Учитель начальных классов из Владивостока рассказала, как выстроить идеальный урок для ребят и как педагогу стоит сотрудничать с родителями

Сегодня в гостях у газеты «В» Светлана Перелыгина, учитель начальных классов в школе № 14 г. Владивостока.

В профессии девушка не так давно – полтора года. Но этого времени хватило, чтобы убедиться: выбор сделан правильный. Так обычно и бывает с делом, в которое приходишь по любви!

– Учителем я хотела быть всегда. Мне казалось, что это такая легкая профессия… К тому же учить других людей – это мое пожизненное состояние, – с улыбкой вспоминает Светлана. – В принципе, я не ошиблась. Моя работа мне нравится, очень вдохновляет, я всегда прихожу в школу с радостью. Практически не бывает таких дней, в которые я недовольна чем-то. Работать я начала еще будучи студенткой и ни о чем не жалею. Полтора года засыпаю и просыпаюсь с мыслями о том, что еще интересного подготовить для своих детей.

Найти свой подход к каждому ученику

– А почему вы решили преподавать именно для начальных классов?

– Дети младшего возраста и их родители – чистые листы. Как учитель их возьмет, как направит, так они и будут воспринимать школу и учебу. Да и вообще с маленькими очень весело: они беззаботные, окрыленные, жизнерадостные. Мы с ними друг друга заряжаем позитивом. А еще они очень тонко чувствуют своего учителя. Знают, когда мы можем повеселиться, а когда нужно серьезно поработать.

– Расскажите подробнее о классном руководстве. Как у вас складываются отношения с ребятами? А с родителями? Каким образом проводите внеурочное время, есть ли какие-то активности, поездки, участие в олимпиадах?

– Я классный руководитель 2-го «А» класса. Пришла студенткой, забрала себе маленьких первоклассников, а они с радостью пошли навстречу мне.

Если судить по рассказам родителей, у меня в классе нет учеников, которые не хотели бы идти в школу. Но здесь важно найти контакт с каждым. Кто-то из ребят будет доволен, что его просто похвалили за выполненную работу, а кому-то всегда нужны тактильность, объятия, повышенное внимание. Сложно было в самом начале, когда сама пытаешься понять, что вообще происходит, а тут еще чужие дети хотят заботы и любви. Зато сейчас иногда приходится говорить им вслух, что меня сегодня никто не обнимал, потому что я уже и сама в этом нуждаюсь.

Вот сейчас они во втором классе, и мы стараемся как можно больше участвовать в различных конкурсах. Есть уже и активисты в классе, которые готовы всегда и везде, а некоторых нужно подталкивать. А большинство родителей всегда на связи: и сами интересуются школьными делами, и меня готовы выслушать. Много приятных слов говорят. Все-таки налаженный контакт с родителями играет большую роль в процессе обучения. Любые меры принимаются оперативно, своевременно. Мои инициативы тоже поддерживаются очень быстро.

«Играешь, рисуешь, танцуешь, поешь вместе с ними»

– С кем, на ваш взгляд, интереснее работать и почему: с детьми младшего или старшего возраста?

– С младшим звеном. Если с первого дня удается завладеть их вниманием, то потом искрящиеся глазки будут встречать тебя каждое утро. А заинтересованность детей в учебе – главный мотиватор учителя. Ты не просто выходишь к доске, чтобы оттарабанить свой конспект, а все время играешь, рисуешь, танцуешь, поешь вместе с ними.

– Тяжело ли вообще быть преподавателем? Насколько много времени остается на себя? Ведь когда у ребят заканчивается последний урок, ваша работа на этом не останавливается… еще нужно проверить тетради, подготовиться к завтрашним занятиям. Какими секретами можете поделиться по части организации своего времени, графика?

– Преподавателем быть вообще не сложно, если хорошо учиться данной профессии и постоянно развивать свои знания и умения. Опять же, мне работа приносит удовольствие, поэтому время не имеет значения.

Уроки у нас начинаются в 8:15, а я в школе уже в 7:10. У меня достаточно времени по утрам, чтобы начать готовиться на следующий день, проверять тетради, печатать материал. Есть окна в расписании. Ну и после уроков, конечно же, продолжаешь работать.

Секрет я открыла еще во время учебы. Если все делать вовремя, то все будешь успевать. Поэтому свободного времени у меня много. Не считая того, что общение с родителями учеников иногда может длиться до позднего вечера. Но я всегда за. Я выслушаю их, они меня, подробно разъясню всю информацию. Часто бывает и такое, что мне срочно нужно что-то от них и в 8, и в 9 часов вечера. Они всегда на связи. Поэтому и я для них всегда на связи.

Идеальный урок встроен в игру в телефоне

– Как должен выглядеть идеальный урок для ребят младшего школьного возраста? Каким образом вовлечь ребят в учебный процесс и сделать так, чтобы новый материал был для них понятен и интересен?

– Идеальный урок для младшего школьника точно должен быть встроен в их любимую игру в телефоне, тогда все будут счастливы. Огромное количество коллег из разных городов в интернете делятся своим опытом, заготовками. Я считаю, что грамотный учитель не должен каждый день изобретать что-то новое, он должен умело пользоваться тем, что уже придумано, а дальше, ориентируясь на своих учеников, внедрять это в процесс обучения.

Сама я создаю для ребят интерактивные задания, нахожу видеоролики или мультики, ввожу новые темы, используя игры, стараюсь вовлекать их с помощью творческих заданий, прививаю интерес к предметам через проведение различных марафонов. Универсального рецепта идеального урока нет. Но концепция учебник-ученик-тетрадь точно давно не актуальна. Детям всегда нужно разнообразие, смена деятельности. Но в то же время нельзя перенасыщать урок развлечениями, все-таки процесс обучения должен стоять во главе всего.

– Как выстроить доверительные отношения с учениками? Сделать так, чтобы им было комфортно общаться с преподавателем, чтобы они чувствовали себя спокойно и почти как дома?

– Доверительные отношения с учеником можно выстроить только тогда, когда ты приходишь к детям с открытым сердцем и сам готов впустить их туда. Дети чувствуют и видят то, что не заметно глазу взрослого. Они еще не сталкивались с предательствами, обманами, злобой. Я стараюсь держать грань между дружественным общением и соблюдением субординации. Когда вижу, что поведение у ученика не такое, как обычно, стараюсь отдельно от класса выяснить причину. Иногда нужно побыть для них любящей школьной мамой, а иногда строгим и требовательным преподавателем. По-моему, мои ученики уже знают меня лучше, чем я сама. Ориентируются по интонации, выражению лица, жестам. А я по их глазам с самого утра вижу, какой нас ждёт сегодня день: полный веселья или усердной работы.

Да и в принципе мне важнее вырастить из них хороших людей. Побольше душевных бесед, доверительных разговоров, примеров из собственной жизни – всё это помогает стать ближе. И очень важно, что говорят об учителе родители. Дети всё слышат и ориентируются на мнение взрослых. По-моему, мне безумно повезло с первым набором. Мы все встретились в нужное время в нужном месте. Всегда говорю ребятам и родителям большое спасибо за их доверие и поддержку.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА