«Дети у нас рисуют даже сметаной и майонезом»: педагоги владивостокского детского сада поделились секретами своей профессии

Педагоги детского сада № 39 поделились профессиональными секретами, как подготовить дошколенка к новому этапу его жизни. Рассказали, какие методики применяют специалисты и развитию каких навыков необходимо уделять внимание современным родителям.

Собеседниками автора и ведущей «Дошкольного уикенда» Галины Бойко, которая является заместителем начальника отдела дошкольного образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования города Владивостока, стали Наталья Бережненко, заместитель заведующего по воспитательной работе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 39 города Владивостока», и Елена Гавриленко, воспитатель этого же детсада.

Что значит – готов идти в школу?

Совсем скоро родители шестилеток пойдут записывать своих детей в школу. По информации администрации города, в 2023 году в первый класс пришло более 7 тысяч ребят. Уже в марте школы начнут проводить дни открытых дверей.

Это волнительный момент для всей семьи, и многие родители заранее беспокоятся о подготовке малыша к учебе, отдают под присмотр воспитателей, водят в кружки и студии. Ведущая подкаста Галина Бойко поинтересовалась эффективными методиками, которые используют в детском саду № 39 Владивостока, и принесла на встречу картину, подаренную ей Еленой Гавриленко.

– Вот эта замечательная картина, которую вы мне подарили, она нарисована в необычной технике. Вы занимаетесь творческой составляющей, расскажите об этом, пожалуйста.

– Это рисование межполушарное. Здесь мы используем различные техники, не останавливаем ребенка ни в каких практиках. Дети могут рисовать не только кисточкой, но и пальцами, ладошками, ступнями. Это просто к вопросу, чем рисовать. Также используем нетрадиционные материалы. Помимо гуаши, мы можем брать практически все, что оставляет след. В этой технике не используют воду. Даже рисовали сметаной и майонезом. Было еще и вкусно, – рассказала Елена Гавриленко.

Темы творчества, художественных техник близки Елене Гавриленко, так как первое ее образование – дизайнер. Сейчас она работает воспитателем.

– Заметила, что у ребят слабо развита мелкая моторика, фантазия, речь. Начала искать такие практики, чтобы можно было адаптировать для дошкольников. Поскольку мы еще и занимаемся творчеством, то приставка «арт» – это все, что связано с творчеством: нетрадиционность, краска по густоте сметаны и ваша фантазия, – рассказала Елена Гавриленко.

– С подготовкой к школе как это связано? – поинтересовалась Галина Бойко.

– Есть теория, что развитое левое полушарие – это способность к анализу, критическому мышлению, а правое – связано с творчеством. Когда мы взаимодействуем с обоими полушариями, у нас лучше развиваются речь, внимание, мышление. И что, как не рисование, помогает в подготовке к школе, – ответила Елена Гавриленко.

Не секрет, что сейчас у детей слабые руки, развиты только два пальчика, указательный и большой, они привыкли играть в телефоне. Есть игры, которые развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму. Ручку держать не умеют. Есть игрушка «Палочки-прищепки», ими ребенок собирает мелкие предметы обеими – левой и правой – руками. Это как раз помогает в развитии привычек, которые надо закрепить, чтобы держать ручку.

– Вот Елена Александровна как раз проводит полушарные занятия. И мы, когда вели занятия по программе «Внимательный малыш», заметили очень интересный факт: все дети, которые приходят от Елены Александровны, если нужно выполнить задание – на скорость раскрасить, делают хитро. Они берут в левую и в правую руку одновременно два карандаша и начинают работать двумя руками быстро и аккуратно, – рассказала Наталья Юрьевна.

Четыре слагаемых успеха

Наталья Бережненко пояснила, из чего складывается развивающий и обучающий комплексы, которые применяют в дошкольном учреждении.

– Четыре К (компетенции 21-го века) – это как раз про коммуникацию, коллаборацию, то есть умение работать в команде. Это критичность мышления и креативность. То, что нужно будущему школьнику, – рассказала Наталья Юрьевна.

Педагоги отмечают, что многие родители убеждены: еще до школы важно ребенка научить читать, писать, также желательно, чтобы он писал каллиграфическим почерком, знал английский… Такое убеждение связано с занятостью родителей. Привел уже подготовленного в первый класс, окунулся с головой в работу, а ребенок будет сам делать домашние задания. Но практика показала, что такие дети уже в первом полугодии теряют интерес к учебе.

Методики внимания

Современные дети, как правило, страдают дефицитом внимания. Они не усидчивые, об этом говорят многие учителя.

– Могу похвастаться, что мною, совместно с Еленой Шемилиной, написана программа, которая называется «Внимательный малыш». Она была создана для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Как раз для непосед. Им трудно удерживать внимание на одном объекте дольше двух секунд. Наша программа для них, – рассказала Наталья Бережненко.

– Я правильно понимаю, что ваша программа – это рецепт и в нем есть набор лекарств? – поинтересовалась Галина Бойко.

Наталья объяснила преимущества нескольких методик, которые применяют в программе «Внимательный малыш», и порекомендовала игры, в которые можно играть всей семьей.

Игры могут развивать

Для развития мелкой моторики очень подходят мячики с шипами су-джок. С них можно начинать занятие, поэтапно массажируя пальцы и ладони. Кроме того, в мячах находятся кольца, и с их помощью можно продолжить массаж, а заодно запомнить название каждого пальчика и потренировать внимание, спрятав, например, руку и предложив вспомнить, на каком пальце колечко. «Покажите мне, сделайте как у меня».

Гимнастику можно делать и без стихов, но педагоги предложили свой стишок, он простой и легко запоминается.

– Если еще говорить об игре на внимание, у меня есть «Учим пальчики». Здесь и запоминание пальчиков, цветов, тренировка внимания. Сначала делаем по образцу, потом на память, – добавила Наталья Бережненко.

– Казалось бы, взял эти мячики су-джок, сделал гимнастику пальчиков, поиграл, но как это избавит от невнимательности? – спросила Галина Бойко.

– Это ежедневная кропотливая работа. Существует еще очень много игр, которые мы называем умными. Дети очень любят собирать пазлы. Один раз собрали, второй раз уже по памяти. Есть игра «Пазлы IQ-блоки», в ней три уровня цвета: красный, зеленый и оранжевый. Зеленый уровень – самый простой, есть геометрические фигуры – к каждой надо найти свой «домик». На оранжевом уровне появляются закрашенные фигуры, и мы учим, что каждый цвет фигурки должен соответствовать закрашенной. У этой игры много вариантов, и надо думать, выбирать подходящий. Здесь уже интересно даже взрослым. Есть еще объемные «пазлы», где надо совместить объемные геометрические фигуры, и в ней тоже разные уровни – от самого простого до сложного, – рассказала Наталья Бережненко.

– Я смотрю, у вас «Танграм» есть с собой или что это? – поинтересовалась Галина Бойко.

– Да, это игра «Танграм». Начинается с первого уровня. Сначала дети выкладывают на карточке геометрические фигуры, затем они выкладывают по образцу, а после сами уже придумывают геометрические фигуры. И то же самое мини-тетрис. Простые игры, головоломки, не требующие больших затрат, и при этом они развивают, – объяснила Наталья Бережненко.

– Вы столько игр предложили нашим родителям. Напоследок дайте им совет, – обратилась к гостьям подкаста ведущая Галина Бойко.

Елена Гавриленко попросила родителей не забывать про занятия творчеством.

– Это кирпичик к монументу знаний.

– Покупайте как можно больше умных игр, которые помогут вашему ребенку быть успешным в школе, – посоветовала Наталья Бережненко.

Акулина СЕМЕНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА