Столицу Приморья и Дальнего Востока еще с 70-х годов прошлого века было принято называть «Большим Владивостоком». В планах сделать город еще больше
День рождения города – самое время поговорить не только о его достижениях (см. стр. 24), но и о перспективах. «В» уже не раз писал о том, что президент Российской Федерации Владимир Путин на Восточном экономическом форуме прошлого года утвердил перечень поручений. Среди них поручения в рамках реализации мастер-плана Владивостока. А презентовал проект глава Владивостока Константин Шестаков.
Мастер-план помогали создавать горожане
«Участие в разработке мастер-плана приняли тысячи жителей Владивостока, – отметил тогда мэр Владивостока. – Благодаря большой команде удалось сформировать пул необходимых мероприятий, которые повлияют на системное развитие города по всем направлениям. Мероприятия мастер-плана и плана социально-экономического развития будут реализованы силами городского бюджета, а также получат поддержку регионального и федерального финансирования».
Среди основных пожеланий, которые во время опросов озвучивали жители Владивостока, – дать свободный выход к морю, максимально благоустроить набережные как одну из главных ценностей территории. Не менее важно – не застраивать сопки, особенно высотными домами, чтобы сохранить ценнейшие виды и городской ландшафт. Также граждане отмечали низкое качество городской среды, загруженность дорог, невысокий уровень зарплат и другие проблемы, которые ведут к оттоку населения, особенно молодежи.
Спасибо саммиту АТЭС-2012
Фундамент для развития столицы Дальнего Востока, причем практически в прямом смысле, был заложен еще во время строительства объектов для саммита АТЭС в 2012 году. В городе появились несколько десятков новых объектов, часть из которых можно без лишней скромности назвать грандиозными. Были построены мосты, модернизирована транспортная инфраструктура, появились новый аэропорт, кампус ДВФУ и многое другое. Открывшимися возможностями уже вовсю пользуются жители Владивостока и гости города.
Что же в перспективе? Самое главное направление развития на ближайшие годы – создание города-спутника. Еще в 2015 году была создана первая территория опережающего развития «Приморье». Сейчас зарегистрировано уже 115 резидентов, создается 18 тысяч рабочих мест. Ключевой момент в проекте – строительство среднеэтажного жилья на берегу Амурского залива и инфраструктуры: яхтенной марины с парусной школой, парковых зон. Объединяющим элементом в проекте является набережная протяженностью 10 километров. Этот деловой центр будет являться сердцем для развития бизнеса и инновации.
Город прирастет территорией
Всю новую территорию включат в состав Владивостока. Фактически к реализации проекта уже приступили: разработали и утвердили архитектурную концепцию, мастер-план, документацию по планировке территории, начали проектирование первых самостоятельных объектов.
В проекте уже заложено строительство детской и взрослой краевых больниц. Уже там строится стационар. Предусмотрено газоснабжение и строительство коммунальных сетей с применением новейших материалов и технологий.
Как подчеркнул во время презентации проекта губернатор Приморского края Олег Кожемяко, концепция мастер-плана предусматривает становление Владивостока, столицы Дальнего Востока, как научного, финансового и логистического центра Азиатского макрорегиона. Президент страны в целом поддержал разработанный документ, дав ряд поручений для дальнейшей работы, среди которых – подготовить план-график по переносу нефтебазы за черту города, а также РЖД совместно с органами власти Владивостока рассмотреть возможность ускорить создание «Лёгкого метро».
Озвучено также, что Владивосток станет больше не только территориально, но и по количеству жителей. В обозримой перспективе – плюс 200 тысяч новых горожан. А в чуть более отдаленной – это первый город-миллионник на Дальнем Востоке страны.
Проекты выходят на старт
Сейчас уже можно увидеть, как проекты нового Большого Владивостока уже начинают воплощаться в жизнь. Например, строительство жилых кварталов начала компания ДНС. Проект расположения жилых, деловых и социальных районов имеет долгосрочный план развития. Так, в него заложено равномерное распределение рабочих мест, услуг, жилых, промышленных, логистических и деловых районов.
Центром городской агломерации является Владивосток. Город Артём войдет в ее состав как транспортно-логистический хаб, Большой Камень и территория опережающего развития «Приморье» – в качестве промышленной площадки, технопарка, остров Русский – как научный центр и центр по развитию туризма.
Развитие логистической отрасли во Владивостоке и агломерации – одна из центральных идей мастер-плана. Она включает создание Восточного транспортно-логистического узла для Севморпути, строительство мультимодального транспортно-логистического центра «Артём» и другие мероприятия.
В документе декларируется комплексное развитие территорий на принципах 15-минутного города, когда у человека в 15-минутной пешей доступности есть все необходимые сервисы – социальные, досуговые, культурные.
Акцентирована необходимость создания природных буферных зон для отделения промышленных территорий.
Проект «Большой Владивосток» включает планы по развитию жилой застройки и открывает новые возможности для расширения бизнеса и внедрения инноваций. Планируемые социально-экономические эффекты проекта – создание 30 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест, увеличение туристического потока до двух миллионов человек в год, вложение 2 триллионов инвестиций в экономику, рост объема налоговых отчислений до 1 триллиона рублей и более в период до 2050 года.
Русский остров ждут новые мегапроекты
На острове Русский планируется создание инновационно-технологического центра, второй очереди кампуса ДВФУ. Все это станет продолжением развития территории как научного и образовательного комплекса, что увеличит долю науки и образования в экономике.
Другое направление развития Русского – туристическое и рекреационное. Здесь могут появиться ландшафтные и тематические парки развлечений, курортно-гостиничные комплексы, аквапарк и другие подобные объекты. Для такого развития становятся еще более актуальными создание новой сети дорог, возведение моста через бухту Новик, жилищная застройка.
Кроме того, предлагается реализовать проекты, связанные со строительством конгрессно-выставочного центра и формированием дружины «Аквамарин» Всероссийского детского центра «Океан».
Туристам будет что показать
Согласно мастер-плану, во Владивостоке будет продолжено создание крупных культурно-просветительских объектов. В свое время серьезным прорывом стало строительство Приморской сцены Мариинского театра. Активно развивается Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, который объединил под своим крылом многие объекты Владивостокской крепости. Завершается строительство музейного и театрально-образовательного комплекса.
Важным элементом будущего города должна стать Миллионка и весь исторический центр, который нуждается в ревитализации и еще более активном включении в культурный и туристический оборот.
Мастер-план содержит предложение о создании крупных природных парков – на острове Русский, а также в материковой части полуострова Муравьёва-Амурского – на базе Ботанического сада-института ДВО РАН.
Ответом на запрос жителей о недостатке благоустроенных территорий должна стать большая работа по обустройству новых скверов, парков, причем во всех районах города. А одной из колоритных черт – обустройство сопок, создание сети видовых площадок на их вершинах. И такая работа уже началась.
Морской фасад станет еще более привлекательным
По поводу пожеланий жителей о доступе к морю в мастер-плане предложено комплексное развитие территорий вдоль Амурского залива, в том числе в районе мысов Калузина, Фирсова, Кунгасного, а также строительство нового делового района в долине Первой Речки. Важный элемент развития – строительство полноценной улицы вдоль Амурского залива – от Батарейной до Татарской.
С дорожными проблемами разберутся
В целом по городу предусмотрено развитие улично-дорожной сети: создание альтернативных маршрутов, увеличение плотности УДС, обеспечение транспортной доступности новых районов, а также трансформация городских дорог в полноценные улицы.
Документ подтверждает курс Владивостока на развитие общественного транспорта. Цели – переход на так называемые брутто-контракты с перевозчиками, что повысит качество и позволит соблюдать графики движения общественного транспорта; продолжение внедрения выделенных полос для ОТ; создание «Легкого метро» (городской электрички).
Так, городская электричка предположительно может двигаться как минимум по трем маршрутам: от Казанского моста до Седанки, от Второй Речки до Березовой, от вокзала до Большого Улисса. Для этого необходимо будет построить 11 новых станций.
В области социальной инфраструктуры предложено развитие сети социальных учреждений. А это значит, должны быть построены новые школы, детские сады, объекты здравоохранения, спорта и культуры.
Конечно, это только главные объекты и планы. В целом понятно, что Владивосток ждет грандиозное преображение и развитие. Город, которому сегодня 164 года, только набирает свою силу.
Акулина СЕМЕНОВА
Фото Алексея ВОРОНИНА