Почему шуршать пакетом интереснее игр с модными «развивашками», а субботник укрепляет отношения с родителями – рассказала молодая воспитательница из Владивостока

Сегодня в гостях у «В» Софья Пушкина, воспитатель детского сада № 26 г. Владивостока. Когда наша группа – корреспондент и фотограф – прибыли в образовательное учреждение, то застали милую и интересную сцену. Софья Сергеевна вместе с ребятами садили лук; это действие знакомо и привычно многим из нас, но встретить элементы огородной работы во время занятия с детьми – все равно необычно.

– Мы делаем свой собственный маленький огород, – с улыбкой объяснила нам воспитательница. – А потом попробуем нарисовать его ладошками.

«Наши малыши очень любят заниматься! Они хоть и маленькие, но им все интересно. Они всегда стараются помочь педагогам: в уборке игрушек, поливе цветов… Поэтому однажды у нас возникла такая идея – вырастить что-то свое. Это делается для того, чтобы малыши вместе ухаживали за растениями, наблюдали. Скоро май, начнется сезон огорода, и наши ребята смогут показать родителям, что они умеют», – поделилась девушка.

В таких моментах и раскрывается ее особенный подход к работе. Софья делает все с душой, с теплом, с искренним желанием заинтересовать и удивить малышей; это дорогого стоит!

Творить и познавать

Наша героиня работает в муниципальном саду почти три года. Она занимается с малышами раннего возраста, деткам ее группы – 2–3 года.

– Малыши требуют больше внимания, помощи, т. к. они плохо себя обслуживают, только учатся играть друг с другом. Дети постарше же более самостоятельны и уже умеют находить себе занятия.  Еще малышей легче удивить, ведь их багаж опыта пока небольшой, а вот чтобы вызвать «вау-эффект» у ребят постарше, нужно постараться, – рассказывает Софья.

– Работать с детьми старшего и младшего возраста нужно по-разному. Дозировка по времени, подход к детям, дисциплина и требования отличаются друг от друга. В старшей группе мы проводим больше классические, традиционные занятия, ведь мы готовим их к школе, закрепляем у детей умения, навыки и знания. С малышами иначе: мы больше «креативим», больше играем.

Сначала горько плакали, а теперь домой не выгонишь

– Как вообще проходит день в вашей группе? Вот ребят родители сдали в садик, а что дальше? Как вы выстраиваете распорядок так, чтобы малышам было и полезно, и нескучно? Хотят ли они домой, или наоборот – из садика не вытащишь?

– Когда детки только-только начинали ходить в сад, то утро у них начиналось с горьких слез. Им было тяжело без мамы, страшно. Но потом малыши разыгрывались, привыкали, адаптировались. Были даже те, кто не хотел уходить уже в первый день. С каждым днём им становилось интереснее проводить время в саду, ведь мы старались завлечь их игрушками, красками, музыкой. Воспитанники стали нам доверять, и сейчас некоторые могут смело забежать в группу и помахать родителям жестом «пока», без грусти и страха.

Дни обычно у нас проходят весело и ярко, не даём повода для печали. Из-за того, что ребята маленькие, им все интересно, все для них новое и необычное. В нашей группе каждый день играет музыка, мы уже разучили танцы с цветочками, с платочками, с ложками, можно концерт давать. Занятия, наблюдения, прочтение сказок, совместные игры помогают проводить время с пользой и интересом.

Кстати! Узнать о том, как проходит день Софьи, можно в одном из выпусков подкаста «КЛАССный», запущенном по инициативе главы Владивостока Константина Шестакова.

«Вкусный» снег

– Вы рассказали про интересное занятие, где совместно с детьми высаживали лук. А можете еще подобные примеры вспомнить?

– Однажды мы решили отучить ребят есть снег. Маленькие дети ведь могут это делать, они еще не понимают, что нельзя. Как-то на прогулке мы набрали снег в прозрачную емкость и поставили ее около батареи, а затем наблюдали, что будет. Когда содержимое сосуда растаяло, мы увидели, что там появилась вода, да еще и мутная! И уже на следующей прогулке малыши даже не думали пробовать снег, приговаривая: «Фу, он грязный, нельзя есть».

Еще моим воспитанникам нравится рисовать ладошками. Это вызывает у детей положительные эмоции: «Как здорово, я такой маленький, а уже могу нарисовать цветок, рыбку, лучик, практически любое животное, и все это – своими руками». Такая техника развивает мелкую моторику, речь, восприятие цвета и многое другое.

Шуршать пакетиком? За милую душу!

– Какие развивающие игрушки, тренажеры вы используете?

– В нашем садике активно используют конструктор куби-дуби на всех возрастных группах; моя тоже не исключение. Это очень полезно, но я считаю, что можно обойтись и без покупных «развивашек». Развивать ребёнка можно и посредством простых, подручных средств. И порой им это намного интересней; знаете, есть такая шутка: «Мамочка купила ребёнку целый пакет с игрушками, но он для своей игры выбрал один пакет».

Мы часто используем пищевую пленку, скотч, пакеты, воду, песок, коробки – все, что попадётся в процессе работы. А самое главное, что у детей будет от этого больше восторга и эмоций.

Педагоги и родители – одна команда

– В работе как учителя, так и воспитателя очень важно сотрудничать с родителями. Как этот момент реализуется в вашем детском саду? Конкретно в вашей группе?

– Наш детский сад ведёт активную работу с социальными партнёрами, что даёт возможность участвовать в различных акциях, благотворительных ярмарках, фестивалях, спортивных мероприятиях и т. п. И всё это мы делаем совместно с нашими замечательными родителями.

В нашей группе мы с напарницей и с родителями пытаемся сохранять уважительно-доверительные отношения. Чтобы активно взаимодействовать друг с другом, мы проводим родительские собрания, субботники. Последнее – это, наверное, лучший день, чтобы как следует потрудиться вместе, а потом собраться за сладким столом и поделиться хорошим настроением. Да, именно так всё и происходит у нас.

Напоследок самое главное…

– Софья Сергеевна, коронный вопрос: что для вас значит «быть воспитателем»? Какой он – идеальный специалист этой профессии?

– Быть воспитателем – это огромный труд. Мы всегда работаем над собой, чтобы малышам нравилось ходить в детский сад. На мой взгляд, педагог должен быть добрым, трудолюбивым, творческим, отзывчивым и жизнерадостным. Специалист с открытым сердцем всегда готов помогать детям, хочет дарить свою любовь и теплоту. Малышам это необходимо, они это ценят и начинают тянуться к тебе.

Комфортная и доверительная атмосфера в группе будет только у отзывчивого и жизнерадостного человека, ведь именно такой воспитатель будет внимательным, чутким и никогда не допустит нерешённых ситуаций, всегда найдёт время для каждого ребёнка и не даст долго грустить. Трудолюбие и творчество помогут преподавателю быть активным в работе, креативить, постоянно придумывать интересные игры и занятия, а ребята такое любят.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА