Сегодня в гостях у газеты «В» Анна Чухрай, воспитатель детского сада № 167 г. Владивостока. Анна Павловна работает 2,5 года, занимается с ребятами старшей группы (возраст – 5-6 лет). С ними начался профессиональный путь молодого специалиста, с ними же и продолжается.
– Почему я выбрала именно этот путь? Наверное, профессия нашла меня сама, благодаря моей дочери. Мне очень нравится мастерить вместе с ней творческие поделки, наблюдать, как в ее голове рождается вопрос, и мы вместе находим ответ. А еще во время прогулок на детских площадках вокруг нас всегда было много детей, с которыми мы играли, – делится героиня сегодняшнего материала.
Мы узнали, почему у воспитателей на самом деле нет дневного сна, как у ребят (спойлер: ответ не так очевиден, как может показаться). Почему детсадовцы не устают без летних каникул и как педагогу избежать профессионального выгорания. Делимся ответами в большом материале!
«Анна Павловна, а я скоро пойду в отпуск!»
Лето – время, которое все школьники ждут с нетерпением. Потому что вместе с ярким солнцем и теплой погодой наступает долгожданный отдых и три беззаботных месяца вдали от школы, без ранних подъемов и дисциплины.
Однако в детских садах жизнь идет в таком же темпе, как и осенью, весной и зимой. Ребята посещают учреждения и продолжают заниматься. Нам стало интересно: не устают ли дети? Не хотят ли, как старшие братья и сестры, уйти на каникулы?
– Определенно, такой нагрузки, как в школе, у детсадовцев нет. Но все же я считаю, что отдых летом очень нужен детям. Вы же понимаете, что в садике есть режимные моменты, от которых ребенок устает в течение года. И когда же, как не летом, от этого отдыхать, набираться сил перед новым учебным годом?
Мы, взрослые, ведь всегда ждем отпусков. Вот и дети с горящими глазами говорят: «Анна Павловна, а я скоро пойду в отпуск! Мы с родителями поедем на море!» – с улыбкой рассказывает воспитательница.
Летом программа занятий в саду меняется. Как отмечает Анна, самое теплое время в году – это пора творчества; вот и расписание должно соответствовать. Большую часть времени ребята проводят на улице, дышат свежим воздухом, играют в подвижные игры. Исследуют природу, садят растения, проводят эксперименты и многое другое.
– В летний период наш день выглядит так. С утра – общесадиковская утренняя зарядка, потом – завтрак. А дальше – самое интересное! У нас есть определенный план занятий: например, прошлая неделя была посвящена Дню России. Мы с ребятами рисовали, пели и играли, проводили тематические беседы, устраивали выставки рисунков «Моя семья – моя Россия». Моих ребят домой не выгнать после такого расписания – и это, я считаю, говорит о правильной атмосфере в группе.
Быть не только педагогом, но и второй мамой
Безусловно, одно из главных качеств хорошего воспитателя – это любовь к детям. Всё остальное – креативность, любопытство (да, оно важно не только для детей, но и для того, кто с ними работает) и т. д. можно развить… но у истоков все равно стоит любовь и забота – без них далеко не уедешь.
– Работа воспитателя не из легких. Она требует особого искусства: для ребенка ты должен быть не только педагогом, но и близким человеком, второй мамой. Успех в нашей работе зависит от умения организовать отношения с детьми на основе любви и уважения, доверия и разумных требований к малышам. А еще нужна невероятная вера в ребенка. Ведь только при таких условиях из маленького дошкольника вырастет настоящий человек – добрый, отзывчивый, трудолюбивый и способный к творчеству, – убеждена Анна Павловна.
Работа с детьми – это не про «ушел в пять часов домой и абстрагировался от профессии». Ведь даже в свободное время педагог придумывает темы новых занятий, изучает новые методики – словом, погружается в дело с головой. Как же сохранить время для себя?
– Если говорить о выгорании, то… на любой работе можно получить его. Но я, к счастью, пока не сталкивалась с таким явлением. Стараюсь искать источник вдохновения внутри себя, в своих дошколятах и в любви к тому делу, которым занимаюсь, – рассказывает воспитательница.
Кстати про методики! Анна Павловна активно использует в своей работе современные инновационные технологии: мини- и макропроекты, ТРИЗ, метод сказкотерапии и традиционные методы работы с детьми (принцип развивающего обучения, воспитательного обучения, доступности, последовательности и системности). И, что самое главное, педагог подходит к каждому ребенку индивидуально.
Ученые работают над словом «капусты»
– Расскажите, а как у вас складываются отношения с ребятами?
– Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. Малыши – это самое лучшее, что есть в нашей жизни! Именно поэтому я любыми путями стараюсь сделать их счастливыми. Ласка, забота, понимание – это то, что я могу дать детям. Мы, воспитатели, делаем то, что так необходимо в нашем мире – заботимся о «цветах жизни». А цветы растут, только если их любят. И любят по-настоящему, без обмана и фальши.
– И напоследок: поделитесь самыми милыми моментами из вашей педагогической практики!
– Иногда мы с ребятами играем в игру «Один – много». Как-то раз мы заговорили про овощи. Я говорю «огурец» – дети отвечают «огурцы»; я говорю «помидор» – дети отвечают «помидоры». И тут они решают мне помочь, говорят слово «капуста». Я отвечаю, мол, нет множественного числа, нет слова «капусты». Девочка Мия встает и говорит: «Ученые уже работают над этим вопросом».
А однажды я укладывала малышей на дневной сон, и Аленочка говорит: «Анна Павловна, а ложитесь с нами спать», а ей Ярик отвечает: «Ты что, нельзя! Анна Павловна охраняет наш сон».
Анастасия КЛЕЩИК
Фото Алексея ВОРОНИНА