Яна Попова и Екатерина Фогелевич, мать и дочь, учителя математики общеобразовательных школ № 23 и 68 г. Владивостока

Сегодня «В» представляет семью педагогов: Яна Попова, учитель математики МБОУ «СОШ № 23 г. Владивостока с углубленным изучением предметов физико-математического профиля», и ее дочь, Екатерина Фогелевич, учитель математики и начальных классов МБОУ «СОШ № 68 г. Владивостока»

Профессия учителя по праву считается одной из самых важных. Несмотря на изменчивый мир, это ремесло будет востребовано всегда. Труд педагогов непростой, но очень благодарный. Именно школьным учителям доверено не только делиться знаниями с детьми, но и формировать их ценности, развивать навыки, которые непременно пригодятся во взрослой жизни.

Встреча с семьей педагогов состоялась в стенах средней общеобразовательной школы № 68. Здесь работает учителем Екатерина Фогелевич, а ее мать, Яна Попова, уже 23 года обучает ребят в средней общеобразовательной школе № 23. Ее общий педагогический стаж – 31 год.

Учиться и преподавать

Яна Павловна признается, что математику она любила и хорошо понимала с самого с детства. При этом помогала постичь науку и своим школьным друзьям: легко могла объяснить сложный материал простыми словами и была примером для многих. Поэтому ей не пришлось мучительно выбирать будущую профессию. Преподавание стало для нее делом всей жизни.

Мне очень нравилось учиться в математическом классе, я всегда с удовольствием разбиралась с самыми запутанными задачами и уравнениями, помогала одноклассникам и регулярно участвовала в школьных олимпиадах, – рассказывает Яна Попова. – В нашей 23 школе, где я училась и сейчас сама преподаю, были отличные педагоги, на которых мне хотелось равнятьсяЯремич Инна Яковлевна и Хохлова Людмила Ивановна. Очень благодарна им за полученные знания и неоценимую поддержку.

После окончания школы в 1985 году Яна поступила на факультет математики в Дальневосточный государственный университет. В 1990 году, получив диплом, устроилась работать по распределению в среднюю школу № 37. Об этом этапе своей жизни она вспоминает сейчас с теплотой:

Конечно, как и любому начинающему учителю, сначала работать было сложно и даже немного страшно, тем более что мне сразу дали старшие классы. Но со временем я втянулась в работу, полюбила профессию. С моими первыми выпускниками мы общаемся до сих пор.

Жизнь шла своим чередом: молодая учительница вышла замуж и родила дочь. А когда девочка подросла и пошла учиться в школу, Яне Поповой предложили вакансию учителя там же – в средней общеобразовательной школе № 23 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля. Так в 2001 году она вернулась в родную школу уже в качестве педагога.

Любовь к математике

На сегодняшний день Яна Павловна преподает математику в предпрофильном пятом классе, в седьмых и в инженерном десятом классе.

Мне очень нравится работать в математических классах. Это трудно, так как подготовка к урокам и проверка тетрадей занимает времени больше, чем в обычных классах. Но и ребята, как правило, стараются, ведь они знают, куда и зачем пришли учиться, – рассказывает педагог. – С ними интересно поспорить по поводу решения некоторых задач, особенно если дело касается геометрии: надо не только увидеть чтото на чертеже, но и аргументировать свою точку зрения.  

Яна Попова готова к диалогу с учениками и всегда поощряет их любознательность. Она проводит различные типы уроков, в работе нередко использует информационно-коммуникативные технологии. Все это позволяет сделать образовательный процесс интересным, удобным и результативным.

На своих занятиях стараюсь стимулировать школьников к учебно-познавательной и творческой деятельности и, конечно, в системе формирую у ребят знания и навыки, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте, – говорит педагог.

Безусловно, работа любого школьного учителя сопровождается сопутствующими трудностями. Яна Павловна уверена, что современным школьникам вред приносят гаджеты, их использование она старается минимизировать на своих занятиях.

Не так давно вышел закон, запрещающий использование телефонов на уроках, но, само собой, не все стремятся его соблюдать. У меня действует правило: зашел в кабинет, положи телефон в коробку. Но некоторые школьники приносят с собой по два, а то и три телефона. Один сдали, в другом играют… Приходится бороться с этим, – говорит Яна Попова.

Руководство классное

За годы работы в СОШ № 23 учитель уже выпустила четыре класса – в 2004, 2011, 2016, 2023 годах. Сейчас она классный руководитель пятиклашек, которых успела искренне полюбить за этот учебный год. «Хорошие, смышленые дети», – говорит об учениках педагог.

Яна Павловна с удовольствием проводит время с ребятами и за пределами школы: вместе выезжают на природу, посещают музеи, кино, боулинг. Большую организационную помощь оказывают родители учеников, которым педагог очень благодарна за поддержку.

– Проведение совместных мероприятий за пределами школы очень сплачивает коллектив, а дружный класс – это всегда путь к успеху, – уверена Яна Попова.

Гордость учителя

Учителю есть чем гордиться – ее воспитанники демонстрируют достойные результаты на различных олимпиадах, многие занимают призовые места.

Так, в региональный олимпиаде им. Н. Н. Дубинина ученики Поповой не раз становились победителями и призерами. В этом учебном году два ученика восьмого класса стали победителями международной олимпиады по математике всероссийского издания «Портал образования». При этом последние три года с городских олимпиад по математике ребята уходят исключительно победителями.

Несколько лет назад Яна Павловна была организатором в работе проекта для учителей и учащихся «Инфоурок». Тогда, по итогам V международного конкурса «Мириады открытий», ее ученики стали призерами не только олимпиады по математике, но и по биологии, русскому и английскому языку.

Отметим, что в прошлом учебном году воспитанники Яны Поповой показали хорошие результаты в международной олимпиаде «Инфоурок» зимний сезон (углубленный уровень). Так, девятиклассники стали победителями (четыре человека) и призёрами (семь человек). Среди одиннадцатиклассников два победителя и восемь призёров.

В ногу со временем

Яна Попова хоть и работает в одну смену, занятость у нее, как и у большинства школьных учителей, почти круглосуточная. Огромное количество времени занимает проверка ученических тетрадей, подготовка к урокам, конкурсам, конференциям и внеклассным мероприятиям.

Мои уроки заканчиваются в 14, но из школы я выхожу не раньше 1718 часов. Ведь только на проверку тетрадей, особенно в старших классах, уходит по несколько часов, – делится педагог.

При этом, несмотря на большой опыт и высшую категорию, Яна Павловна регулярно проходит различные курсы повышения квалификации, которые с каждым разом делают ее работу более эффективной. Она уверена, что школьный учитель обязательно должен владеть современными методами преподавания, уметь грамотно выстраивать рабочие процессы со школьниками.

Среди недавно пройденных учителем курсов особо стоит отметить следующие: «Основы робототехники, ведение робототехники в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС», «Система оценки образовательных достижений школьников как механизм повышения качества общего образования», «Современные аспекты методики преподавания математики в профильной школе», «Предметные и методические компетенции учителя математики в контексте итоговой аттестации выпускников программы».

Яной Поповой разработано методическое пособие «Сборник олимпиадных задач» для ребят с четвертого по седьмой классы, экзаменационные материалы для поступления в предпрофильный пятый класс, а также для переводных экзаменов. С данными педагогическими наработками можно ознакомиться на специализированных сайтах – «Инфоурок» и «Портал образования».

Важно отметить, что Яна Павловна имеет благодарность от администрации г. Владивостока «За высокие достижения в профессиональной деятельности и вклад в развитие образования на территории г. Владивостока» и почетную грамоту от думы города Владивостока. Помимо этого, не так давно она получила благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» при проведении V международного конкурса «Мириады открытий» и благодарность за активное участие в международной олимпиаде «Инфоурок» зимний сезон.

В 2022 году Яна Попова стала участником международных олимпиад всероссийского издания «Портал образования», на которых заняла первые места в номинациях «Особенности деятельности классного руководителя в современной школе» и «Профессиональная компетентность педагогических работников: учитель математики».

На вопрос о том, какой бы она мечтала видеть современную школу, Яна Павловна отвечает:

Думаю, что главное желание любого учителя – классы по 1520 человек. Это лучший вариант обучения, ведь это возможность использовать на уроках не только различные методики, но и уделить время каждому ученику. При этом хотелось бы работать в классах с современным оборудованием. Но самое важное, на мой взгляд, работа с учениками вживую, без перехода на дистанционное обучение

Дочь – продолжатель семейной династии

Яна Попова состоялась не только в своей профессии. У нее дружная семья, а главная ее гордость – дочь Екатерина, которая последовала советам мамы и тоже стала школьным учителем.

Часто говорила дочке, что работать учителем не только интересно, но и удобно, особенно когда у тебя есть собственные дети, – рассказывает Яна Павловна. – Очень рада, что Екатерина пошла по моим стопам. Тем более у нее получается преподавать, работа ей нравится. Мы регулярно общаемся на школьные темы, она спрашивает у меня советов, и я с удовольствием делюсь с ней своим опытом.

Отвечая на вопрос о том, как она пришла к решению стать учителем, Екатерина рассказывает:

– С самого детства я видела пример своей мамы, часто бывала на мероприятиях с её учениками, да и в целом много времени проводила в школе. Когда я сама стала мамой, во мне многое изменилосья поняла, что могу быть другом и наставником не только для своего сына, но и для детей, которые только пытаются найти себя. Опираясь на мамин опыт, я решила попробовать себя в роли учителя. Удобный график, престижная профессия и взаимодействие с детьми стали основными критериями выбора. 

Екатерина Фогелевич – выпускница МГУ имени адмирала Г.И Невельского. В течение пяти лет в вузе она изучала технологию транспортных процессов, математика во всех её проявлениях была неотъемлемой частью ее обучения.  После получения диплома девушка прошла курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для того, чтобы делиться секретами точной науки с подрастающим поколением.

Секреты молодого педагога

На сегодняшний день Екатерина Григорьевна – молодой специалист. Этот учебный год был для нее хоть и первым, но уже очень насыщенным. Она не только вела математику в пятых классах, но и взяла классное руководство в четвертом классе. Несколько дней назад состоялся выпускной из начальной школы у ее первых учеников.

– Выпустила свой четвертый класс, но уже в новом учебном году поймаю своих ребят на уроках математики, – говорит педагог. – И снова возьму классное руководство. На этот раз первоклашек.

Предстоящие трудности адаптационного периода молодого педагога не пугают. Напротив, ей интересно пройти этот путь – обучить новых ребят азам школьной жизни и выпустить во взрослую школьную жизнь.

 Первый класс – это волнительный период не только для детей и преподавателя, но и для родителей учеников. Когда я отпускала сына в так называемую взрослую жизнь, то сама очень волновалась. Но все прошло хорошо, я очень благодарна его учителю за то, что она смогла сплотить класс и сделать пребывание в школе комфортным, – рассказывает Екатерина Фогелевич. – Думаю, что и мне удастся найти общий язык с новым коллективом.

Учитель считает важным в своей работе выстроить доверительные отношения с детьми. Открытость в общении с педагогом способствует более простому восприятию новой информации.

– С учениками у нас добрые, искренние отношения. Уверена, что правильное взаимодействие основа их любви к моему предмету. Ребята знают, что могут подойти ко мне с любым вопросом, они не испытывают страха и неловкости. При этом они приходят ко мне со своими секретами и видят во мне не только преподавателя, но и друга, – уверена Екатерина Григорьевна. Отмечу, что консультации по математике я провожу не только для своих учеников, никогда не отказываю в помощи и тем ребятам, которым не преподаю.

Педагог уверена, что несмотря на всеобщую цифровизацию, внимание ребят необходимо переключать на живое общение и активное времяпрепровождение. Екатерина Фогелевич старается максимально расширять кругозор детей – со своими воспитанниками играет в игры на переменах, а уроки ИЗО проводит на свежем воздухе. В этом году ее ученики принимали участие во всевозможных онлайн-олимпиадах, а по итогам учебного года показали хорошие результаты на всероссийской проверочной работе.

Екатерина солидарна с мамой и считает, что сплоченный коллектив – важная составляющая успеха.

– Всегда напоминаю ребятам о том, что мы – один коллектив, единое целое. Все возникающие проблемы стараемся решать сообща. Мне важно донести до них, что поддержка, понимание, доброта и взаимовыручка это то, что они должны пронести с собой через всю жизнь, – говорит педагог.

Мама – главный наставник

В ежедневном расписании Екатерины Григорьевны – от шести до девяти уроков ежедневно. Однако, на рабочем месте времени она проводит намного больше, ведь проверка тетрадей – неотъемлемая часть работы школьного учителя.

Скажу честно, работа с тетрадями бывает непростой. Мало того, что некоторые ребята списывают с ГДЗ, есть еще предположение, что каждый пятый мой ученик планирует стать медицинским работникомразгадать тайну зашифрованного в тетради мне не всегда под силу, – с улыбкой рассказывает учитель

Весь учебный год Екатерина Фогелевич не только знакомилась с профессией учителя на практике, но и проходила обучающие курсы для педагогов, среди которых «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС НОО», «Учитель математики. Теория и методика преподавания учебного предмета «Математика» в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО» и курс по программе повышения квалификации «Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики».

Первые педагогические заслуги молодого специалиста уже отмечены почетной грамотой думы города Владивостока.

В ближайшем будущем Екатерина Григорьевна планирует принять участие в конкурсе педагогического мастерства и осуществить свою идею по внедрению общей проверочной работы по математике, опираясь на пример всероссийского тотального диктанта.

Не секрет, что работа учителя – поистине титанический труд. Я всегда видела это на примере моей мамы, но в полной мере осознала только сейчас, – говорит Екатерина.Знаю, что мне ещё предстоит многому научиться и через многое пройти. Но с моим наставником – мамой – уверена, что я со всем справлюсь. Она не только одобрила мое решение стать учителем, но и готова в любой момент прийти мне на помощь. Мама для меня пример, и я полностью полагаюсь на её профессиональный опыт. Только ей я могу доверять и только к ее советам прислушиваться. Так было с детства, а теперь, когда мы коллеги, это обрело новую ветвь

Ольга ЖУРАВЕЛЬ

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архивов Яны ПОПОВОЙ и Екатерины ФОГЕЛЕВИЧ