Анна Комарова, воспитатель детского сада № 26 г. Владивостока

Сегодня в гостях у «В» Анна Комарова, воспитатель детского сада № 26 г. Владивостока. В профессии она около трёх лет. Как рассказывает героиня сегодняшнего материала, интерес к работе с дошкольниками возник сильно раньше – с ее собственного детства.

Анна часто проводила время с младшими сестрами и братьями друзей. Чем дольше общалась с ребятами, тем сильнее понимала, что ей нравится открывать им большой мир, наставлять.

Работа по душе

– Любовь к детям – это, конечно, очень важно, тем более для воспитателя… но одной любви недостаточно, чтобы выбрать именно такой профессиональный путь. Ведь можно и дальше продолжать просто проводить время с детьми знакомых, правильно? Но когда у меня настал период выбора специальности, я случайно увидела такую цитату: «Если ты найдешь работу по душе, то ты не будешь работать ни дня». Тогда я и задумалась: а какое дело было бы мне по душе? Я поняла, что труд воспитателя – то, что нужно. Ответ на мой вопрос. И тогда твердо решила связать свою жизнь с этим направлением, – рассказывает девушка.

О своем первом рабочем дне Анна вспоминает так:

– Конечно, я очень сильно волновалась. Столько вопросов было, вокруг все новое! А ещё меня поставили на группу раннего возраста… Дети плакали, ведь их только оторвали от своих мам. Было тяжело и мне, и им, но со временем малыши привыкли ко мне. Начали доверять, открыли свои сердечки и даже стали называть мамой. Сейчас у меня уже средняя группа, мы с ребятами друг друга очень любим и понимаем.

Первая встреча с детьми, погружение в новую рабочую среду – не единственная сложность, которая поджидает молодого специалиста в начале пути. Ведь нужно не только освоиться самому, но и помочь воспитанникам привыкнуть к тому, что их теперь окружает:

– Самое сложное – это первые дни, когда дети только приходят в сад. Адаптация к новому месту у некоторых проходит очень хорошо, у некоторых – достаточно сложно. Воспитатели прикладывают много сил к тому, чтобы садик стал для ребенка домом, чтобы малыш привык к смене окружения. И когда это происходит, то появляется повод для радости! Как для родителя, так и для воспитателя.

Мамы и папы потом приходят, рассказывают, что их ребенок с удовольствием ходит к нам, благодарят. Это вдохновляет. И, конечно, меня радуют успехи моих воспитанников в изучении нового, их маленькие победы. Очень трогает, когда приходишь на работу, а малыши бегут к тебе, с удовольствием встречают, кричат: «Анна Викторовна пришла!». Это так греет сердце!

Чтобы у детей горели глаза

– А какие техники, методики Вы используете? Поделитесь профессиональными секретами?

– Люблю использовать в занятиях метод наглядности. Это важно для детей младшего возраста – не просто услышать о каких-то вещах, а взглянуть на них, понаблюдать. Еще нравится использовать сюрпризные моменты: например, когда к деткам приходят сказочные персонажи. Малыши в восторге, так они гораздо живее вовлекаются в процесс.

– Как вообще, на Ваш взгляд, должно выглядеть идеальное занятие с дошкольниками?

– Хорошее занятие – то, которое нравится детям. В котором они участвуют с горящими глазами и потом радостно делятся впечатлениями с родителями. Если воспитанники увлечены учебным процессом – значит, все идет так, как нужно.

Моим детям, например, нравится решать проблемные ситуации. Смоделированные, разумеется. Например, в игре собачка потеряла своих друзей, и чтобы их найти, нам нужно преодолеть некоторые испытания, поотвечать на вопросы. Ребятам очень нравится такой формат занятий.

В работе главное – открытость

– Во Владивостоке проходит множество семинаров, полезных встреч, конкурсов для педагогов. Вы посещаете их? Что полезного выносите оттуда для себя?

– Наши коллеги из педагогического колледжа дали нам невероятные знания. Они помогли нам полюбить свою профессию раньше, чем мы пришли работать в детский сад. Поэтому я, конечно, ходила на конкурсы, городские семинары, но старалась посещать их не как слушатель, а как участник. Неоднократно выступала на городских методических объединениях с различными темами. Хочу принять участие в масштабных конкурсах: «Молодой специалист», «Педагогический дебют» и т. д. Первое время я была увлечена детьми, поэтому у меня не было достаточно свободного времени для участия в состязаниях. Но сейчас я готова!

Я уверена, что педагогам необходимо делиться опытом друг с другом. Мы все разные, наши идеи разные, и порой очень важно вдохновлять коллег, чтобы не перегореть. Здорово, что управление по работе с муниципальными учреждениями образования регулярно дает возможности для роста и обучения через полезные встречи и семинары.

– Есть ли у Вас какие-то профессиональные принципы, которых Вы придерживаетесь?

– В работе у меня два принципа. Первый – сдерживать свои эмоции. Хороший педагог должен быть способен смотреть на некоторые ситуации беспристрастно. Второй – быть открытой для родителей и детей.

«У моих малышей все получится»

– Как лучше всего подготовить малыша к новому жизненному этапу – к школе?

– Нужно помочь ему социализироваться в новом коллективе. То есть придать уверенности в себе и своих силах, объяснить, что не бывает плохих детей, детей без таланта. Важно донести до малыша, что у него все получится!

– Иногда, увы, среди детей могут возникать конфликты. Как мягко и эффективно их решать? Что стоит и не стоит делать педагогу в таком случае?

– Когда в моей группе возникает подобная ситуация, я выслушиваю обе стороны. Выясняю, что произошло. А потом мы переходим к решению проблемы.

Если конфликт небольшой (например, дети поссорились из-за игрушки), то, конечно, можно решить его легким способом. Сначала поиграет один, потом другой. Но если проблема серьезнее, то я стараюсь донести до детей, что нет правого и виноватого. Например, и один, и второй не хотели пойти на уступки. Тогда я пытаюсь подвести малышей к мысли о том, что нужно взаимно попросить прощения и найти компромисс.

Не менее важно помочь ребятам понять, в чем была ошибка. И, конечно, педагог не должен вставать на одну из сторон.

Главное помнить, что разрешать нужно все конфликты между детьми. Нельзя закрывать глаза на ситуацию, оставлять ее без развязки. И ни в коем случае нельзя думать, что возникшая проблема – мелочь. Да, возможно, для взрослого человека это так и выглядит, но не будем забывать, что у детей еще нет такого богатого жизненного опыта. Хороший педагог не станет обесценивать их переживания.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА