«Злые тетеньки и дяденьки в школах не нужны»: гостями подкаста «КЛАССный» стали сразу три учителя-мужчины из Владивостока

В новом выпуске подкаста «КЛАССный», а вернее в его рубрике «Мужские уроки» ведущий Максим Бордаков познакомил зрителей с молодыми учителями-мужчинами Владивостока и обсудил с ними вопрос – почему так важно, чтобы детей в школе учили представители сильного пола.

В гости к Максиму Бордакову пришли Артем Костин, педагог-организатор ОБЖ школы №70; Данил Мороз, учитель информатики школы №82; а также учитель английского языка школы №82, Юрий Ли.

Путь в профессию

Не секрет, что в какой-то момент быть учителем в школе для мужчины стало непрестижно. Хотя изначально это именно мужская профессия. Но сейчас уже видна обратная тенденция. Подмечено, что из нескольких сот молодых педагогов, которые после получения диплома в том же ДВФУ пришли работать в школы, около трети – парни.

Гостей подкаста спросили, на чем был основан выбор профессии в их случае. И оказалось, что из трех приглашенных в студию гостей только один – Юрий Ли – продолжил династию преподавателей иностранных языков. Данил Мороз выбрал профессию, можно сказать, случайно и из любопытства, которое свойственно любому молодому человеку. Он вместе с другом поступил в институт, попал на практику в школу.

– Мне уже на тот момент понравилась и работа, и расположение школы, и атмосфера внутри нее. Я чувствовал себя комфортно и именно поэтому я потом вернулся туда, – рассказал Данил Мороз.

Путь Артема Костина был более извилист. Сначала поступил в Приморский университет железнодорожного транспорта, но вскоре понял, что там ему неинтересно. Вернулся в родной Спасск, в колледже получил диплом учителя физкультуры, затем отслужил в армии и только после демобилизации понял, что хочет преподавать детям основы безопасности жизнедеятельности. И вот уже четвертый год он с удовольствием работает с детьми.

Малыши или «старшаки»?

Естественно, каждый педагог старается не выбирать себе любимчиков среди учеников, но все-таки предпочтения в работе с детьми того или иного возраста есть. Вспоминая свои первые уроки на новом рабочем месте, гости поделились, что помнят этот опыт как вчера.

– Поначалу было страшновато, переживал, что за предыдущий год многое успел забыть. Но урок – два и уже вошел в колею. Всё пошло как по маслу, – рассказал Артем Костин.

Собравшиеся сошлись во мнении, что уже после первого урока понятно, как строить линию поведения с учениками, как выстаивать отношения и развивать интересы. Первый урок – это всегда знакомство, а дальше уже строится план, и начинается ежедневный кропотливый труд.

– У многих учителей наверняка есть возрастные приоритеты детей – кому-то проще работать со старшеклассниками, другие предпочитают ребят помладше, – вспомнил свой педагогический опыт ведущий подкаста Максим Бордаков.

Предпочтения гостей о том, с какими классами им работать интереснее, разошлись. Так, Данил Мороз признался, что ему не трудно работать с младшими детьми, но со старшеклассниками намного интереснее, так как у учащихся в этом возрасте есть мотивация.

– Мне лично работать комфортнее в старших классах, особенно в 10–11-х, когда уже происходит отбор. Те, кто не хотел учиться после девятого класса, дальше пошли учиться в колледж. А пятые, шестые, седьмые и так далее – это все-таки дети. С ними нужно быть аккуратным. Они с начальной школы приходят, хотят где-то посидеть, поиграть. Приходиться контролировать этот процесс, – признался Данил Мороз.

Юрию Ли, наоборот, нравится работать с учащимися среднего звена. Преимущество этого возраста, по его мнению, безграничные возможности не только понимать окружающих, но и выражать свои чувства, отношения, желания. В этот ответственный период детства происходят резкие качественные скачки.

– В этом возрасте можно воспитывать, позитивно на них влиять. И через какой-то период времени результат уже заметен, – пояснил свой выбор Юрий.

А вот Артему Костину приходится работать со всеми возрастами в школе. Начиная с младших классов, где он преподает физкультуру, и заканчивая выпускниками школы, где ведет ОБЖ. Он отметил, что малыши более игривые и учитель физически выкладывается на уроках по полной, а старшеклассники любят порассуждать и в этом тоже большая нагрузка.

– Как вы считаете, меняется ли отношение к вашему предмету даже хотя бы со стороны коллег? – поинтересовался ведущий подкаста у Артема Костина.

– Среди коллег неоднократно слышал, что ОБЖ – что-то неопределённое, но сейчас к ОБЖ приковано очень большое внимание. Это действительно основа нашей жизни. На каждую тему найдется история, которую можно рассказать, при этом дети больше понимают тему не с учебника, а слушая рассказ из жизненного опыта. И у нас уроки начинаются с этого, учитывая актуальность происходящего, – объяснил ведущему гость.

Надо уметь отказываться

Проблема эмоционального выгорания стала «модной» и многочисленные коучи-тренеры предлагают помощь от ее избавления. Правда, лучшее решение проблемы – профилактика. Максим Бордаков, ведущий подкаста, расспросил молодых учителей, сталкивались ли они с такой проблемой и как ее решали.

– Когда учитель бесконечно сталкивается с негативом, то выгореть очень легко. То есть злые тетеньки и дяденьки не нужны в школах, я уверен. Что вам помогает не выгорать? Хобби, семья, чтение, чем вы увлекаетесь за пределами школьных стен?

Совет молодых педагогов своим коллегам – не брать на себя сразу большую нагрузку. Понятно, что от этого зависит размер заработка, но сначала надо адаптироваться в школе, а нагрузку брать постепенно.

– Ты имеешь право отказаться, взять уроков сколько ты сам хочешь, – пояснил Данил Мороз.

В свою очередь Юрий Ли посоветовал разграничивать работу и семью, поставить четкую грань. При этом стараться заниматься физическим трудом, спортом, регулярно отдыхать.

С коллегами согласен и Артем Костин, который в свободное от работы время занимается автомобилями. Причем интересуется всем: вождением, техническими особенностями, аукционами и логистикой. Такое хобби он считает неплохим бонусом к зарплате учителя.

Для кого звенит звонок?

Скоро у школьников наступит любимая пора – летние каникулы. Отдыхать пойдут и учителя, которым по закону полагается 64 дня отпуска. Чем занимаются педагоги с конца июня до конца августа? Как выяснилось, они отдыхают, посвящают время своим увлечениям. А вот весенних и осенних каникул у педагогов в школе нет. Приходится заниматься отчетами, ведением дневников, подготовкой к предстоящим урокам.

Во время учебной четверти тоже особо не расслабишься – на переменах приходится заполнять электронные дневники. В большинстве школ уже перешли на такую систему. Хотя многие их не любят, считая, что таким образом ребенок не видит свой результат материально, пропадает мотивация получать хорошие отметки. Другие же педагоги не видят в этом ничего особенного.

Если есть интерес – пробуй

Все-таки в школе у педагога-мужчины больше преимуществ. Их с большим интересом слушают дети.

У гостей подкаста «Мужские уроки» ведущий Максим Бордаков спросил совета для будущих выпускников педагогических вузов.

Молодые учителя рекомендовали выпускникам сначала разобраться, действительно ли они хотят работать по специальности?

– Это здорово! Почему бы нет? Ведь всегда можно попробовать – пройти практику, посмотреть понравится ли работать в школе или нет. Это лучше, чем потом ходить с мыслью, что можно было попробовать, а я не решился.

Но все-таки важный момент – определить для себя, зачем ты идешь в школу. Готов ли ты передавать свой опыт детям? На этот вопрос нужно постараться ответить в самом начале. Это важно.

Акулина СЕМЕНОВА

Фото Алексея ВОРОНИНА