Столица Приморья – уникальный город. Он уже своим существованием вдохновляет поэтов, писателей, музыкантов, и, конечно, художников
Сергей Слепов много лет назад выбрал Владивосток, чтобы учиться здесь живописи. И, несмотря на перипетии судьбы, остался жить в городе у моря. Сегодня он член Союза художников России, обладатель большого количества дипломов, благодарственных писем и грамот. У него за плечами десятки выставок различного уровня. Работы мастера представлены в государственных и частных коллекциях России и зарубежья.
Первый художник в роду
Наша встреча с Сергеем Петровичем состоялась в его уютной студии на владивостокском Арбате. Сама атмосфера этой улицы словно пронизана творчеством и вдохновением.
Рабочее пространство художника спланировано таким образом, что всё необходимое под рукой: cтены украшают картины мастера, созданные им в разные годы, на полках – кисти, краски, холсты. Рядом – мольберты с уже начатыми работами.
Собственная студия, да ещё и в самом центре города – недешёвое удовольствие. Но Сергею Слепову, как и другим творческим людям Владивостока, повезло: все расходы взяла на себя администрация города.
Надо отметить, что поддержка талантливых горожан – это основа культурной политики мэрии Дальневосточной столицы, которая проводится на протяжении многих лет. При этом людям искусства не только выделяют муниципальные студии для работы, но и способствуют в организации и проведении самых разных выставок.
Сергей Слепов признаётся, что будущую профессию не выбирал. Сколько себя помнит, рисовал всегда.
– Сам я из обычной советской семьи, в которой никто и никогда кроме меня не рисовал. Так случилось, что дело жизни сформировалось самым естественным образом, – уверен он.
После окончания средней общеобразовательной школы в 1978 году Сергей поступил в Читинское музыкальное училище на художественно-декоративное отделение. Будучи студентом, принимал активное участие в городских выставках.
В 1987 году переехал из родного города во Владивосток. Успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом Дальневосточного государственного института искусств на курсе В.Н. Доронина. Параллельно молодой художник был участником молодежных, городских, краевых выставок.
В конце 1980-х у творческой молодёжи не было своих мастерских, помещения приходилось искать и снимать самостоятельно. Это было время постоянного поиска новых путей и себя в новом времени.
Сейчас Сергей Петрович шутливо сравнивает свое поколение с чертополохом – растением не самым привлекательным, но очень живучим и пробивным. Ведь именно тогда, в самые сложные годы для нашего общества, он, как и многие его друзья-художники, шел путем эксперимента, искал собственный стиль и возможности проявить свой талант.
«Место, где мне по-настоящему хорошо»
В 1993 году волею судеб Сергею Слепову пришлось переехать в Южно-Сахалинск. Продолжая заниматься любимым делом, там он вступил в Союз художников России. Спустя 13 лет художник, наконец, вернулся в любимый Владивосток.
– Место, где мне по-настоящему хорошо. Владивосток для меня – это город-праздник, – говорит о городе мастер.
Сергей Петрович пишет работы в жанре условно-ассоциативной композиции. Портреты и пейзажи автора – это не классическая живопись и графика. Но несмотря на кажущуюся на первый взгляд сложность, сюжеты его работ в большинстве своем понятны и легко интерпретируемы.
Художник безостановочно экспериментирует, подбирая для выполнения того или иного художественного замысла единственно верный материал. В своих работах он использует гуашь, акрил, масло, пастель, сангина, уголь, коллаж. Комбинирование различных техник позволяет ему создавать интересные и необычные эффекты, передавать текстуры различных материалов.
На вопрос о том, как рождаются его картины, Сергей Слепов отвечает:
– Начинаю писать и с головой ухожу в процесс создания работы. Он всегда настолько увлекает меня, что время летит незаметно. При этом результат, как правило, непредсказуем.
Стоит добавить, что Сергей Петрович – мастер психологического портрета. Его работы отличает неповторимый стиль – все свое внимание автор сосредотачивает на человеческой душе, отражением которой является лицо. Картинам Слепова свойственны глубина характеров, сильное эмоциональное начало и нешаблонные типы психологических состояний.
Понимать искусство
Художник постоянно развивает собственное мастерство. При этом он уверен, что умение потреблять искусство – это навык, который можно и нужно развивать. Для этого необходима насмотренность, которая появляется в результате посещения художественных выставок, при просмотре качественного кино и театральных постановок.
– Внешняя сторона – далеко не самое главное. В работах важно другое: фактура, красочный слой и ассоциативный ряд. Процесс правильного восприятия играет огромную роль, – уверен Сергей Петрович.
Сергей Слепов бесконечно находится в творческом поиске. По его признанию, ему порой кажется, что ту или иную работу можно было сделать иначе. Время для него – соавтор, который формирует иной взгляд художника и зрителя на созданное им. К некоторым работам Слепов возвращается спустя несколько лет, вносит штрихи, которые и делают произведение законченным.
– Процесс анализа собственных работ бесконечен. Легкое недовольство собой является двигателем для дальнейшего творчества, – делится мастер.
Сергей Петрович сейчас работает не торопясь, очень сосредоточенно. Яркое тому свидетельство – большеформатный холст «Невернувшийся», который был создан для проекта «Великая Победа», посвященного 75-летию окончания Великой Отечественной войны. Лицо, а точнее лик человека на холсте почти двухметровой высоты – как проявленный образ давно ушедшего воина. Внутренняя чуткость и жизненный опыт художника делает сегодняшние работы эмоционально сильными. А такие не могут создаваться наспех.
В марте 2022 года в «Артэтаже» состоялась большая персональная выставка работ Слепова «Реки текут». В экспозиции были представлены произведения живописи и графики за более чем сорокалетний период творческой жизни художника. Название выставки в полной мере отразило движение времени, его неумолимость и глубокий смысл. Это определялось по характеру представленных картин – живописи и портретных образов.
В планах Сергея Петровича участие в коллективных выставках, чуть позже – организация персональной, к которой нужно основательно подготовиться.
– Ведь каждая работа должна обязательно созреть, состояться, – уверен художник.
Сейчас часть картин Сергея Слепова можно увидеть в муниципальном Центре современного искусства «Артэтаж». Работы мастера условно можно объединить в несколько циклов: портрет, пейзаж, рисунок, ассоциативные композиции. Их все объединяет отношение художника к искусству – «нужна подлинность»…
Ольга ЖУРАВЕЛЬ
Фото из архива Сергея СЛЕПОВА