200 баллов не предел: выпускник владивостокского лицея «Технический» рассказал, как достиг столь высокого результата

Экзаменационная пора традиционно занимает часть каникул выпускников. Несмотря на переживания, сопутствующий стресс и сложности школьники Владивостока прошли испытания достойно: на момент подготовки материала 33 выпускника школ города получили 100 баллов по итогам ЕГЭ! Ребята отличились по литературе, географии, химии, профильной математике, русскому языку, физике и обществознанию.

Илья Кожевников, выпускник лицея «Технический», сдал на высший балл два экзамена: по русскому языку и физике. К слову, по профильной математике молодой человек получил 95 баллов – то есть в сумме за три экзамена набрал почти 300 баллов.

«В» решил узнать, какие секреты подготовки помогли Илье достичь столь высокого результата. И он рассказал нам много интересного: например, зачем приходить на экзамен с пятилитровкой воды, как музыка, кино и хобби помогают собраться с силами перед ЕГЭ (а не отвлекают от подготовки, как можно подумать) и другое.

Дело, которое зажигает сердце

Первый вопрос, который мы задали Илье, был достаточно очевиден: какой же профессии больше всего повезет? С каким делом собирается связать свою жизнь выпускник?

Молодой человек, в свою очередь, подошел к ответу философски:

– В таком возрасте очень трудно определиться с тем делом, которому ты хочешь посвятить практически всю жизнь. И по опыту моих близких и знакомых я вижу, что сделанный мною сейчас выбор в сторону того или иного направления может ещё и не определить моего будущего. Я стараюсь быть разносторонним человеком, потому что так мир, как мне кажется, воспринимается наиболее ярко и интересно. Но если говорить о том, чему хотелось бы уделить побольше времени, так это теоретическая физика или же что-то связанное с этим направлением.

Как рассказывает сам Илья, интересоваться физикой он начал в восьмом классе, а окончательно влюбился в предмет в десятом. «Во многом все благодарности я отдаю, как мне кажется, одному из самых крутых преподавателей и наставников – Роману Викторовичу Лапенкову. К сожалению, он в лицее уже не преподает, поэтому с ним я занимался лично. Никогда до этого я не видел, чтобы такой сложный предмет, как физика, рассказывали так захватывающе, оперируя при этом далеко не школьными понятиями».

Пример педагога как будто зажег в ученике лампочку. Илья загорелся пониманием: «Хочу работать в научной сфере!».

С идеальными результатами по двум экзаменам (и, мы уверены, с глубокими знаниями по предметам) можно спокойно претендовать на поступление в крупные, широко известные университеты. Илья планирует воспользоваться этой возможностью – собирается рассмотреть несколько вузов. Но наиболее привлекательным ему кажется не один из флагманов высшего образования, а учебное заведение поменьше:

– На данный момент у меня несколько вузов на выбор. Среди них, конечно, и довольно известные: МФТИ, МГТУ имени Баумана, Петербургский политехнический и т. д. Однако сильно заинтересовал меня Академический университет имени Ж. И. Алфёрова, он, по сравнению с другими, очень маленький. Там мало направлений, среди которых есть, кстати, «теоретическая физика», что меня радует. Из-за размеров там к каждому студенту методика преподавания подбирается, можно сказать, индивидуально, вследствие чего изучать предмет становится намного легче. Но опять же, над выбором университета я уже вовсю думаю и надеюсь, что попаду туда, где мне будет удобно и комфортно учиться.

«Кто сфотается – получит 100 баллов»

Переживания перед экзаменом, типичные для многих школьников, Илью не беспокоили. Как выпускник рассказал, все волнения остались где-то в десятом классе. И то они касались только тех тем, которые предстояло изучить в одиннадцатом.

– На ЕГЭ я шел уверенным. По жизни я всегда стараюсь быть весёлым, иногда непредсказуемым, поэтому на экзамен по русскому языку я пришел с табличкой: «Кто сфотается, тот получит 100 баллов», а на математику – с пятилитровой бутылкой воды, из которой мы с друзьями и другими сдающими пили с помощью трубочек. Это было смешно, и я считаю, что лучше разбавлять трудные моменты подобными шалостями, чем идти по жизни подавленным и усталым. Времени хватило на все предметы, кроме,  наверное, математики, которую я написал на 95 баллов. Уж слишком она объёмная.

К ЕГЭ Илья готовился, используя все доступные способы: посещал репетиторов, дополнительные курсы, однако самый существенный вклад внесли школьные педагоги.

– Конечно, я ходил к репетиторам, а еще на курсы, которые рекомендовал нам лицей. Но если сказать, что на всех них мы занимались только подготовкой к ЕГЭ, то я совру. По той же физике мы с Романом Викторовичем разбирали более глубокие темы, которые обсуждаются уже в университете. Это даёт тонкое понимание предмета и заставляет задумываться над теми вещами, о которых до этого ты даже не мыслил.

Дорогие мне педагоги лицея тоже очень помогли. Например, русский язык я сдал на 100 баллов даже не пользуясь услугами репетиторов. За это хочу сказать спасибо Пикуле Анжеле Викторовне – нашему учителю литературы и русского языка. Дополнительно я также ходил на различные тематические встречи, где обсуждался не экзамен, а просто сам предмет. То есть мы говорили о том или ином физическом явлении или книге. Это помогло мне не зацикливаться только на экзамене и проводить свободное время в радость самому себе.

Олимпиады – это увлекательно

Илья также пробовал себя в разного рода олимпиадах. К слову, победа в состязаниях – далеко не единственный плюс:

– Каких-либо громких побед в олимпиадах у меня не случилось, потому что интересоваться ими я начал только с конца девятого класса. То есть времени на подготовку было мало. Практически везде я доходил до заключительного этапа, но так и оставался просто участником. Однако опыт, эмоции, полученные за два года участия, мне дороже любой победы. Я проходил в заключительные этапы одиночных олимпиад «Физтех», «Курчатов» и «Шаг в будущее» по физике. В них представлены задачи повышенной сложности. Также два раза я разрабатывал проекты по улучшению Дальнего Востока на олимпиаде «Ближе к Дальнему» от ДВФУ. Это было одним из самых классных событий за последние два года, потому что там я смог раскрыть себя в полной мере, завести кучу знакомств и лучше узнать родной край.

Про мост на Русский из лего, искусство и масскульт

Корреспонденты «В» общались со многими выпускниками-стобалльниками, и каждый из ребят говорил, что отдых – это тоже часть работы над результатом. В какой-то из дней забыть про нарешивание заданий и включить сериал – это не лень, а перезагрузка, которая так необходима мозгу в и без того нелегкий период. Илье хобби тоже помогали разгрузиться. А их (увлечений) у молодого человека много: от спорта до искусства.

– До конца десятого класса я ходил в музыкальную школу по классу фортепиано, и сказать, что она никак не повлияла на мою личность, значит соврать. Музыка стала для меня некой отдушиной, другим миром, погружаясь в который, я освобождаюсь от повседневных проблем. Среди любимых жанров могу выделить классическую музыку (Рахманинов, Чайковский, Пуччини, Римский-Корсаков), джаз (Билли Холидей, Синатра и т. п.) и, наверное, рок во всех его проявлениях («КиШ», «Кино», King Сrimson, Queen, Radiohead и др.). Моим любимым видом спорта является плавание, на которое я проходил около пяти лет. Хоть и сейчас я уже не так часто плаваю, но каждый раз, когда у меня появляется такая возможность, получаю искреннее удовольствие от этого. Также мне кажется, что практически все в моём возрасте играют в компьютерные игры. И я не исключение. Моей любимой серией игр является BioShock, которая продемонстрировала мне, что игры, как и фильмы, книги, могут поднимать очень серьёзные темы. Моя любимая головоломка – серия Portal, которую я перепрохожу практически каждый год. Платформеры и «рогалики» также занимают отдельное место в моём сердце, – поделился выпускник.

Из фильмов Илья предпочитает и старые картины (например, за авторством Бондарчука, Гайдая, Михалкова, Тарковского), и современные (за авторством Нолана, Уэса Андерсона, Кэмерона и других). «А главной анимационной студией для меня является Pixar, мультфильмы которой я пересмотрел до дыр. Говорить  на сложные темы таким понятным языком дано, думаю, не каждому», – отмечает он.

– Еще мне нравится строить модели из конструктора Lego. Так, например, я собрал мост на остров Русский в микромасштабе и сцену нашего Приморского Мариинского театра. Все перечисленные увлечения внесли огромный вклад в мою личность и характер, – подытоживает Илья.

Правильное окружение тоже часть успеха

Немаловажной оказалась и поддержка близких: семьи, других ребят, педагогов.

– Родители помогали справляться со многими трудностями. Например, с проблемами психологического характера. А еще я проводил время с друзьями, и это были моменты, наполненные радостью, весельем. Мне удавалось отдохнуть и не тревожиться о предстоящих экзаменах. Кроме того, с некоторыми друзьями я мог поговорить о сложных вещах, связанных, к примеру, с литературой, физикой или глобальными процессами, происходящими в мире. Я рад, что среди моих сверстников есть такие разносторонние и умные люди. Также я хочу поблагодарить нашего классного руководителя, Потехину Елену Геннадьевну, которая все пять лет поддерживала наш класс. Спасибо ей огромное, – отмечает Илья.

Делать все возможное, не жалеть о решениях

– Какие советы по части режима дня, спорта и других вещей, напрямую не относящихся к нарешиванию заданий, можно дать ребятам? Ведь это тоже важно…

– Мне помогали расслабиться прогулки. По городу, по острову Русский. В эти моменты жизнь действительно ощущается по-другому, моя уверенность в будущем от этого только растёт.

– Как думаешь, получить 200 баллов (или хотя бы 100) реально силами собственной подготовки и с помощью школьных учителей? Или без репетиторов и онлайн-школ никуда?

– В первую очередь результат зависит от тебя самого, поэтому подготовиться к экзамену можно и собственными силами. Здесь главное – иметь силу воли, стремление и умение отдыхать, когда это нужно.

– Что бы ты пожелал тем школьникам, которым только предстоит сдавать экзамены?

– Будущим выпускникам я желаю уверенности в себе, в своих силах и, главное, умения любить жизнь, радоваться за все прожитые моменты, события, за всех людей, с которыми ты пересекаешься. Делать всё возможное, чтобы в конце концов не пожалеть ни об одном решении, принятом тобой.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архива Ильи КОЖЕВНИКОВА