Анна Игнатюк, заместитель директора муниципального унитарного предприятия «Центральный»

Сегодня в гостях у «В» Анна Игнатюк, заместитель директора МУП «Центральный» – управляющей компании, созданной администрацией города специально для работы с тем жилым фондом, который не привлекает частные «управляйки». Эта компания обслуживает порядка 20% жилого фонда Владивостока.

Родители дали свободу выбора

Анна Юрьевна родилась и выросла во Владивостоке, закончила среднюю школу № 22. Любимые предметы – русский язык и математика. Выбор выпускных экзаменов не стоял. Пошла сдавать устно русский и математику. Хотя большинство ровесников готовились к сдаче ОБЖ. А вот дальнейший ее выбор стал сюрпризом для родителей – Анна Игнатюк пошла в юристы. Закончила Открытый юридический институт, получила квалификацию по государственному и муниципальному управлению в ДВФУ, а потом повышала юридическую квалификацию в разных сферах, в том числе в сфере ЖКХ.

– Родители никогда ни от чего не отговаривали, ничего не навязывали. Была абсолютная свобода выбора, – вспоминает Анна Игнатюк.

С убеждением, что сфера ЖКХ – неблагодарная работа, Анна Юрьевна не согласна. Действительно, работа непростая, но если работать с людьми, отзываться на их просьбы, помогать им, то благодарность обязательно будет.

– Люди обращаются к управляющей компании тогда, когда проблему надо срочно решать. Приходится принимать меры очень оперативно. Многие приходят, конечно, взвинченные. Ещё существует такое мнение, что в управляющих компаниях никто ничего не делает. Когда вопрос решается, люди благодарны, – объясняет Анна Игнатюк.

Все равно негатива много. Как Вы это решаете?

– Бывают случаи, когда обращается к нам, скажем, женщина в возрасте. Она говорит, что уже во многие учреждения обращалась, а ее вопрос все равно не решается. Она везде получила отказ. Пускай вопрос даже немного не наш, пусть он касается другой организации, я уже вместе с ней пишу заявление, всех обзваниваю. Просто понимаю, что она сама не сможет.

Нескучная работа

МУП «Центральный» обслуживает, как правило, двух-трехэтажные дома, от которых «воротят носы» коммерсанты. Проблем там не меньше, чем у «крейсеров», а вот платежи копеечные. Конечно, поток граждан в управляющую компанию всегда высокий, а если вдруг авария, то кто-то же должен обслуживать неблагоустроенные, ветхие дома. Поэтому администрация города учредила свою муниципальную «управляйку», которая, как ни странно, со своей работой справляется.

Как в вашей УК организована работа с гражданами? 

– У нас работает диспетчер. Дозвониться непросто, потому что большой жилфонд. Тем не менее все дозваниваются. Лично я всегда дозваниваюсь.

Сложилось мнение, что юрист сидит в офисе и занимается бумагами…

– Смотря в какой сфере ты работаешь юристом. Может где-то и сидят, но у нас абсолютно не так. Мы бесконечно ходим по судам, в надзорные органы. Надо взаимодействовать с разными структурами. Поэтому нельзя сказать, что у нас рутина. Каждый день происходит что-нибудь новенькое, и это новенькое обеспечивают непосредственно собственники жилья, – шутит Анна Юрьевна.

Возникла проблема. Куда человеку нужно жаловаться в первую очередь?

– В первую очередь необходимо обратиться в свою управляющую компанию в письменном виде. Существуют и личные приемы граждан, так тоже можно обсудить вопросы. Письменное обращение можно отправить по почте и в электронном виде, самим принести и сдать в приемной. Все обращения рассматриваются. Также можно обратиться через ГИС ЖКХ. Если управляющая компания не ответила, либо ответ вас не устроил, то обращайтесь уже в надзорный орган.

В управляющую компанию может пожаловаться только собственник? Или квартиросъемщик тоже имеет полномочия?

– Прописка не имеет значения. Вы можете написать жалобу, допустим, даже по другому дому. К примеру, на соседнем доме отходит фасад. Это угрожает жизни людей.

 Если собственник жилья сомневается в том, что деньги, которые он платит, управляющая компания расходует правильно, то как человек может это проверить?

– Согласно законодательству, хозяйствующие предприятия в срок до 1 марта размещают свои отчеты в местах общего пользования, где есть информационные доски, а также в ГИС ЖКХ. Сейчас в 2024 году до 1 марта будут размещены отчеты за 2023 год.

Голосуй, не проиграешь

Когда вынимаешь из почтового ящика квитанции, то часто задаешься вопросом, что входит в тарифы?

– Тариф состоит из содержания и текущего ремонта дома. Содержание – на зарплату дворникам, электрикам, поддержание в рабочем состоянии, допустим, коммуникаций. Деньги на текущий ремонту аккумулируются и расходуются только по решению собрания собственников. Обычно люди, когда голосуют, понимают за что. В бюллетенях голосования есть стоимость работ, сметы. Также можно всегда открыть отчет. Если человек с чем-то не согласен, надо обратиться в управляющую компанию. Сотрудники всегда отвечают на вопросы о расходах. Это не какая-то секретная информация.

Чем грозит управляющей компании нарушения в своей сфере деятельности?

– За нарушение лицензионных требований существует административное наказание. Штрафы для юрлица внушительные. От 250 тысяч рублей. Штрафы, конечно, стимулируют, но если провести параллель, то работа управляющей компании напрямую зависит от самих собственников. Во-первых, на собственников возложена обязанность выбрать председателя. Это лицо, которое будет взаимодействовать с управляющей компанией. Проще работать, когда есть обратная связь. У управляющей компании будет понимание, что люди хотят. Для тех, кто живет на пятом этаже, например, актуален ремонт крыши. Для проживающих на первом – допустим, ремонт подвала.

У нас люди остаются

МУП «Центральный» обслуживает значительную территорию, штат организации тоже большой. Вакансии есть, но и работники уходят редко.

Чем привлекаете людей в свой коллектив?

– Чем-то специально не завлекаем. Люди, которые приходят к нам на подработку, часто остаются. У нас в коллективе хорошие люди – дружные, доброжелательные. Я всегда иду на работу с хорошим настроением. Мне нравится наш коллектив. Обязательно поздравляем друг друга с праздниками, вместе отмечаем дни рождения.

– Полагаю, что с Вашим образованием Вы могли бы найти себя где-нибудь в коммерческой фирме?

– Знаете, в эту работу уже столько вложено нервов и сил, чтобы подвести все к идеалу. Да и к жильцам уже привыкла, знаю на каких домах какие есть проблемы. Мне работать тут уже проще, чем раньше.

Какие цели ставит перед собой ваша управляющая компания?

– Благоприятное проживание граждан. Мы всегда стараемся помочь, объясняем многое «на пальцах» – для того, чтобы было вот так, нужно сделать вот это. Допустим, работы по текущему ремонту проводятся только по решению собрания. Мы не говорим: «почитайте жилищный кодекс». Сами готовим все документы. Наши специалисты по работе с населением хорошо взаимодействуют с гражданами. Связаться с нами несложно, мы всегда готовы помочь, всё объяснить.

Если человек обратится к специалисту по работе с населением после 18 часов, ему ответят?

– У нас круглосуточный контакт. Понятно, что люди тоже устают, но такого, что рабочий день окончен и «до свидания», в принципе, нет. Мне звонят и в 11, и в 12 ночи, потому что ситуации бывают разные. У нас есть круглосуточная аварийная служба. В этих случаях управляющая компания должна приехать локализовать порыв за нормативное время. К сожалению, у нас в городе очень часто бывают пробки и разные ситуации. Стараемся приезжать без опозданий. Бывает, что сотрудники выезжают даже на своем личном транспорте. У нас есть понимание того, что если произошёл, к примеру, порыв на пятом этаже, то можно затопить всех.

По какому принципу вы выбираете в каком доме в первую очередь проводить работы? К примеру, тот или иной ремонт?

– Выбираем не мы, выбирают собственники, это их обязанность. Но если  ситуация требует срочного решения, то мы берем инициативу на себя. Технический отдел выезжает, составляется акт осмотра, подготавливается план. Все доносится до собственников. Дом – это имущество собственников, не управляющей компании. Там, где есть председатель, старшие по дому, которые плотно взаимодействуют с управляющей компанией, там намного легче работать.

Бывает, что люди жалуются на поддельные протоколы. Как человек может доказать, что стоит не его подпись? Или поддельные протоколы уже ушли в прошлое? 

– Сейчас это редкость. Появилась возможность голосования через ГИС ЖКХ. Но если возникла ситуация, и вы считаете, что в протоколе некорректные данные, то обращайтесь в жилищную инспекцию, либо в суд о признании протокола недействительным. В течение месяца назначат заседание, вопрос будет рассмотрен.

– Было на вашей памяти такое, чтобы люди просились взять их дом в управление?

– Все-таки к муниципальному предприятию больше доверия, да и мы стараемся. Кто-то уходит и возвращается. Очень много домов обслуживаем по решению администрации города. К примеру, собственники сами не выбрали способ управления. Соответственно, орган местного самоуправления принимает решение за них. Решение дается на год без пролонгации. Дальше жители уже сами выбирают способ управления.

УК не кредитная организация

У нас очень большая задолженность в секторе ЖКХ. В законодательстве так установлено, что все работы производятся за счет собственников. Зато дисциплина платежей сильно хромает.

– Когда люди что-то требуют, то они должны понимать, что ни одна управляющая компания в городе не является кредитной организацией. И те, кто это понимает, очень обязательны в платежах. Мы очень много домов обслуживаем по муниципальному тарифу. Он немного ниже рыночного, – поясняет Анна Игнатюк.

Основа благополучия – это своевременная плата жильцами. Ремонт в подъезде может быть разным, все зависит от желания жильцов. А управляющая компания всегда на подхвате. Именно так это работает.

Марина СТЕПАНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА