Директор муниципального транспортного предприятия ВПОПАТ-1 Алексей Яньшин ответил на вопросы корреспондента газеты «Владивосток».
В конце 2023 года эксперты Ассоциации транспортных инженеров совместно с ГК SIMETRA составили рейтинг общественного транспорта России. Владивосток занял 20-е место. О том, как сейчас организована работа на муниципальном предприятии ВПОПАТ-1, а также о планах его развития «В» рассказал директор учреждения Алексей Яньшин.
Эксперты, проводившие исследование общественного транспорта в городах России, оценивали работу муниципалитетов по следующим критериям: физическая и ценовая доступность, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, безопасность и устойчивость развития. Однако тот факт, что столица Дальнего Востока не вошла в десятку, говорит о необходимости и дальше развивать эту сферу в городе.
Лайфхаки для безопасности
На межведомственной комиссии 21 февраля был поднят вопрос безопасности общественного транспорта. По данным Госавтоинспекции в 2023 году камеры зафиксировали во Владивостоке 839 нарушений правил дорожного движения водителями автобусов. В январе проверили 135 автобусов, 31 водитель привлечен к административной ответственности. Как ни странно, ВПОПАТ-1 среди нарушителей практически не фигурирует.
По мнению Алексея Яньшина, снижение показателей аварийности с автобусами ВПОПАТ-1 связан с целым комплексом правил, которые ввели на предприятии. Любой водитель с уже имеющейся категорией D, поступая сюда на работу, проходит обязательное обучение у наставника.
– Накоплен необходимый опыт, которым наставник водителя делится с новичком. Речь идёт о сложных точках на различных маршрутах, манёврах, которые необходимо осуществлять, подъезжая к остановке или отъезжая от нее, – рассказывает Алексей Яньшин.
Свою роль играют и наглядные примеры. Действующий состав водителей ежемесячно проходит сдачу экзамена ПДД. От этого, в том числе зависит, получит он премию или нет. Условия намного жестче, чем в автошколах – ноль ошибок. Тест не сдал – приходи на пересдачу.
– Мы сами анализируем все наши ДТП: по чьей вине произошло, кто виноват, можно ли было его избежать. Эти вещи рассматриваем на внутренней комиссии, в которую входит мой заместитель по безопасности дорожного движения, водитель-наставник и начальник ремзоны, – поясняет Алексей Яньшин.
За техническим состоянием машин также пристально следят. Например, для контроля колесных гаек ставят пластмассовые метки, которые стрелочками смотрят в центр. Как правило, в дождь или при передвижении по грунтовым дорогам гайки ослабевают, а стрелочки позволяют зрительно определить их утяжку, и вовремя все исправить.
Безнал – большой плюс
Уже несколько лет во Владивостоке работает безналичная система расчётов за проезд в транспорте. Такой способ оплаты оказался удобным для пассажиров. Хотя водители некоторых коммерческих компаний не стесняются требовать наличность от людей, ссылаясь на неисправность терминалов. С МПВ ВПОПАТ-1 такое не случается.
– Эволюционно мы все равно придем к тому, что наличных денег скоро вообще не будет, – уверен директор ВПОПАТ-1. – Для моего предприятия это большой плюс, потому что я вижу свой заработок в безнале и транспортных картах. Контроль налички требует внедрения дорогостоящих систем, чего мы себе позволить не можем, – говорит директор.
Из частных бесед с водителями коммерческих компаний корреспондент «В» узнал, что неравнодушное отношение водителей к наличным расчетам связано с политикой руководства их компаний. Зачастую на водителей перекладывают все расходы за машину. Руководитель ВПОПАТ-1 рассказал, что предприятие давно ушло от практики аутсорсинга.
В организации свой штат медиков, своя ремонтная зона, резервные машины, своя автомойка. Еще одно преимущество – полностью белые зарплаты.
– У нас есть лицензия на обслуживание техники марок ГАЗ и ЛИАЗ. Водитель на данный момент должен только управлять автобусом, сообщать о каких-то возможных неисправностях не тогда, когда уже машина сломалась, а когда она дает некие предпосылки.
Водителей обучают всему: как посмотреть масло, определить его качество, как определять на табло ошибки и какие действия необходимо предпринимать в том или ином случае. Конечно, все закреплено в инструкциях, в стандартах, которые тоже должны знать сотрудники предприятия. Дальнейшая перспектива – избавить водителя от функции кондуктора, чтобы он мог не отвлекаться от непосредственных обязанностей.
– Разговоры об этом есть, в планах это есть, я думаю, что поэтапно мы и весь общественный транспорт Владивостока к этому приведем, – уверен Алексей Яньшин.
Часто в пример приводят Москву, где система электронных кондукторов уже введена. Как пояснил директор ВПОПАТ-1, там перевозчики работают по так называемым брутто-контрактам. Деньги с маршрута уходят в администрацию, а перевозчик получает вознаграждение за пройденный километр.
– Есть идея внедрить брутто-контракты во всех городах, это процесс небыстрый, но мы к этому придем, – пояснил Алексей Яньшин.
Кадры решают все
Еще один вопрос, который поднимался на межведомственной комиссии 21 февраля в администрации Владивостока, это нехватка кадров для автотранспортных предприятий. Для этого администрация города и МПВ ВПОПАТ-1 разработали ряд мер по привлечению новых работников. Например, получить категорию D можно бесплатно.
– Обучение водителей на категорию D мы закрепили в соглашении о сотрудничестве с министерством занятости региона. Все желающие у нас работать, не имея данной категории, могут эту категорию бесплатно получить. Причем очень удобно, что сама автошкола, которая обучает в категории D, находится здесь же на территории. Потенциальный водитель заранее знакомится с территорией, автобусами, коллегами, – рассказал Алексей Яньшин.
Кроме того, для иногородних предприятие предоставляет общежитие. С учетом белой заработной платы, которая выше средней по региону (80 – 90 тысяч рублей в месяц) и солидным мотивационным пакетом, условия очень привлекательные.
– Нехватка кадров есть не только у нас, она по всей стране. Но я сейчас наблюдаю положительную динамику – к нам стали приходить водители. Причем молодые водители. Коллектив обновляется.
О системе стимулирования Алексей Яньшин рассказал подробно. Так, за безаварийную езду, чистое рабочее место, выход в форменной одежде, водитель получает ежемесячную премию. Хотя некоторым работникам поначалу трудно воздержаться от разговоров по телефону и не курить по пути следования. Но желание получить премию сильнее вредных привычек.
– Дисциплина и порядок – наш понятный KPI, который направлен на улучшение работы общественного транспорта. Невыполнимого чего-то нет, – уверен Алексей Яньшин.
Каждый месяц определяют 10 лучших водителей из двух автоколонн, которые сверх ежемесячной премии получают дополнительно семь тысяч рублей.
– Таким образом я стимулирую сотрудников, а коллектив стремится к выполнению наших стандартов. Если смотреть аналитику еще за 22 год, то система понятная и она работает.
Так, еще в 2022 году на предприятии ввели в стандарт чистоту рабочего места. Ежедневно в автопарке ВПОПАТ-1 моется 90 автобусов. Но привести в порядок рабочее место водителя через мойку нереально. Работники сами следят за своим местом. Причем у некоторых водителей панель не просто чистая, а натертая полиролью, как это любят делать владельцы японских машин.
Текучки нет, есть смена
Конечно, каждое предприятие – это живой организм и в нем тоже происходят изменения. В ВПОПАТ-1 коллектив меняется по разным причинам. Кто-то уходит на пенсию, кто-то меняет сферу деятельности, но бывают и увольнения за нарушение дисциплины.
– Когда мы понимаем, что водитель грубит пассажирам, и переобучить его не представляется возможным, он не выдерживает стандарты, которые мы предъявляем, тогда мы с ним прощаемся. Но на данный момент у нас положительная динамика. Мы в принципе обновили коллектив, а костяк сейчас просто наращиваем, – поясняет Алексей Яньшин.
Кстати, сейчас администрация города вместе с транспортными предприятиями разрабатывает систему организации пунктов отдыха для водителей на конечных остановках. Проведя в пути больше 40 минут, человеку просто необходимо отдохнуть. На муниципальном предприятии ВПОПАТ-1 также постарались снизить фактор стресса сотрудникам. 80% техники закреплено за водителями. На случаи поломки, прохождения ТО предоставляется резервный автобус. Таким образом не простаивает техника, не рушится расписание движения, водители не теряют в заработке, а подвижной состав технически исправен.
– Если кто-то сойдет с рейса, то его тут же заменят, – объясняет Алексей Яньшин.
Новая техника уже готовится к работе
Одна из инициатив президента РФ – полная замена техники для общественного транспорта. Усилиями администрации Владивостока уже 60% автобусов в городе обновили. Меняют машины как коммерческие компании, так и муниципальное предприятие. Так, сейчас на маршрут №29 на остров Русский готовятся три современных ПАЗа. Это первая поставка из запланированных 15-ти автобусов с Павловского завода. Всего планируют обновить автопарк ВПОПАТ-1 десятью автобусами большого класса марки ЛиАЗ и пятью ПАЗ среднего класса. Машины приобрели по льготному казначейскому кредиту по программе БКД.
– Все пять машин марки ПАЗ будут обслуживать маршрут №29 на Русский остров, они приобретались специально для этого, – говорит Алексей Яньшин.
Как известно, жители поселков острова Русский часто жаловались на обеспечение автобусами 29-го маршрута. Машины часто выходили из строя прямо во время следования. Но сейчас эта проблема тоже решается. Так, в прошлом году асфальтовое покрытие протянулось от Университетского проспекта до поселка Экипажный и даже дальше – до КЭТ. В наступившем году работы планируют продолжить. Это стало возможным благодаря договоренностям администрации Владивостока с федеральным центром и Минобороны.
Плохих маршрутов не бывает
Многие транспортные компании капризничают и жалуются, что у них невыгодные маршруты. Но в ВПОПАТ-1 утверждают, что их коллеги лукавят.
– Муниципальный контракт заключается лотами. Каждый лот имеет в себе и «денежный» маршрут, и, так скажем, «средний» и «социальный» маршруты. Назовем их так. Поэтому социальная нагрузка у всех перевозчиков одинаковая с точки зрения выигранных лотов. То есть никто не может сказать, что у меня, дескать, только самые плохие маршруты… Вы сами посмотрите – маршруты номер 15 и 77, как они могут быть плохими? – говорит Алексей Яньшин.
Владивосток в последние годы очень активно строится, появляются и новые маршруты, на некогда социальных направлениях растет поток пассажиров. ВПОПАТ-1 обслуживает Русский остров и Снеговую падь – районы, которые очень активно растут.
Особенно актуальными для острова Русский являются маршруты 15 и 77. Здесь нагрузка не зависит от сезона. Зимой в ДВФУ едут студенты и преподаватели, летом – туристы. Для того, чтобы оперативно решать все возникающие проблемы, администрацией города создана рабочая группа, куда входит руководство ДВФУ и ВПОПАТ-1.
– Я ежедневно слежу за обстановкой. Где-то мы корректируем график и режим движения, к примеру, добавляем интервалы. Порой задержки связаны с пробками, а где-то аварии случаются на дорогах, – объясняет Алексей Яньшин.
Семейные династии – основа стабильности предприятия
Так как 2024 год объявлен президентом РФ Годом семьи, мы не могли не поинтересоваться, сложились ли династии на старейшем автотранспортном предприятии Владивостока?
– Династии сложились. Не так много, но они есть. Это начальник автоколонны, начальник склада на ремзоне и начальник производства, мать и сын. Здесь это приветствуется и, как правило, именно в этих направлениях очень хорошие результаты в работе, – отметил директор МПВ ВПОПАТ-1.
Акулина СЕМЕНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА