Получить от полумиллиона на мечту – это возможно во Владивостоке

В восточной молодёжной столице России прошла финальная защита проекта «Сверхновые». Пять месяцев талантливые ребята нашего города работали над идеями, которые могут изменить Владивосток (и быт его жителей) к лучшему. Среди задумок – и творческие активности, и бизнес-концепты, и социально значимые инициативы.

Участникам помогали наставники – например, мэр Владивостока Константин Шестаков и известные бизнесмены. Вместе с кураторами молодёжь составляла конкретные планы реализации, сметы и т. д.

До финального этапа дошли 10 участников. Но 500 тысяч рублей на реализацию проекта мог получить только один победитель. Им стала Алёна Антоненко, педагог школы № 32! Ее проект – школа программирования для детей «БайтЛэнд». По задумке Алёны курсы обучения будут включать в себя программирование и 3D-моделирование для школьников.

С момента подведения итогов «Сверхновых» прошел месяц. Давайте узнаем, как дела у победительницы, что из себя будет представлять школа программирования, ребят какого возраста и когда можно будет записать на занятия.

«Идея пришла, когда я сама была школьницей»

Алёна, еще раз поздравляем с победой! Расскажите, почему вы решили участвовать в проекте? Вам кто-то из коллег подсказал эту мысль?

– У меня довольно большой опыт участия в конкурсах, и если есть какая-то возможность, я стараюсь ее использовать. Услышав о «Сверхновых», я подумала: «Отличный конкурс! Почему бы и нет?». Кроме того, мой проект начал реализовываться задолго до конкурса; мне хотелось начать о нем говорить, но раньше не было такой возможности. А в анонсе «Сверхновых» написали, что о предоставленных планах расскажут на весь город. Это было то, что мне нужно; я подумала: «Если выиграю, о моей идее наконец-то узнает кто-то кроме меня самой и учеников».

Как ваша школа программирования повлияет на развитие Владивостока?

– Надеюсь, появится больше IT-специалистов. У нас хорошие университеты, мы готовим одних из лучших профессионалов… но наблюдается довольно большой процент отчисления. Поэтому я хочу, чтобы мой проект помогал школьникам переходить на следующую ступень уже подготовленными и процент отчисления снизился. Также у нас есть IT-колледжи, куда тоже будет проще поступить после «БайтЛэнд».

Как вообще выглядела работа над проектом в рамках конкурса? Какие моменты оказались самыми сложными и как удалось их решить? 

– Это был долгий путь. То, что я смогла поучаствовать в «Сверхновых» и выиграть, – результат большой работы задолго до старта конкурса. Идея пришла ко мне давно, когда я сама была школьницей, и я как бы по кусочкам, в процессе жизни, формировала эту мысль. А придя на «Сверхновые», я смогла сложить все кусочки в единый паззл, выстроить четкую концепцию.

Для участников проводили полезные лекции. Можно было посоветоваться с другими ребятами – взгляд со стороны всегда полезен. Можно было пообщаться с кураторами и организаторами программы, которые с радостью подсказывали. На предварительном питчинге проектов были эксперты, которые тоже помогли сформировать мою задумку.

Каких-то самых сложных моментов, наверное, у нас еще не было. Мы ведь пока лишь представили свои идеи, не начали активную работу. Самое сложное – это реализовать выигрыш. Однако если рассуждать про этап конкурса, то мне всегда непросто собрать команду. Возможно, ее я буду укомплектовывать уже в процессе реализации полученной суммы.

«С информатикой дети проще понимают ту же математику»

 Почему школьников важно с раннего возраста погружать в программирование, 3Dмоделирование? Сейчас эти умения востребованы на рынке?

– Ребят важно обучать программированию как можно раньше, потому что это помогает формировать логическое мышление. У меня была информатика и алгоритмизация с первого класса, например. Могу сказать, что именно за счет программирования дети понимают, как работают алгоритмы, почему мы делаем некоторые вычисления вот так и не иначе, как это все оптимизировать, сделать короче. Кроме того, когда мы изучаем математику, мы погружаемся в теорию; когда мы приходим к программированию, то видим уже практическое применение «царицы наук». Дети начинают проще понимать ту же самую математику, поскольку видят не абстракции, а конкретику.

Мой опыт работы с детьми показал, что информатика – действительно важный компонент. Я замечала, что у меня, например, есть ученик, который все хорошо считает, у него нет проблем с математикой; и есть его одноклассник, который этого не умеет, хотя они одного возраста с первым ребенком. Я пыталась понять – почему так? И ответ вот в чем. У нас есть такое забытое понятие, как «информатическая математика»; оно было в обиходе в 90-е годы, когда детей обучали и математике, и информатике, и начальным знаниям алгоритмов. И вот это уже похоже на целостную картину.

Плюс я смотрела большое количество исследований, где тоже отмечалось, что дети, изучающие информатику с первых классов, потом преуспевают в математике.

Кроме того, у нас есть технологические классы, есть олимпиады. Пойти и туда, и туда гораздо легче, если у тебя уже есть какие-то знания. В специализированных классах ведь тоже есть отбор – ну как его пройдет ребенок, у которого нет некоторой базы?

Вы еще до участия в проекте реализовали свою идею, верно? Проводили мастер-классы, например. Какую обратную связь оставляли ученики? 

– Да, я проводила мастер-классы и небольшое количество занятий. Собственно, это все, что у нас было на тот момент. Ученики делали классные проекты по 3D-моделированию, даже печатали наши фигурки на 3D-принтере. Ребятам нравилось, и поэтому мы решили, что надо действовать масштабнее, развиваться, создавать некую комплексную историю. А для этого нужно финансирование, огласка; также, помимо мастер-классов, важно создать сообщество, кооперироваться с чужими проектами. Так я и пришла на «Сверхновые», но это мы уже обсудили выше.

Еще нас очень интересует олимпиадное движение; хотелось бы в будущем организовывать свои состязания по информатике.

Сделать классный проект сможет даже третьеклассник

Где будет находиться будущая школа программирования?  

– Мы стараемся проводить наши занятия там, где есть дети. А где их больше всего? Верно, в школах. Мы хотим, чтобы наши кружки появлялись в обычных образовательных учреждениях, ведь так ребятам будет проще их посещать (особенно младшим). Плюс хотелось бы встраивать занятия в образовательный процесс, чтобы отчасти снимать нагрузку с педагогов. Получается такая социальная история, дающая комфорт всем.

 Ребят какого возраста ждут на занятия? Посещение будет платным? 

– Сейчас мы принимаем ребят с третьего класса, но очень хотим начать работать и с первоклассниками. Наши занятия проходят платно, однако абонемент стоит недорого – опять же, чтобы у всех была возможность поучаствовать в образовательном процессе. Мы пытаемся сделать так, чтобы занятия можно было проводить за счет бюджета. Опять же для того, чтобы как можно больше школьников получили возможность научиться программировать.

Что будет входить в программу занятий? Какое планируете закупить оборудование?

– Разнообразное программирование, изначально – блоковая для маленьких детей, а затем уже с использованием языков программирования. То есть мы программируем на Scratch, потом изучаем какой-нибудь язык (например, Python или Lua) и дальше работаем уже на нем. Также планируется моделирование, поскольку это неотъемлемая часть нашей сферы. Ну и другие направления, на которые у нас хватит ресурсов и финансов (разработать курс ведь – это определенная статья в бюджете).

Надеемся, что у нас будут 3D-принтеры, чтобы мы могли печатать 3D-модели. И, конечно же, будут компьютеры.

 Преподавать будете только вы или привлечете еще коллег?  

– У меня уже преподают мои коллеги. Я же начинаю отходить непосредственно от «учительской» деятельности – если мы хотим масштабироваться, мне надо больше времени посвящать другим сферам проекта. Собственно, на мастер-классах мне теперь помогают другие педагоги, а я занимаюсь разработкой курсов и выстраиваю обучающие процессы.

Также у нас проходит большое количество проектных уроков – собственно, этим наша школа отличается от других. Ребята уже с шестого занятия могут попробовать самостоятельно создать проект – и это будет историей ученика. Иногда ведь видно, что дети создают что-то, но сразу заметно, если помогал взрослый. Мы же стараемся, чтобы ребенок сам воплощал свои идеи, умел это делать. Чтобы было видно, что это он создал, даже если это третьеклассник.

Когда ждать открытия?

– Мы планируем активно открывать наши кружки с августа, приглашать на мастер-классы. А с сентября уже проводить полноценные занятия.

А как вам грант в полтора миллиона рублей?

Кроме Алёны Антоненко в финал «Сверхновых» вышли и другие участники. Валерия Лузан представила проект GreenGift, который позволит продавать подарочные сертификаты на высадку деревьев в городе. Учитывая, что озеленение и формирование комфортной городской среды – одна из приоритетных задач администрации Владивостока, эта задумка становится особенно актуальной.

Также жюри отметило Алину Соловьёву и ее проект «2 ШАГА». Это сервис с городскими маршрутами и рекомендациями мест в чат-боте.

Поддержали и проект Натальи Красных – социальную школу бариста для детей-подростков, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ОВЗ, детей из числа семей участников СВО, также ребят, состоящих на учете в КДН.

Пятерку финалистов завершила Анна Панасюк и ее «Литературный парк», где она представит литературное творчество приморских авторов всех времён.

Как сообщил Константин Шестаков, глава Владивостока, все указанные проекты обретут поддержку. Также было принято решение провести конкурс снова и увеличить сумму гранта до полутора миллионов рублей.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА