство из них – любители, не имеющие высшего спортивного образования, которые где-то когда-то учились и вдруг начали тренировать, опираясь в основном на свой опыт тренировок. За своих учеников и инструкторов я отвечаю лично. За все свои 32 года тренерской деятельности я наблюдаю, как секции открываются, закрываются, снова открываются и снова закрываются, при таком раскладе это сложно назвать конкуренцией.
Есть чем гордиться
– Следите за результатами своих воспитанников после завершения их карьеры? Назовите самых выдающихся.
– Да, слежу за успехами своих учеников и, более того, всегда с ними на связи, даже с теми ребятами, которые живут за границей и уже не занимаются карате.
Есть из учеников те, кто выступает в известных профессиональных спортивных клубах. Если можно, не буду рекламировать ни клубы, ни промоушены. Все они достаточно успешные, потому что соблюдают дисциплину, которую им когда-то привил тренер по карате. У них, как и у меня, карате в повседневной жизни, и это помогает во всех делах.
Выделять лучших и называть фамилии я не буду, все молодцы, всегда на связи, готовы друг другу помочь. Есть очень интересный пример – мои воспитанники сейчас, некоторым уже за 30 лет, ведут дела вместе, даже не занимаясь карате. Многие живут в разных странах, но вместе сотрудничают и друг другу доверяют. Эта международная связь выстроена полностью на доверии, на понимании.
Могу подытожить, что за свою тренерскую карьеру у меня было больше 30 воспитанников с черными поясами, из которых сейчас 19 – действующие спортсмены. Я воспитал 12 чемпионов мира, троих чемпионов Европы и столько же чемпионов Азии, десятки победителей чемпионатов и первенств России, а победителей и призеров краевых и городских турниров и посчитать уже невозможно.
– Не так давно вы вернулись с Кубка мира по каратеномичи из Токио. Какой для вас по счету это чемпионат мира, какой был самым сложным?
– Да, несколько месяцев назад я был на стажировке в Японии и тренировался вместе с мастерами шиханкай – Международным техническим комитетом, к таким тренировкам допущены только шестые, седьмые и восьмые даны карате, а руководил тренировками шеф-инструктор гранд-мастер Микио Яхара, 10-й дан и основатель Karatenomichi World Federation (далее – KWF).
В течение недели проходили жёсткие тренировки по 7–8 часов в день перед Кубком мира, потом прошла международная конференция, на которой решались, честно сказать, глобальные вопросы в KWF и в мировом карате в целом. А затем наступил уже 7-й для меня чемпионат мира по каратеномичи. Я в нём, к счастью, или, может быть, к сожалению, не выступал, но работал в качестве рефери на своей площадке. Одновременно работали четыре площадки, и одна была именно под моим руководством.
Какой был для меня самый сложный турнир – трудно сказать, потому что лёгких точно не было. Действительно тяжёлым был турнир в 2008 году, Кубок Европы в Турине в Италии. В моей категории участвовало почти 300 спортсменов, а соревнования длились три дня. В первые два я получил сильное сотрясение и, наверное, каким-то чудом оказался в финале. К тому же из восьми человек в финал смогли выйти на площадку только семь, один спортсмен получил травму, несовместимую с выступлениями. Из семи оставшихся – двое были забинтованы, я среди них оказался самый старый и в итоге занял третье место. После церемонии награждения я потерял сознание, и спортсмены российской команды вывели меня за пределы комплекса, а очнулся уже на улице.
Не могу сказать, что другие международные соревнования были проще. Еще один непростой для меня выход в финал был на Мальте. Тогда почти все русские прошли через ничью за выход в финал, и весь пьедестал забрали наши соотечественники, то есть первое, второе, третье и даже четвёртое места были у нашей команды. Я на Мальте занял 2-е место, уступив своему другу и товарищу по команде Юрию Ряузову один балл, считаю, что ничего страшного в этом нет, наоборот, такие моменты подтверждают принцип, что карате – это одна большая семья, но немаловажно было, что все спортсмены остались целые. То есть Мальта прошла практически без травм для моих товарищей по команде, тогда все наши очень здорово выступили.
А последний турнир в 2019 году сложным сказался в другом плане. Я вышел в финал, но стал всего пятым. Не смог ментально подготовиться к турниру из-за смерти моей мамы, хотя физически был полностью готов.
– Немаловажный факт, что сборная команда России выступала на прошедшем чемпионате мира под своим флагом. Почему весь остальной спорт бойкотируют, а в карате допустили российских спортсменов до соревнований?
– Сборная России на чемпионатах мира по карате выступает под своим флагом, а на пьедестале наши спортсмены укрывают российским флагом плечи и расправляют его, когда уже вручают награды. В KWF никто не обращает внимание, в том числе все члены руководства и весь технический комитет, на бойкотирование участия, а тем более награждения российских спортсменов. Карате вне политики, ведь мы занимаемся тем, чем должны заниматься многие – спортом.
Наверное, самая большая разница в том, что на международных турнирах под эгидой карате принимают участие в основном частные школы, которые также приезжают в частную школу, международную, которая организует турнир. Вот здесь, если бы вмешалось правительство Японии, наверное, всё было бы сложнее. Повторюсь, что наша организация (прим. – KWF) не участвует в политических играх, бойкотах и прочих заговорах. Нас интересует исключительно спорт, а если спорт хоть как-то связан с политикой – это уже не спорт, а совсем другое.
– Вы сильный мастер, наверное, самый сильный на Дальнем Востоке. Какую ответственность это накладывает и какие привилегии дает?
– Не готов об этом рассуждать или утверждать, кто самый сильный или титулованный мастер, но четко могу сказать, что я просто делаю свою работу. Я стремился к этому много времени, и мой труд оценен международной организацией. Я награжден двумя золотыми знаками KWF за вклад в развитие мирового карате и являюсь членом Международного технического комитета. В России, к сожалению, мои звания и титулы не дают никаких привилегий, а когда я приезжаю заграницу, то меня встречают как звезду.
Детям – самое то
– Почему родителям стоит отдать ребенка именно в карате?
– Карате, которым я занимаюсь, привело все мои мысли и образ жизни в порядок. Я изучил разные вопросы: почему удар необходимо делать именно так, а не по-другому, в какое время и с какой дистанции наносить удар, как защитить себя или уйти от атаки противника, – карате привело многое в порядок, появилась тактика и стратегия ведения поединков в голове. Обращаю внимание, что я говорю про татами, не про улицу. На улице своя драка и своя концепция, а дрался я в юности на улице практически через день.
Почему ребёнка нужно отдать в карате? Спортсмен карате гораздо лучше своих одногодок, он всегда в хорошей спортивной форме, у него есть увлечение, и он будет им заниматься всю жизнь. Как бы это страшно для моего возраста ни звучало, но первые мои ученики привели ко мне уже своих внуков. Я видел, как мои воспитанники развивались, каждый из них здоров, все гармонично развиты. Вижу, что тот тренировочный процесс, который включен в обучение, то, как я разговариваю с детьми и как они общаются со мной, – всё это получается правильно.
Честно, я очень переживал за девчонок, которые у меня стали чемпионками мира, беспокоился, что какие-то будут нарушения в фигуре. Девочки выросли, более того, у одной уже трое детей, вторая родила ребенка, у всех фигуры отличные, то есть никак карате не отразилось на здоровье ни девушек, ни мальчиков, на всех приятно посмотреть. Судя по одноклассникам моих спортсменов, они сделали правильный выбор, когда стали в детстве заниматься карате.
Я вижу, что дети на наших занятиях развиваются гармонично, и все, кто занимается карате, это подтвердят. Более того, польза от карате выше и больше, чем от любого другого спорта. Не хочу переходить на личности, но я знаю спортсменов, кто занимается другими единоборствами, и вижу, что, скажем, бывают со здоровьем некоторые проблемы. Всегда говорил своим ученикам и инструкторам: «Все должно быть на здоровье. Нет необходимости любой ценой победить, чтобы тебе дали медальку».
Занимайтесь карате, ведь этим видом спорта можно заниматься всю жизнь! Когда я был на Окинаве в Японии – родине современного карате, то видел «дедков» в бодром здравии, которым по 90 с копейками лет. Они занимаются по два с половиной часа в зале и потом, спокойно смеясь, идут домой в форме, в которой и пришли. Я был поражен, когда мы разговорились. Одному оказалось 92, а второму 96 лет! Я спросил, сколько они занимаются, мне ответили: «Всю жизнь» – и счастливые, седые и в морщинах пошли по своим делам после тренировки. У таких людей ничего не болит, ничего не хрустит, и они в прекрасной форме и состоянии, еще готовы с молодыми побиться!
– Поделитесь одним советом начинающим каратистам?
– Никогда не сдавайтесь, если вы наметили какую-то цель, и это касается не только карате, но и всего остального. Определите для себя нужный горизонт и идите только вперёд!
Женское дело
Cупруга Евгения Сергеева Ольга – двукратная чемпионка России по карате. Когда–то много лет назад их познакомил спорт – девушка пришла на тренировку к мастеру карате да так и осталась…
О роли спорта в своей жизни Ольга Сергеева рассказывает:
– Спорт в моей жизни был с рождения. Мне посчастливилось родиться в семье, в которой очень любили и любят спорт. Мой отец участвовал в самых различных соревнованиях. Он играл в волейбол и футбол, бегал, плавал, стрелял, принимал участие в соревнованиях по автомобильному спорту. Мама играла в настольный теннис. Так что если уж были в городе (я росла в Спасске-Дальнем) какие-то соревнования, то моя семья точно оказывалась там. Что еще делать ребенку в спортзале или на стадионе? Конечно, заниматься спортом!
Девушка не была увлечена каким-то одним видом спорта. Её нравилась легкая атлетика, много времени уделяла плаванию. В какой-то период в школе появилась секция рукопашного боя, и вот там она впервые познакомилась с боевым видом спорта.
– Я была в восторге! Не передать, с каким удовольствием я бегала на эти тренировки! – вспоминает спортсменка.
Секция просуществовала недолго, и этот вид спорта на какое-то время ушел из её жизни. В карате Ольга Сергеева пришла уже во взрослом возрасте.
– Когда попробовала заниматься карате, втянулась моментально. Этот вид спорта быстро стал неотъемлемой частью моей жизни!
У Ольги Владимировны ещё со школьных времен остались грамоты по легкой атлетике и плаванию. В студенческие годы она тренировалась в команде университета по легкой атлетике. После окончания вуза принимала участие в краевой спартакиаде и заняла там первое место в многоборье и второе место по плаванию.
А находясь в декрете, спортсменка увлеклась кинологическими видами спорта. Успешно выступала со своими собаками в соревнованиях по аджилити.
– Особая гордость для меня – победа в 2011 году в первенстве Дальневосточного федерального округа по троеборью (военизированное троеборье). Было очень приятно одержать победу среди профессиональных кинологов, – рассказывает Сергеева.
Ещё несколько лет назад Ольга и Евгений Сергеевы работали вместе в спортивной школе «Старт» – обучали ребят секретам боевого искусства. Сейчас Ольга Владимировна четвёртый год преподаёт карате в «Студии единоборств К-11».
Постигая путь карате
– С моими нынешними учениками уверенно постигаем путь каратэ. Кто-то из ребят за это время сумел уже дорасти до 6 кю. У многих уже за плечами медали с городских и краевых соревнований. Пока выезжаем на турниры в пределах края. Еще совсем чуть-чуть нужно «подрасти», чтобы участвовать в более серьезных турнирах, – отмечает тренер.
Ольга Сергеева любит то, чем занимается. Самое лучшее для нее в работе – видеть результаты своих учеников.
– Для меня большое счастье наблюдать, как ребята становятся лучше и у них что-то новое начинает получаться, – говорит Ольга. – Мне радостно видеть, как они одерживают победы на соревнованиях, и понимать, что я тоже причастна к их достижениям.
Ольга и Евгений, являясь специалистами в одной сфере, безусловно, многие профессиональные вопросы обсуждают дома.
– Очень уважаю своего мужа как мастера, как профессионала, как учителя, поэтому всегда обращаюсь к нему за советами, когда это необходимо, – говорит Ольга Сергеева.
О спортивных традициях семьи Сергеевых супруги рассказывают:
– Спорт – неотъемлемая часть нашей семьи. Мы все занимаемся спортом. Нашим детям
любовь к спорту мы прививаем своим примером. В основном они занимаются, конечно, карате. Хотя ребята пробовали себя и в других видах. В целом мы считаем, что главное, чтобы спорт был частью их жизни, а какой это будет спорт – решать им, – уверена Ольга Владимировна.
Евгений Владимирович с супругой согласен:
– В нашей семье все занимаются карате. А главная традиция – максимальная поддержка друг друга. Мы советуемся о проведении каких-то мероприятий, командировок, международных встреч, и я рад, что моя семья мне в этом помогает. Всегда, когда во Владивостоке я принимаю гостей, а порой и делегации, провожу семинары, рядом моя семья. Без поддержки моей семьи я бы не справился…
Ольга ЖУРАВЕЛЬ, Михаил СЛЕПЕНЧУК
Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Евгения СЕРГЕЕВА