Юлия Копылова, воспитатель Детского сада № 104 города Владивостока

Сегодня в гостях у газеты «В» Юлия Копылова, воспитатель Детского сада № 104 города Владивостока. 

В педагогике Юлия Сергеевна работает с 1 февраля 2016 года. И не просто работает, в классическом смысле этого слова, а активно формирует профессиональное сообщество заинтересованных людей, меняет среду своего детского сада, с удовольствием пробует и создает инновации. Так, например, благодаря ей появилось множество авторских разработок (настольные игры, игрушки и т. п.), коллектив МБДОУ № 104 выиграл грант и многое другое.

А еще история Юлии примечательна тем, что до садика она трудилась… в военном суде! Что же заставило специалиста променять судебный зал на игровую детскую комнату?

Об этом и многом другом – в большом материале газеты «В».

От военного суда до садика – одно решение

До работы с детьми героиня сегодняшнего выпуска трудилась совсем в другой сфере:

– В прошлом я – юрист. В 2005 году закончила Тихоокеанский институт политики и права в Дальневосточном государственном техническом университете и 10 лет проработала в военном суде, – вспоминает Юлия Сергеевна.

Она начинала с должности секретаря судебного заседания, но уже через два года стала помощником судьи. Профессиональный рост, неплохая зарплата, знакомый коллектив, казалось бы, что могло пойти не так? Зачем уходить?

– Когда в семье родилась младшая дочь, я поняла, что с тремя детьми продолжать карьеру юриста будет очень сложно. И передо мной встал нелегкий выбор. Конечно же, я решила в пользу семьи.

Желание пойти работать в детский сад появилось внезапно. Я думаю, это было заложено на генном уровне. Обе мои бабушки были воспитателями, как по линии матери, так и по линии отца.

В один день я просто проснулась и позвонила в детский сад с вопросом о вакансии воспитателя. Звезды сошлись, я быстро прошла профессиональную переподготовку, и моя педагогическая карьера стала стремительно развиваться, – рассказывает Юлия.

«Сначала в меня полетели сандалии»

– В новую профессию мало прийти, ещё надо в ней удержаться. Что же удерживает Вас в детском саду так много лет? Что вдохновляет каждое утро возвращаться к малышам?

– Работая с детьми, можно самому «быть ребенком». Ведь чтобы дети тебя поняли, пустили в свой мир, нужно встать на одну ступень вместе с ними, чувствовать себя на много лет младше. А этого так часто не хватает взрослым.

Здесь я нашла для себя постоянное саморазвитие. С детьми невозможно стоять на месте – нужно постоянно что-то изобретать, придумывать. А еще современные ребята зачастую знают и умеют намного больше, чем многие взрослые, и чтобы быть интересным ребёнку, нужно постоянно учиться и развиваться самому, совершенствовать своё профессиональное мастерство.

А давайте вспомним, как прошел Ваш первый день в качестве воспитателя?

– Я его хорошо помню! Это была младшая группа (3 – 4 года). Как только я к ним зашла, в меня тут же полетели сандалии. А еще я сходу, в первый же день, отработала 12 часов. Без опыта и младшего воспитателя. К вечеру была как в тумане…

Пришла домой, села в кресло. Очень кружилась голова, но меня это не оттолкнуло. В тот день мне пригодился мой материнский опыт: как поиграть, почитать книжку, накормить, уложить спать. Я быстро нашла общий язык с малышами. И уже через месяц мы поставили нашу первую сказку «Репка».

Сейчас я уже опытный воспитатель, нахожу общий язык с детьми, независимо от их возраста и количества. Главное – прислушаться к ребёнку, дать понять, что его всегда ждут в детском саду, что он небезразличен, быть на равных и на одной волне!

«Будешь плохо себя вести – в детский садик не пойдешь»

Что Вас больше всего радует в работе?

– То, что ребята с удовольствием идут в детский сад. С нетерпением ждут встречи, утренних приветствий, общения, занятий, разных событий.

Один раз я услышала в раздевалке разговор мамы и сына: «Будешь плохо себя вести – в детский садик не пойдёшь». Как оказалось, ребёнку очень нравится в детском саду, и это такое наказание за плохое поведение.

А еще мне безумно приятно то, что дети мне доверяют. Доверяют свои новости, переживания, секреты, эмоции, счастливые моменты и минуты радости.

Малыши очень чувствительны. Они могут раскрываться и идти на контакт только тогда, когда им комфортно и когда они чувствуют себя в безопасности. И я рада, что могу быть причастна к их внутреннему миру.

Менять окружение к лучшему

Юлия Сергеевна – не из тех сотрудников, кто пришел, отработал смену и ушел. Она – из новаторов, из тех, кто постоянно внедряет современные методики в работу и заряжает своей энергией других. Из тех, для кого профессия – это близкое к душе, важное дело.

Например, она использует на занятиях технологии по межполушарному развитию – это некая инновация для садов Владивостока. Также коллеги отмечают, что благодаря Юлии среда Детского сада № 104 преобразилась посредством участия в грантовых конкурсах. Но об этом мы расскажем немного позже.

– В нашем детском саду очень хороший коллектив – настоящая команда.  Конечно, в начале были небольшие недопонимания, меня из-за моей активности даже считали «выскочкой». Но потом всё наладилось, и началась очень яркая, активная жизнь.

Я – руководитель всех стажировочных площадок детского сада и городского инновационного кластера «Точки роста: от замысла к результату», модуля «Развивающая среда». Коллеги всегда мне помогают в организации событий. Мы как единый организм, слаженный, крепкий, дружный, – делится Юлия Копылова.

Инициативы и опыт Юлии Сергеевны замечают не только в среде коллег, но и на более высоком уровне:

– Моё знакомство с Юлией Сергеевной Копыловой началось много лет назад, но я очень хорошо помню этот день. Пожалуй, трудно забыть эти пытливые глаза и горячее желание делиться знаниями и умениями.

Со временем наше первое знакомство переросло в профессиональное общение. Могу сказать, что Юлия Сергеевна задает направление многим педагогам для дальнейшего становления и саморазвития, – отметила Галина Бойко, заместитель начальника отдела дошкольного образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования города Владивостока.

Авторские разработки и разностороннее развитие детей

– Расскажите подробнее про методики, технологии, которые Вы используете в работе?

– Моё основное направление в работе – развитие познавательных способностей детей (память, внимание, речь, мышление, воображение, восприятие) дошкольного возраста в процессе совершенствования межполушарного взаимодействия. Также активно работаю с «Обучением в движении». Эти две практики схожи в том, что развитие детей основано на двигательной активности и движениях.

У меня много авторских разработок: рецензированная программа на старший дошкольный возраст, напольные игры, авторские пособия, тренажёры. Я активно работаю с мастером по дереву, который воплощает в жизнь все мои идеи. Его зовут Роман Рыжков. Обычно я рисую эскизы тренажёров или пособий, а Роман уже воплощает их в жизнь из дерева. Но мы уже настолько понимаем друг друга, что иногда пособия рождаются без набросков, а просто со словесной идеи.

Конкурсы как точка роста

Немаловажной частью жизни педагога Юлия Сергеевна считает конкурсы. «Это мой профессиональный образ жизни», – говорит сама героиня материала. Юлия регулярно участвует в подобных активностях сама и помогает коллегам влиться в соревновательное движение.

Хотя… «соревновательным движением» состязания педагогического мастерства можно назвать очень условно. Ведь главное в них – не победа, а обмен опытом, возможность профессионального роста, общение с единомышленниками.

– С июля 2022 года я являюсь председателем Приморского клуба «Воспитатель года “Волна”». Наш клуб входит в состав Всероссийского клуба «Воспитатель года – “Созвездие”». И мы очень этим гордимся.

Когда я пришла в профессию, меня сразу заинтересовало конкурсное движение. Я в него погрузилась с головой. Конкурсов разных уровней за всю мою педагогическую жизнь было много, сейчас даже все не вспомню, но самые яркие, запоминающиеся и ценные для меня – все этапы Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России».

В 2019 году я стала победителем муниципального этапа этого конкурса («Воспитатель года» г. Владивостока), в 2020 году – победителем регионального этапа («Воспитатель года» Приморского края). И в том же 2020 году – участником всероссийского этапа конкурса, который проходил в Перми.

На всероссийском этапе я не прошла в «пятнашку» лучших, но получила много опыта. Вернулась домой и при поддержке коллег организовала наш региональный клуб «Волна». Я решила для себя, что обязательно поучаствую в конкурсе снова, чтобы попробовать войти в «пятнашку» на всероссийском этапе. Ведь психологию никто не отменял: есть цель, к которой я иду и очень верю, что её достигну.

Прошло три года. В сентябре 2023-го я снова стала победителем и лучшим воспитателем во Владивостоке. И уже 15 апреля этого года состоится региональный этап конкурса, в котором я приму участие, конечно, если пройду заочный тур.

А что можете рассказать о грантовых конкурсах, в которых Вы и команда садика принимали участие?

– В 2019 и 2022 годах я стала инициатором грантовых проектов главы г. Владивостока на 1 000 000 рублей. Мы представляли наши проекты вместе с руководителем детского сада Ивановой Еленой Валерьевной и… победили!

Хвалить детей развивать их уверенность

 Юлия Сергеевна, какие советы Вы бы дали начинающим воспитателям?

Развитие ребёнка – это многогранный процесс. С 1 сентября 2023 года вся наша страна работает по единой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, в которой прописано всё до мелочей. И мой первый совет – внимательно изучите программу, погрузитесь в её содержание, тогда и вопросов не возникнет.

Также я бы порекомендовала чаще хвалить детей. Всегда есть, за что можно сказать им: «Вы молодцы!». Можно даже создавать ситуации успеха самому. Это важно, ведь похвала от взрослого придаёт детям уверенности в себе.

Также нужно давать детям выбор, слышать их и доверять. Этим вы будете способствовать развитию их самостоятельности, чувства значимости и самоутверждения.

При организации образовательного процесса рекомендую использовать регулярную смену видов деятельности, разные инструменты и подходы. Тогда малыши не устают, им становится интересно в саду, они с удовольствием приходят туда.

Лучший отдых – смена деятельности… или не совсем?

Отдыхать от работы – это важно. Даже если сфера деятельности очень нравится. Ведь после отдыха появляются свежие идеи, новые взгляды на те или иные ситуации.

– Моё хобби – мастерить игры и игрушки. Правда, в последнее время это случается реже – не хватает времени. Когда мои дети были маленькие, я мастерила для них, теперь они выросли, и мы вместе с ними мастерим игры и игрушки для моих воспитанников.

Чтобы отдохнуть после работы, мне нужно просто пять минут тишины и хороший кофе. Когда я прихожу с работы домой, вся моя семья знает об этом и терпеливо ждёт, пока пройдут пять минут.

СПРАВКА «В»

Достижения Юлии Копыловой:

– Победитель в родительской премии «Любимый педагог», 2017 год, г. Владивосток

– Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы», 2018 год, г. Владивосток

– Лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы», 2018 год, г. Москва

– Победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2019», г. Владивосток

– Победитель регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2020», г. Владивосток

– Участник финала Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2020», г. Пермь

– Победитель городского фестиваля «Педагогическая весна – 2022» в конкурсной номинации «Живая среда: идеи и решения», г. Владивосток,

– Обладатель сертификата 1-й степени международного конкурса имени Льва Выготского 2022-2023 г.г., г. Москва

– Победитель в региональном конкурсе видеороликов «Моя педагогическая находка», 2023 год, г. Владивосток

– Победитель муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2023», г. Владивосток

Награды Юлии Копыловой:

– Почетная грамота Департамента образования и науки Приморского края, 2018 г.

– Благодарность главы города Владивостока, 2019 г.

– Благодарственное письмо Министерства Просвещения РФ, 2023 г.

 

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Юлии КОПЫЛОВОЙ