Сегодня в гостях у «В» интереснейший человек и талантливый педагог – Лидия Эльясберг, учитель начальных классов МБОУ «Центр образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока».
Как правило, герои рубрики «Молодой специалист» идут работать в школу сразу же, как получат профессиональное образование. У Лидии немного другая история. Будучи биологом по первому образованию, она долгое время трудилась именно в этой сфере на производстве… но в один момент пришло осознание: «Слишком много бумажной волокиты. Ненужной. Бесполезной».
А дальше – переквалификация, первые дни за учительским столом. В новой профессии Лидия чувствует себя уверенно – так и бывает, когда человек оказывается на своем месте.
В работе с детьми (и с их родителями) она руководствуется самыми дипломатичными принципами. И подходит к делу с большим терпением, уважением и любовью. Эти качества особенно важны, потому что Лидия часто взаимодействует с ребятами с особенностями развития.
Но обо всем по порядку.
От биолога до учителя – один шаг
– Расскажите, как вы пришли к тому делу, которым занимаетесь сейчас?
– Учителем я работаю второй год. По первому образованию я, как уже говорилось выше, биолог. И работала раньше совсем в другой среде.
К моменту, когда решилась сменить профессию, у меня уже был опыт работы с детьми: я была тренером в турклубе и репетитором для ребят начальных классов. Причем для непростых ребят: с особенностями развития или сложным характером. Также я мать двоих детей. Поэтому, когда я спросила себя, чего хочу, ответ нашелся быстро: «Преподавать в школе».
Я прошла переквалификацию, получила второе образование учителя начальной школы. Долго думала: «Может, нужно было попробовать себя в роли преподавателя биологии?». Но «началка» перевесила. Я взяла свой первый – во всех смыслах – класс и трудоустроилась в школу. Кстати, в Центр образования № 28 я попала не сразу, начинала в другом учреждении.
– Сложно ли было влиться в новую профессию?
– В самом начале было непросто. Первый год в качестве учителя – невероятно сложный этап, работала как будто на адреналине. Хваталась за многое; а чуть позже осознала, что сначала лучше не ставить перед собой никаких задач, кроме как остаться в профессии. Иначе можно быстро выгореть и не справиться.
Ты приходишь в школу и понимаешь, что тот педагогический опыт, который у тебя был до нее, сильно отличается от того, во что ты погружен сейчас. Порой были моменты, когда не получалось вообще ничего, рушились все ожидания. Ты осознаешь, что дети не такие, какими ты их представлял. Хотя тебе казалось, что ты знаешь, как с ними взаимодействовать…
Потом ты понимаешь, что с тобой все в порядке. И тебе просто не хватает опыта, со временем это пройдет. С первого раза и на шпагат тоже сесть нельзя, но если долго тренироваться, то ведь получится.
«Я сама родитель, я вас понимаю»
– А как у вас складываются отношения с родителями учеников?
– Я стараюсь выстраивать доверительные, человеческие отношения. Я ведь тоже родитель, поэтому могу представить, что чувствуют и о чем переживают мамы и папы. Всегда говорю им: «Я вас понимаю, у меня самой дочка учится в начальной школе, а сын – в средней. Я так же, как и вы, хожу на родительские собрания, иногда даже «получаю» за своих ребят».
В прошлом году у меня в классе было несколько сложных детей. И в плане поведения, и в плане особенностей развития. Но с родителями таких ребят мы находим общий язык – это очень важно в данных случаях. Каким бы сложным ни был ребенок, главное – сохранить отношения с его родителями, быть с ними в контакте. Если так, то все получится, совместными усилиями педагога и семьи ребенок обязательно выправится.
«Хочу пришивать пуговицы»
– Как вы вносите разнообразие в свои уроки? Какие методики и техники используете?
– Я стараюсь делать занятия интересными, хоть это и не всегда возможно. Все-таки открытый урок – это открытый урок, а обычный – это обычный, с учебником наперевес и у доски. Но даже в стандартные занятия я стараюсь вносить что-то «цепляющее»: живые примеры, наглядность. Чтобы были видео, чтобы можно было что-то нарисовать и объяснить доходчиво.
Недавно мы с ребятами ходили в музей. Прямо в нем писали сочинение по картинам. Этот метод я подсмотрела у своего наставника, идея мне очень понравилась.
Одни из моих любимых предметов – изо и технология. Я не веду их по тетрадям, а стараюсь придумать что-то интересное. Например, когда мы учились пришивать пуговицы, то не просто помещали их на кусочек ткани, а создавали целые аппликации! Пришивали разноцветные пуговицы в форме интересного рисунка. Даже мальчики с удовольствием бежали на это занятие. А еще одному ученику было разрешено в этот день не приходить в школу – в силу личных обстоятельств. Но он пришел. Так и сказал: «Хочу на урок, пришивать пуговицы»…
После урока хочется окунуться в него еще раз
– Как, на ваш взгляд, должно выглядеть идеальное занятие?
– Для всех детей сразу – такого, конечно, не существует. Все дети ведь разные, для кого-то занятие идеально, а у кого-то остаются вопросы. Но можно предположить, что идеальное занятие – то, которое запомнится; такое, после которого ребенку хочется еще раз погрузиться в тему урока, перечитать конспекты. Чаще всего подобный эффект достигается на открытых и конкурсных уроках. В школе в обычный день не всегда получается такое реализовать.
– Вы упоминали, что иногда проводите занятия в музеях, на выставках и т. п. Расскажите подробнее, куда еще вы выбираетесь со своими учениками? Как организовываете внеурочную деятельность для школьников?
– Я классный руководитель второго класса. Иногда мы с детьми посещаем музеи и театр; на День здоровья я организовывала для них походы в пещеры, полосу препятствий в лесу. Зимой мы выезжали в Изумрудную долину. Хочется, чтобы у ребят как можно больше интересных поездок и выходов было. Также мы участвуем в разных конкурсах и конференциях.
Кроме того, я веду кружок декоративно-прикладного творчества. И занимаюсь на дому с ребенком, у которого ограниченные возможности здоровья. Ему нужна особая программа обучения. Вот такая дополнительная деятельность есть лично у меня; я считаю важным и полезным работать с такими детьми.
Спокойствие, уверенность и доброта
– Какие моменты в своей работе вы можете назвать самыми вдохновляющими?
– Наверное, когда возникает полное понимание между педагогом и классом. Когда дети отзываются, когда виден результат педагогического труда. Когда они начинают больше ценить друг друга.
– Какие качества наиболее важны для учителя? Для классного руководителя?
– Спокойствие. Не всегда удается его сохранить, но нужно к этому стремиться. Когда спокойствия нет, дети считывают это – особенно активные, способные сорвать урок. И занятие может закончиться, так и не начавшись.
Еще важна уверенность и доброта, умение понимать и принимать самых разных людей. Не только детей, но и родителей.
Наш труд, честно сказать, непростой. Поэтому нужно уметь иногда отключаться от рабочих вопросов. Жить не только школой, но и какими-то хобби. Это важно для ментального здоровья и для развития учителя. У меня, например, из увлечений – туризм и пение.
После конкурсов открывается «второе дыхание»
– Как вы считаете, помогают ли развиваться профессионально педагогические конкурсы, семинары, методические объединения?
– Конкурсы определенно важны, поскольку дают уверенность в себе (что особенно важно для начинающих специалистов) и вносят драйв в повседневную жизнь. В обычные дни ты думаешь: «Я же учитель, я ничего не боюсь». А потом – оп! Ты ведешь конкурсный урок и начинаешь чувствовать себя учеником.
На таких мероприятиях ты растешь. Видишь другие примеры, техники и методики. Можешь послушать адекватную критику от лучших специалистов города.
После конкурсов ты возвращаешься в работу с новыми идеями, находишь необычные решения. На состязаниях ты в короткие сроки готовишь открытые уроки, а потом, когда приходишь к своим ученикам, осознаешь, что подготовить для них интересное занятие – уже не такая проблема, как раньше.
Семинары и методические объединения – это тоже полезно, разумеется. Здорово, что управление по работе с муниципальными учреждениями образования регулярно проводит подобные активности.
– А как еще, на ваш взгляд, педагог может расти как специалист?
– Мне кажется, помог бы обмен опытом. Например, возможность иногда присутствовать на уроках коллег – причем не только на открытых, но и на самых обычных.
Анастасия КЛЕЩИК
Фото Алексея ВОРОНИНА