Семья Пец – спортивная династия Владивостока

Сегодня в гостях у «В» семья Пец. Многие горожане наверняка слышали о ней. Или скоро услышат…

Эта чета во Владивостоке хорошо известна. А в спортивной среде так и вообще эта фамилия – настоящая легенда! Все члены семьи, от мала до велика, спортсмены, которые уже куют или только готовятся ковать спортивную славу нашего города.

Семья Пец, к примеру, была представлена в составе сборной Владивостока и на прошедших в феврале Первых зимних международных играх «Дети Приморья».

Папа, мама, я – очень спортивная семья

Глава семьи – Аркадий Пец – мастер спорта по народной гребле на байдарках, многократный призер международных соревнований. Он привез во Владивосток лодки класса «дракон», собрал команду, организовал клуб. До этого в России даже не знали о таком виде лодок.

– Папа у нас – самый главный спортсмен. 20 марта ему исполнится 64 года, но он следит за своей спортивной формой, каждый день занимается и ведет дневники здоровья. Мы недавно обсуждали, он говорит: «Я могу вам в любой день сказать, какая погода была, что я делал, где я был. И открывает эти дневники, – рассказывает Татьяна Пец.

Самый авторитетный член семьи – мама Татьяна Пец – с детства увлеклась фигурным катанием. До сих пор вспоминает, как родители в далеких 70-х искали для нее дефицитные коньки, как она впервые вышла на лед и упорно тренировалась.

Все началось 50 лет назад, когда подружке на день рождения подарили коньки.

– Это было какое-то сокровище. И мы пошли гулять с ее коньками. Покатались – и всё, я ногой затопала: «Хочу!» – вспоминает Татьяна Пец.

С того момента начался путь девочки в большой спорт. Первое время занятия проходили в центральном парке Владивостока. Зимой юные фигуристки осваивали коньки, а летом – хореографию. Круглогодичных ледовых арен во Владивостоке не было. Потому катались там, где появлялась возможность. Первый наставник – Валентина Марущак.

– У нас Спутник первый замерзал, потом заливали на 19-м километре площадку. Сейчас, к сожалению, климат уже такой стал, что один месяц зимой только катки стоят, а потом они все тают. А на тот момент все-таки подольше они существовали.

Кстати, сейчас во Владивостоке работают две ледовые арены, где можно заниматься круглый год. Это «Полюс» в районе «Моргородка» и «Фетисов Арена». Завершается возведение керлинг-центра, там тоже планируют проводить занятия фигурным катанием. В планах окончание строительства спорткомплекса в районе Снеговой Пади.

Своего супруга Татьяна встретила уже после завершения спортивной карьеры, работая тренером в СК «Труд». Кабинеты были рядом, встречались часто. Так и начались отношения Аркадия и Татьяны Пец.

Право выбора… вида спорта

Родители Пец слегка лукавят, когда говорят, что никак не оказывали влияние на своих детей в выборе увлечения. Все четверо детей нашли себя в спорте. Старшая Александра возглавляет Федерацию триатлона Приморского края, чемпионка по плаванию – и в воде чуть ли не с рождения. Татьяна поддалась модному когда-то увлечению «плавание с грудничками».

– Саша сама выбрала воду. Изначально я ее отдавала в синхронное плавание, но ей там не понравилась очень сильно растяжка… – вспоминает Татьяна Пец.

–Не то что не понравилось, а меня растянули за один день на все шпагаты, мне было очень плохо. Сейчас всё у меня связано с водой, – согласилась Александра. – Когда у меня заканчивалась карьера плавательная, то позвали на греблю, у меня получилось, и там уже дальше пошли соревнования. До сих пор я каждую неделю в качестве просто нагрузки хожу в бассейн. И сейчас, пускай даже это будет миссия, я продолжаю свою тренерскую деятельность, работаю с детьми, я стараюсь ребятам эту любовь к воде привить и передать, – поделилась Александра Пец.

Вторая дочь, Дарья, увлеклась греблей, кандидат в мастера спорта по гребле на лодках класса «дракон».

Единственный сын – Василий – играет в молодежной хоккейной лиге в составе команды «Амурские тигры». Василиса Пец ушла в шорт-трек.

Влияние родителей есть, безусловно, но выбор у детей был. Василиса хорошо рисует. Ей предложили заниматься в художественной школе. Но после первых занятий она категорически отказалась.

– Потому что рисую, как я хочу, а преподаватель у меня что-то такое исправляет, – пояснила Василиса Пец.

– У меня тоже так было, – согласилась Александра. – Меня привели куда-то на рисование. Я не помню, что там надо было нарисовать, пенек или солнышко. Я нарисовала. Ко мне подошла преподаватель и начала мне помогать, пририсовывать, я понимаю, что всё красивое, но зачем?

Самая удивительная история произошла с Василием и его любовью к хоккею. Младший брат практически все детство провел на катке рядом с мамой, но на лед встать не мог. Потому его отдали в футбол.

– Он тренировался, старался, слушал тренера. И тренер его нахваливал, что очень исполнительный, – рассказала Татьяна Пец.

Но даже безусловное послушание мальчика не смогло исключить недопонимание с тренером, и парень ушел. Стали подбирать другой вид спорта, а ему подходил абсолютно любой, с его упорством может достичь успеха везде. Муки выбора Татьяны Пец прервал руководитель катка, предложив отправить парня в хоккей. Правда, мужчина был сильно удивлен, когда оказалось, что сын фигуристки не стоит на коньках.

– Привела его на первую тренировку. Он схватился за бортик, а кататься не умеет. Тренер по хоккею поворачивается, говорит, мол, Татьяна Анатольевна, я не понял. Как так получилось, что я, фигуристка, привела сына, а он кататься не умеет. Я говорю: не знаю, вот так получилось, я его кататься не учила. В этот момент он отцепился и пошел. С того момента он влюбился в хоккей. Мне кажется, что сейчас из нас всех он самый увлеченный спортом, – вспоминает Татьяна Пец.

Карантин вспомнили добрым словом

Сейчас собрать вместе всю семью очень тяжело. Сложнее всего поймать сына Василия. Он постоянно на выездах.

– Даже я его видела всего минуты две. Он приезжал, после игры вышел. Я, как родственник, смогла с ним поговорить. Буквально месяц назад командировка была в Москву. И так случилось, что они тоже приехали туда на игры, играли с ЦСКА, и вот там мы с ним чуть-чуть пообщались, – рассказала Александра Пец.

Обычно семья собирается весной, в марте-апреле, когда в МХЛ заканчивается сезон и игроков отправляют в отпуск. Но и в такие дни хоккеист не сидит дома, а мчится на каток.

– Он приезжает, неделю посидит – и всё. Главное – поиграть. Один раз приехал играть, а коньки забыл. Всю форму взял, а коньки нет. Он на прокатных играл, такой счастливый пришел, что всех обыграл на прокатных, – рассказывает Татьяна Пец.

Нынешний Новый год семье пришлось встречать без Василия. В это время он был в Москве.

– Что делаете, когда собираетесь вместе?

–Ой, едим. (Смеются.)

– Наш семейный ритуал – весной, когда начинается посевная, мы сажаем картошку. Типа такая дружная семья. На самом деле все сначала ворчат. Но к концу у нас всегда всё весело, – рассказала Александра.

– Самое смешное, что иногда собираем немного урожая, но главное – посадить, – поддерживает дочку Татьяна Пец.

В последнее время у семьи Пец появился еще один ритуал – ходить на хоккей, болеть за Василия. И, как ни странно, вся семья с ностальгией вспоминает полтора месяца, когда им пришлось всем вместе сесть дома на карантин. У семьи большой частный дом, потому удавалось уходить от строгого надзора врачей.

– Дочери в тот момент полюбили готовить. Мы весь день что-нибудь делали. И детям маленьким сделали домик детский, детскую площадку. По утрам собирались, ходили на море пешком. Потом у нас приборки, уборки, мы вместе готовили, у нас такой большой чан, делали солянки, мясо, – вспоминает Татьяна Пец.

Тяжело в учении

Шорт-трек во Владивостоке появился не так давно. А международные соревнования по этому виду спорта в городе прошли впервые на играх «Дети Приморья». На льду можно было увидеть Василису Пец. За нее тоже болела вся семья. Но все призовые места забрали соперники из КНР. Мы спросили Василису почему. Потому что спортсмены из Китая давно занимаются шорт-треком и у них поставлена школа или азиаты физически больше подходят для него?

– Из-за того, что у нас здесь нет еще специалистов. Особо не хотят тренеры ехать. Если хотят ехать, то за определенную сумму. Китайцы и корейцы приглашают тренироваться, конечно, но дороговато.

Семья Пец рассказала, что, прежде чем получить какие-то результаты, Василиса долго тренировалась у азиатского тренера. Затем в спортивной школе в Твери. Вполне вероятно, что той, кто будет строить во Владивостоке основу тренерского состава по шорт-треку, и будет как раз Василиса Пец. Правда, методы, которые применяют в Азии тренеры, вряд ли у нас приживутся.

– Я видела, как проходит тренировочный процесс. Для меня это было такое яркое впечатление. У нас сейчас тенденция не ругать детей. В Корее бьют на тренировках. Бьют очень больно, сильно. Василисе как-то «зарядили», проломили шлем. Дико, да? Когда пытаются родители заступиться, бьют еще сильнее. Если ты не садишься, как говорится, в эту низкую посадку (вне зависимости от того, какие у тебя ножки), ты получаешь удар. Такой удар, что ножки твои адаптируются. И ты садишься как надо. Вообще любой большой спорт предполагает насилие, – рассказала Александра Пец.

Старшая сестра отметила, что метод воспитания чемпионов в Азии основан на жесткости, строгости на тренировках.

– Понятно, что мы говорим про большой спорт, там в группе тренировались участники, призеры Олимпийских игр. То есть такая система работает. И при этом на выходных тренер ребят собирает, и дети на нем виснут, они друзья, и даже забываешь, как там на тренировке было.

Встреча корреспондента «В» с семьей Пец была как раз на следующий день после обращения президента Владимира Путина к Федеральному собранию, когда лидер страны отметил необходимость развивать Дальний Восток и массовую физическую культуру. Спортсменки семьи Пец согласны с заданным главой страны вектором. Во Владивостоке, например, для занятий водными видами спорта функционирует бассейн в спортивном комплексе «Олимпиец» и во Дворце спорта для детей и юношества «Юность». Также бассейны имеются в школах № 72, 79, 82, 83. Бассейны спортивных комплексов и клубов: «Мастер Джим», «Ворлд Класс», «Чемпион», «Восход» и многие другие. Построены ледовые арены, футбольные поля – открытые и крытые. Практически в каждом дворе есть тренажеры. Однако, для того чтобы расти, спортсмену необходимы особые условия для занятий.

Поворот на Восток

Мы поинтересовались у Татьяны Пец, может ли она сравнить возможности для занятий спортом в период, когда начинала она, и сейчас. Как-то изменилось отношение к спорту, в частности к юношескому?

– В меру возможностей в городе и крае спортивные объекты регулярно обновляются, появляются новые тренажеры. Но пока мы отстаём от запада страны, это нельзя не отметить. Просто там все дешевле. В особенности дорого обходятся перелеты. Не все родители могут себе такое позволить. И это достаточно длительный тяжелый перелет, который отнимает много сил у спортсменов, – пояснила Татьяна Пец.

Возможности приоткрывает выход на Азию. Юные спортсмены могут тренироваться в Китае или в Корее. Часть расходов за юниоров из Владивостока берет на себя администрация города.

– Да, администрация города дает поддержку, но это уже когда показал результаты и есть перспектива, – поясняет Александра Пец.

Разница в подходах к профессиональному спорту и фитнесу тоже есть. По мнению семьи Пец, в спорте удовольствие отходит на второй план, на первом – результат. В фитнесе иначе, оба подхода имеют право быть. Но всегда придется вкладываться, чтобы получать результаты. Так, становление Александры Пец как спортсменки началось в тот момент, когда в стране закончились «бесплатные кружки». Все оплачивали родители. Сейчас Александра возглавляет Федерацию триатлона и тоже считает, что родители воспитанников должны принимать участие в росте детей как спортсменов.

– Что ни сделаешь, людям не нравится. Поставят площадку с баскетбольными щитами. Одни радуются, другие кричат: закройте эту площадку. И вот такое везде. Если что-то делается бесплатно, надо не воспринимать это, наверное, как должное, ценить то, что тебе дают, – пояснила Александра.

Также спортсменок возмущают нападки на исполнителей, которые выступают во Владивостоке на массовых мероприятиях.

– Каждый раз поводы какие-то придумывают. То Нюша не так оделась, то Клава Кока что-то не то сделала. Скоро к нам вообще никто не поедет. Мы и так далеко. Я думаю, что прежде надо начинать с себя, научиться по-другому на всё смотреть. Не вспоминать, как было в советское время. Извините, сейчас не советское время, все по-другому, – пояснила Александра Пец свою позицию.

Нам нужны и лёд, и бассейны, и футбольные поля. Спортсменки отметили, что у людей сейчас большой интерес к занятиям спортом. Но спрос гораздо выше, чем возможности. Потому надо только приветствовать строительство новых спортивных сооружений.

– Люди пойдут. Желающих заниматься спортом очень много, но они приходят, и оказывается, что мест нет, что время уже кем-то занято, а если есть окно, то время неудобное.

Редкое фото

По традиции гости «В» делают фото для нашей обложки. Когда мы готовились к встрече и разглядывали семейный архив, то выяснилось, что у семьи всего одно фото, где все дети вместе.

– Совместных фотографий, как вы понимаете, практически нет. Мы все время находимся в динамике, в движении, в разъездах. У нас есть одно старое фото, но мы уже очень сильно все поменялись. Это первая и последняя наша общая фотосессия, – оправдывались сестры.

У всех в этой семье железные характеры. И сложно понять, кто лидер.

– Все стоит на маме. У нас достаточно темпераментная семья, каждый имеет свое мнение, но в какие-то моменты, когда грянет гром, мы все как один.

Акулина СЕМЕНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА и из семейного архива Пец