Юлия Колмакова, педагог-хореограф, балетмейстер ансамбля танца «Плясунья» Владивостокского городского Дворца детского творчества

Сегодня в гостях у «В» Юлия Колмакова, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Владивостокский городской Дворец детского творчества», хореограф и балетмейстер заслуженного коллектива самодеятельного и художественного творчества Приморского края ансамбля танца «Плясунья».

Во Владивостоке существует немало творческих коллективов, успехами которых можно по-настоящему восхищаться. «Плясунья» – один из самых известных детских ансамблей танца, прославивший наш город не только в России, но и за ее пределами. В этом заслуга талантливых руководителей и педагогов, которые неустанно вкладывают силы в развитие детского ансамбля.

В предыдущих выпусках «В» мы уже писали о Юлии Горбуновой, художественном руководителе заслуженного коллектива Приморского края. Сегодня в номере – о работе педагога-хореографа «Плясуньи» Юлии Колмаковой.

Юлия Юрьевна – педагог-хореограф высшей квалификационной категории. В профессии она более 27 лет, а за ее плечами огромное количество призовых мест на мероприятиях различного уровня. Ее воспитанники всегда достойно представляют наш город на краевых, всероссийских и международных конкурсах хореографического мастерства. Уже более 12 лет она обучает ребят искусству танца в «Плясунье»

Дочь ДК

Юлия Колмакова (Мартынычева) с детства была очень творческим ребенком. Это отмечали и ее родители, и педагоги.

– Танцевать я начала в детском саду, у меня хорошо получалось, поэтому воспитатели ставили меня во все танцевальные номера, – вспоминает Юлия Юрьевна. – В школьные годы училась в художественной школе, увлекалась рисованием, шитьем, лепила из пластилина. Все эти навыки сейчас очень помогают мне в профессии – большинство костюмов для выступлений придумываю сама. В сотрудничестве со швеей мы прорабатываем все технические моменты.

Детство Юлии прошло в Чите. Тогда, в конце 80-х, ее мама работала в Доме культуры «Текстильщик», а ее кабинет находился рядом с основной сценой. Девочка проводила там много времени: смотрела не только концерты, но и репетиции творческих коллективов, ни один просмотр фильма или театральной постановки не проходил без ее участия.

– Меня тогда даже прозвали дочерью ДК – Дома культуры, – с улыбкой вспоминает Юлия Юрьевна.

Там же девочка занималась в ансамбле народного танца. Её первым педагогом-хореографом был Владимир Дорохин. Юлия всерьез была увлечена хореографическим искусством и после окончания общеобразовательной школы решила продолжать этот путь.

На экзамены – зайцем

В 1994 году она окончила областное училище культуры, получив специальность «Педагог-организатор хореографического коллектива».

В годы учебы выступала в ансамбле «Радуга», параллельно вела педагогическую деятельность. В 1995-ом создала танцевальный коллектив «Ягодка», который успешно выступает по сей день.

После окончания училища Юлия решила не останавливаться на достигнутом – поступила в Кемеровский институт культуры.

На вступительные экзамены в другой город девушка добиралась в почтово-багажном вагоне вместе с соседом, который работал там. Тогда, в 90-е годы, денег на билет у семьи не нашлось, поэтому выбирать не приходилось.

После успешной сдачи экзаменов студентка возвращалась домой за теплыми вещами. На этот раз зайцем.

– Тогда я очень хорошо понимала, что высшее образование мне необходимо. Я была уверена, что мой дальнейший путь будет связан с хореографией. Никем другим я себя не видела, поэтому сопутствующие трудности меня не пугали, – рассказывает Юлия Колмакова.

Сцены большие и малые

Во время учебы в Кемеровском институте культуры девушка набиралась педагогического опыта в школе, осваивая профессию хореографа. Спустя год перевелась в Восточно-Cибирскую государственную академию культуры и искусств в город Улан-Удэ, где получила специальность преподавателя хореографических дисциплин и артиста ансамбля народного танца.

После окончания института вернулась в Читу, работала в профессиональном ансамбле песни и пляски «Забайкальские казаки». Сейчас этот ансамбль носит звание государственного.

– Это был очень хороший этап в моей жизни. Мы много гастролировали с коллективом: выступали на сцене государственного концертного зала «Россия» в Москве, на сцене «Кремлёвского дворца съездов», в Беларуси на международном фестивале искусств «Славянский базар», были с гастролями в Афинах и дважды в Багдаде, – перечисляет Юлия Юрьевна.

Так, после блестящего выступления в Ираке в составе русской делегации ансамбль был приглашен на приём во дворец к господину Удей, сыну президента Саддама Хуссейна. Иракские лидеры высоко оценили мастерство наших танцоров.

Несмотря на успешную творческую деятельность, в жизни нашей героини был период, когда ей захотелось перемен. Юлия поступила в экономический институт, желая получить другую профессию. Однако в процессе учёбы она нередко вспоминала свою работу и воспитанников, всё больше убеждаясь, что экономика и менеджмент не заменят ей хореографию.

Проучившись два года, девушка вернулась в профессию и с новыми силами приступила к работе.

Знакомство с «Плясуньей»

В 2006 году в ее судьбе случился очередной поворот – Юлия вышла замуж за капитана дальнего плавания и переехала вслед за ним во Владивосток. Здесь она устроилась работать по специальности в школу Олимпийского резерва. Спустя несколько лет знакомая хореограф посоветовала ей вакансию в ансамбле танца «Плясунья».

В 2011 году я пришла работать педагогом- хореографом в «Плясунью». Художественный руководитель коллектива Юлия Николаевна Горбунова тогда доверила мне обучать группу детей, и я ее не подвела, – рассказывает Юлия Колмакова

На сегодняшний день Юлия Юрьевна преподаёт классический мужской танец у мальчиков старшего школьного возраста, у девочек и мальчиков средней возрастной группы, а также народный танец у смешанной группы мальчиков и девочек разных возрастов и у подготовительных групп ансамбля.

Занятия у ребят проходят в двух хореографических залах – большом и малом. Благодаря администрации Дворца детского творчества и при содействии родителей воспитанников в залах выполнен качественный ремонт, установлены большие зеркала и теплые полы.

Помимо этого, в распоряжении «Плясуньи» есть костюмерная, которая с каждым годом наполняется новыми костюмами для танцев.

Танцы народов мира

Специализация Юлии Колмаковой – народный танец. То направление, которое ей по-настоящему близко. Педагог много лет интересуется культурой других стран, этносом малых народностей, путешествует, читает, смотрит фильмы на эту тему. И с удовольствием делиться полученными знаниями с воспитанниками.

Приступая к изучению любого нового танца, Юлия Юрьевна рассказывает ребятам информацию об обычаях, нравах и быте того или иного народа Сибири, Дальнего Востока или других народов мира.

Когда дети открывают для себя удивительные факты о жизни других людей, им намного интереснее и проще изучать танец, – уверена она.

Родители юных танцоров не остаются в стороне. Так, готовясь к номеру «Семейские сестрицы» мамы вместе с дочками вязали к выступлению куколок. При этом многие родители тоже начали интересоваться обычаями малых народностей, а из путешествий на Алтай и Байкал уже не раз привозили в подарок педагогу книги и кукол в национальных костюмах. В стенах Дворца детского творчества коллекции кукол отведено особое место.

Одна из любимых постановок хореографа – «Побег Ангары» – танец о любви для ребят старшего возраста. Подготовка номера совпала с периодом начала пандемии. Тогда обучать ребят пришлось в программе «Zoom». Как признается наша героиня, было нелегко, но все участники достойно справились с испытаниями. Танец «Побег Ангары» уже неоднократно занимал первые места на различных конкурсах, имеет самую высокую награду – гран-при.

Художественная гимнастика помогает

Юлия Колмакова работает не только с танцорами. Более 18 лет она ведёт хореографию у гимнасток. Сейчас в тандеме с президентом Федерации художественной гимнастики Ириной Владимировной Сахно они растят спортсменок, которые участвуют в мероприятиях различного уровня.

– Несомненно, работа с гимнастками и танцорами разная. Но обе деятельности влияют друг на друга и взаимообогащают друг друга, – уверена Юлия Юрьевна. – Зачастую при подготовке спортсменок я использую комбинации из народных танцев, а при постановке номеров в «Плясунье» со временем стала все чаще использовать работу с предметами, опираясь на опыт художественной гимнастики. Так, во вьетнамском танце «Люди и легенды» ребята танцуют со шляпами, в «Побеге Ангары» – с огромным балдахином.

Особый подход к каждому

Важно отметить, что педагоги танцевального коллектива используют дифференцированный подход к детям. Часто ребята одного возраста могут быть совершенно разные как по темпераменту, так и по телосложению. Учитывая особенности развития, педагогами формируются группы. Такой подход позволяет уделить детям больше внимания и получить достойные результаты совместного труда как можно быстрее. К старшим классам дифференцированные группы объединяются.

– Ребята в коллективе разные. Есть высокие и низкие, спортивные и не очень, кто-то схватывает информацию на лету, другим нужно больше времени для изучения движений. Но все они без исключения замечательные. Самые лучшие, самые любимые и благодарные, – говорит Юлия Колмакова.

При постановке любого танца хореограф уделяет большое внимание осанке, шее, работает с кистями рук, развивает координацию, музыкальность, чувство ритма у ребят. И, конечно, актерское мастерство.

– В наших стенах мы не только «лепим» из детей танцоров, делаем их фигуры красивыми, с помощью искусства танца они развиваются и как гармоничные личности, – уверена педагог.

«Танцуем душой»

Юлия Юрьевна считает важным влюбить ребенка в искусство танца.

– Перед выходом на сцену я всегда говорю детям: мы здесь для того, чтобы нести любовь, радость и свет зрителям. Неважно, родные это или незнакомые нам люди, – говорит хореограф. – Мы танцуем душой – всегда напоминаю я ребятам.

На вопрос о том, что она считает главным секретом ее работы, Юлия Колмакова отвечает:

– Секрет работы прост – нужно любить детей и быть с ними искренней. Я достаточно строгий и требовательный педагог, но мои ученики знают, что я по-настоящему их люблю. И они отвечают мне взаимностью – стараются и показывают хорошие результаты.

Ансамблю танца «Плясунья» есть чем гордиться. Так, в ноябре 2022 года на 63-м международном конкурсе «Слияние культур» в городе Казани заслуженный коллектив Приморского края завоевал гран-при. В прошлом году самая высокая награда досталась юным танцорам на международном конкурсе «Первая линия». А в Санкт-Петербурге на международном фестивале «Времена года» участники ансамбля заняли 12 первых мест и получили 4 специальных приза. В начале июня коллектив принял участие в Международном конкурсе-фестивале «Академия детства» в Китае, где ребята достойно представили свои творческие номера и завоевали гран-при. В конце этого года итоги работы можно будет обновить – копилка «Плясуньи» непременно пополнится новыми победами.

– Всегда верю в успех своих ребят и не забываю им об этом говорить! – отмечает хореограф.  

Быть образцом

У Юлии Колмаковой высшая квалификационная категория, которую она регулярно подтверждает. Несмотря на большой опыт в профессии, хореограф постоянно развивается: посещает мастер-классы коллег и проводит их сама, публикует статьи на специализированных сайтах, участвует в конференциях и семинарах. При этом ее зачастую приглашают в состав жюри различных детских танцевальных конкурсов. Юлия Юрьевна уверена, что педагогам необходимо идти в ногу со временем, ведь современные дети многое знают и умеют, поэтому ей важно оставаться для них интересной и быть образцом.

– Стараюсь не только держать лицо и фигуру, но и нравственный облик. Ребята всегда смотрят на меня, и я чувствую свою ответственность перед ними, – отмечает она.

Лучший подарок – концерт

В марте этого года Юлия Колмакова отметила свой юбилей. Лучшим подарком для нее стал концерт в стенах Дворца детского творчества. Педагог давно мечтала о таком большом празднике. На сцене в этот день танцевали не только ее воспитанники, но и она сама.

– Когда 19 марта открывались кулисы Дворца, я чувствовала огромную волну поддержки от зрителей. Аплодисменты, слова одобрения стали для меня большим подарком, эти эмоции сложно переоценить, – рассказывает хореограф. – Я вновь убедилась, что иду верным путем: делаю добрые дела, а моя деятельность приносит пользу людям. Буду стараться продолжать в том же духе.

В организации мероприятия Юлии Юрьевне помогал весь педагогический состав «Плясуньи»: художественный руководитель Горбунова Юлия Николаевна, режиссёр Ланец Ольга Евгеньевна, педагог-балетмейстер Шахназарова Татьяна Алексеевна, педагог по классическому танцу Немирова Эмма Сергеевна, администратор Гицкова Людмила Петровна, костюмер Шеремет Ирина Олеговна, а также педагоги-мужчины Николайчук Антон Юрьевич и Горбунов Игорь Сергеевич.

Творческая семья

Работа в ансамбле танца «Плясунья» для Юлии Юрьевны – это не только ответственность, но и большое счастье. Она с благодарностью говорит о своих коллегах и не устает повторять, что заслуги коллектива – огромный вклад каждого сотрудника в общее дело.

– Бесконечно благодарна художественному руководителю Юлии Николаевне Горбуновой за веру в детей и педагогов, за готовность всегда прийти на помощь, умение найти выход из любой ситуации и за ее человечность. У нас замечательный педагогический состав, талантливые дети и отзывчивые родители, я очень дорожу каждым. Мы вместе творим победы! Коллектив «Плясуньи» стал здесь, в Приморье, моей второй семьей, – отмечает Юлия Колмакова.

Ольга ЖУРАВЕЛЬ

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архивов Юлии КОЛМАКОВОЙ