«Мы всегда рады помочь людям». Татьяна Дорошук, ведущий юрисконсульт МУП “Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства Владивостока”

В гостях у «В» Татьяна Дорошук, ведущий юриcконсульт МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства Владивостока».

Юридическая сфера сложна, а иногда и вовсе покрыта мраком для простого человека. Иногда для того, чтобы понять маленькое постановление длиной в абзац, нужно потратить массу времени! Задача грамотного юриста – помочь людям разобраться в этом непростом моменте. Именно этим и занимается Татьяна.

По следам детской мечты

О выборе профессии Татьяна задумалась уже в пятом классе. И решение пришло само собой: нужно идти в милицию (в то время структура еще не сменила название). Этим доблестным делом грезили многие ребята тех лет. По телевизору часто показывали, как детективы ловко замечали то, что ускользало от глаз простых людей. А милиционеры в кино красиво ловили опасных преступников – конечно, это вдохновляло!

– Чуть позже, уже в старших классах, я точно решила для себя, что буду поступать на юридический факультет.  У меня появилось понимание, что в сферу юридического образования входят очень разные специальности (юрист в организации, адвокат и т. п.), но мечта поступить на службу в милицию меня не оставляла. К тому же юриспруденция включает в себя огромное количество отраслей права: конституционное, уголовное, гражданское, административное, финансовое и многие другие, – рассказывает Татьяна.

В 2009 году она закончила школу № 1 пгт Шкотово и сразу же поступила в Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж на специальность «Правоведение».

– Учебную практику проходила в следственном комитете Большого Камня с мыслью, что после окончания буду работать именно там. Но я понимала, что без высшего образования на работу мечты попасть будет сложно. Поэтому, не дожидаясь окончания колледжа, поступила на заочное обучение в Московский институт экономики и права. То есть параллельно училась и в колледже, и в институте, – рассказывает Татьяна. – Безусловно, это сложно – получать сразу два образования, но чего только не сделаешь ради цели. Кроме того, опасения оказались небеспочвенны: в 2012 году в МВД произошла большая реформа, и, действительно, без высшего образования теперь туда попасть невозможно.

Работать сразу после колледжа не получилось. Девушка на тот момент еще не закончила институт, и работодатель не согласился отпускать ее на сессии дважды в год.

– Могу понять, им это было не выгодно, – вспоминает Татьяна.

Она начала искать другие варианты и остановилась на должности судебного пристава в ОСП Советского района Владивостока.

– Мне сразу понравилось там, все было понятно и интересно. По работе я много общалась с людьми, но при этом чувствовала себя абсолютно комфортно. В приставах я в основном занималась судебными исполнительными документами по взысканию задолженностей за ЖКХ. Мы тесно общались со взыскателями, юристами ресурсоснабжающих организаций. Вместе с ними мы выезжали на участки по должникам. Эта работа дала мне огромный опыт, который полезен и сейчас. Проработала я там недолгое время – всего год. Было тяжело: приходилось трудиться по ночам, выходить по квартирам должников с шести утра. Можно сказать, что работа стала моим домом. Деятельность разнообразная и интересная, но очень малооплачиваемая.

Жизнь набирает обороты параллельно с работой

После работы в приставах один из взыскателей предложил Татьяне сходить на собеседование в МУП «РКЦ». Туда как раз требовался юриcконсульт по взысканию задолженностей. Учитывая прошлую деятельность девушки, это звучало как идеальный вариант – так почему бы не попробовать?

– У меня было не так много опыта, но я все же решила сходить на собеседование. И я им подошла! Сейчас это большая редкость – найти работу, не имея достаточной практики. Так что я уволилась из приставов и в сентябре 2013 года устроилась в МУП «РКЦ», – делится Татьяна.

Стоит отметить, что МУП «РКЦ» осуществляет свою деятельность с 2011 года. Можно сказать, Татьяна работает там почти с самого основания.

– Я начинала с азов: что такое исковое заявление и как оно составляется, как защищать интересы организации в суде… Было много нюансов по расчетам задолженности: мы сами делаем их и прикладываем к документам. Я вникала в это все, разбиралась по ходу дела. Но работа шла хорошо, я поняла, что мне она нравится. Изначально я, как и в приставах, занималась взысканием задолженностей: готовила исковые заявления, направляла их в суд, получала исполнительные документы. На тот момент со мной работал юрист, который был моим руководителем, он меня всему и учил.

В 2014 году молодой сотруднице пришлось столкнуться с огромной ответственностью. Ведущий юрист уволился, и Татьяна осталась единственным в РКЦ специалистом такого профиля. Пришлось разбираться с тонкостями, которых девушка раньше не касалась: это и кадровая работа, и внутренние документы, и заключение договоров с организациями-клиентами предприятия.

– Сейчас у нас работает несколько юристов. Все гораздо проще: и потому, что у меня уже есть багаж знаний, и оттого, что нагрузка ложится не на одного сотрудника. К нам пришел недавно молодой специалист, юрист, я помогаю ей адаптироваться, как когда-то помогали мне. Вообще у нас очень дружный коллектив, в котором приятно работать: все готовы подсказать, посоветовать, а еще мы очень хорошо общаемся вне работы, – с улыбкой говорит Татьяна.

Многие коллеги отмечают ее грамотность в правовых вопросах. К слову, не только коллектив РКЦ ценит богатый опыт Татьяны. В 2021 году ее наградили грамотой главы города Владивостока за многолетний безупречный труд, высокий профессионализм, значительный вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства города Владивостока и в связи с 10-летием со дня основания МУП «РКЦ». Также у Татьяны много благодарственных писем и грамот от УСЖФ, МУП «РКЦ».

– В сентябре этого года у меня юбилей: я работаю в рассчетно-кассовом центре уже десять лет. За это время вышла замуж. Мой супруг, кстати, тоже юрист. У нас родилась дочь Полина. Ей уже шесть лет, в этом году она пошла в первый класс. Стены нашего кабинета видели мои радостные эмоции, параллельно с работой развивались и другие сферы моей жизни. Я очень ценю это и дальше планирую работать в РКЦ. Сколько лет прошло, а моя деятельность продолжает быть интересной: нужно постоянно разбираться в каких-то новых вопросах, законы часто меняются. Ходишь по судам, не сидишь на месте, общаешься с разными людьми – это все очень интересно, – отмечает она.

 

Кто поможет разобраться с квитанциями

На первый взгляд может показаться, что расчетно-кассовый центр – это только про квитанции. Но на самом деле спектр услуг организации гораздо шире. Условно они делятся на два типа: для управляющих компаний (или ТСЖ) и для жителей.

Юридическим организациям МУП «РКЦ» предлагает выпуск платежных документов (печать квитанций) и их доставку; аналитический учет платежей; обслуживание абонентов; предоставление отчетности; предоставление удаленного терминального доступа к информационной базе данных плательщиков жилищных услуг; работу с должниками; ведение бухгалтерского учета; обмен информацией с департаментом труда и социального развития населения Приморского края в рамках исполнения требований Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ; размещение информации в ГИС ЖКХ.

Жителям Владивостока помогают открыть лицевой счет или личный кабинет; изменить количество зарегистрированных граждан в квитанции; изменить данные собственника помещения; изменить площадь помещения; уточнить поступление платежа; сделать квитанцию в электронном виде; получить акт сверки по лицевому счету.

– У нас на обслуживании находится много управляющих компаний и ТСЖ. Законы в сфере ЖКХ постоянно меняются, и юрлица иногда не знают, как под них подстраиваться. Но так как они находятся у нас на кассовом обслуживании, они помнят, что у нас в штате есть юристы, которые всегда помогут. Не каждая организация может себе позволить нанять специалиста в штат, поэтому мы и работаем. К нам приходят с разными вопросами: например, поменялось законодательство о ресурсниках. Они не знают, что делать и идут к нам. Мы, юристы, начинаем искать, смотреть практику, разбираться, читать новые законы и договоры. С юридическими лицами, которые заключили договор с МУП «РКЦ», мы всегда на связи, они могут позвонить и проконсультироваться. Кроме того, мы можем помогать в вопросах бухгалтерского учета (организация оказывает услуги по бухгалтерскому аутсорсингу для управляющих компаний и товариществ собственников жилья), а еще у нас есть отдельный специалист, который размещает информацию для юридических лиц в ГИС ЖКХ, – подчеркивает Татьяна.

Как отмечалось, МУП «РКЦ» помогает организациям работать с должниками. В том числе, оказывает юридическую поддержку и сопровождение в спорах, которые дошли до суда.

– У нас был случай с одним ТСЖ. Собственник установил кондиционер, который постоянно капал, и на стене дома образовался мох. Не было сделано ни отводов для воды, ничего. Портилось общее имущество. Мы обратились в суд от имени ТСЖ, так как у них с нами заключен договор. Прошли с ТСЖ и первую инстанцию, и апелляцию, и кассацию, то есть с самого начала и до конца, – вспоминает Татьяна.

Что касается жителей, то специалисты РКЦ также всегда готовы ответить на их вопросы. В городе есть два абонентских отдела: на Овчинникова, 4 (работает с 8:00 до 17:00 в будни, в пятницу – до 15:45. Обед с 12:00 до 12:45) и на Олега Кошевого, 7 (с 9:00 до 17:00 в будни, в пятницу – тоже до 15:45. Обед с 12:00 до 12:45). Туда можно прийти лично и уточнить все нюансы, либо позвонить по номеру: 2-331-308.

– Мы всегда рады помочь, но иногда люди приходят к нам с неверными вопросами. То есть с такими, которые вообще нас не касаются. Например, абонент пришел с квитанцией по «Примводоканалу», а это совсем не к нам. МУП «РКЦ» выпускает квитанции для управляющих организаций, ТСЖ и производит начисления платы за жилищные услуги, то есть за содержание и текущий ремонт дома. Вода – это другая инстанция, свет – тоже. Ресурсы и услуги бывают разные, соответственно, и поставщики тоже. Если мы видим такой вопрос, не относящийся к деятельности предприятия, то подсказываем людям, куда они могут обратиться для его решения, – отмечает Татьяна.

Не так давно у МУП «РКЦ» появился сайт. Там размещены ответы на самые частые вопросы, также есть возможность связаться со специалистами онлайн. Кроме того, на сайте собраны актуальные тарифы по всем видам услуг. Дело в том, что эта информация разрозненная: чтобы сложить полную картину, человеку приходится посещать несколько отдельных инстанций, что не вполне удобно. Специалисты МУП «РКЦ» для комфорта жителей провели эту работу и выложили единый перечень тарифов по всем ресурсам.

– Кроме того, мы ведем соцсети: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram. Мы продвигаем позицию новостной ленты: быстро сообщаем читателям об изменениях в сфере ЖКХ, о поправках в законах. Пишем простым и доступным языком, чтобы было понятно не только юристу, но и обычному человеку, – подчёркивает Татьяна.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА