Валерия Чурилова, учитель начальных классов гимназии № 2 г. Владивостока

Сегодня в гостях у газеты «В» Валерия Чурилова, учитель начальных классов Гимназии № 2. Маленький спойлер: помимо обычной преподавательской деятельности Валерия участвует в нескольких очень важных проектах (обучает детей, находящихся в больнице на длительном лечении; ведет занятия по шахматам в своей школе). Об этом мы расскажем далее!

Валерия Левановна, можно сказать, из педагогической династии. Мама, бабушка, прабабушка и прадедушка нашей героини – преподаватели. «А что самое интересное: все они родом отсюда, из Приморского края. Но много лет назад переехали на юг. Судьба сложилась так, что в Санкт-Петербурге я познакомилась со своим будущим супругом-владивостокцем. И по итогу вернулась к корням: жить и преподавать здесь», – отметила учительница.

Надеемся, мы вас заинтересовали! Потому что подробности уже ждут вас далее по тексту.

«Вместе с детьми самовыражаемся и мы»

Учитель начальных классов – это серьезно. И очень ответственно. Ведь дети младшего возраста только начинают познавать мир. Следовательно, учитель для них – это не просто педагог по предметам, но и своего рода «маячок», ориентир. Он должен быть примером правильного отношения к окружающим, к самому себе, вместе с родителями заложить в ребенка нравственные ценности и помочь малышу сформироваться как личности.

– Учитель начальных классов – профессия очень творческая. Мы ведь не просто даем материал по учебной программе, но и развиваем у ребят воображение, интерес к новым знаниям, помогаем в самореализации. И путь ко всему пролегает через творческую деятельность: изобразительное искусство, речь, музыка, театр. А вместе с детьми учимся, самовыражаемся и мы – учителя. В среднем звене, конечно, тоже очень интересно, но лично мне младшие классы подошли больше, – рассказывает Валерия.

Хотя работа в гимназии для молодого специалиста началась именно со среднего звена. Первые два месяца в школе Валерия Левановна вела уроки изо в 6-7-х классах. Оказалось, что заинтересовать подростков своим предметом и сохранять дисциплину на уроке – непростая задача.

– А со второй четверти я стала классным руководителем первого класса. Трудностей было и всегда будет достаточно. Дети учатся коммуницировать друг с другом, переходят из игрового вида деятельности в учебный; кто-то успешен во всех предметах, а кому-то нужна помощь. Индивидуальная работа с детьми, родителями, многозадачность – главные трудности как молодого специалиста, так и опытного учителя, – делится преподаватель. – С самого начала пути я получаю огромную поддержку. От коллег, наставника, администрации школы, от родителей учеников и от детей. Но самое главное – от моей семьи. Как важо знать, что за тебя искренне переживают супруг, мама, брат, вся родня, и что в трудные минуты можно обратиться за советом и помощью. А мой главный наставник и советник – любимая свекровь, тоже учитель.

Самые важные уроки

С 2018 года Гимназия № 2 является участником федерального проекта «УчимЗнаем», направленного на создание полноценной образовательной среды в детских больницах для детей, находящихся на длительном лечении.

На базе онкогематологического отделения Краевой детской клинической больницы № 1 создано структурное подразделение Гимназии № 2, педагоги которой помогают юным пациентам осваивать школьную программу в период нахождения в медучреждении.

Валерия – активный участник проекта. Вот уже 2 года учительница работает с детьми возраста начальной школы: навещает ребят в больнице, проводит для них уроки.

– У ребят на лечении обучение строится иначе: учебный план соответствует учебному плану школы, но количество занятий зависит от состояния ребенка и протокола лечения. Академический час длится не более 30 минут. В этом году с нами учатся девять детей. Помимо занятий по программе мы занимаемся и внеурочной деятельностью, организуем праздники, тематические мероприятия. Уже второй год подряд ребятам преподается робототехника.

В этом году выпускников в госпитальной школе не было, но в прошлом экзамены успешно сдали ученицы девятого и одиннадцатого классов. По общепринятому положению на базе отделения был организован пункт приема ОГЭ и ЕГЭ, но время работы для девочек увеличивалось на 1,5 часа. Последний звонок у них тоже был. В торжественной обстановке, с учителями, семьей и врачами девочкам вручили аттестаты, – рассказывает Валерия Левановна.

Играть в шахматы на математике

Героиня этого номера также участвует в проекте «Шахматы в школы». Идея организовать в школах бесплатные уроки по шахматам и систему отбора и развития талантливых учеников родилась в ходе совместной работы администрации Владивостока и АНО «ДВ-Интеллект».

Начался проект с образовательной программы в ДВФУ, где «ДВ-Интеллект» совместно с университетом обучал педагогов младших классов и учителей физкультуры основам ведения занятий по шахматам, педагогики и основам детской психологии. По итогам первого года реализации проекта мы видим следующие цифры: участие приняли 13 школ, в том числе 21 педагог и 860 учеников!

– Летом прошлого года обучение по направлению «Интеграция учебного курса «Шахматы» в образовательную среду» прошли педагоги из нескольких учреждений. Многие запустили работу по программе в своих школах. С начала этого учебного года и Гимназия № 2 запустила шахматный клуб. Участниками стали ученики первых и вторых классов (на две группы – около 30 детей), желающие освоить игру. Также шахматы оказались полноценным элементом интеграции в каждый предмет. То есть мы осваиваем правила игры, к примеру, на уроках математики, пока решаем задачи, – делится Валерия. – В конце года прошел турнир среди детей, окончивших программу первого года обучения игры. Все было серьезно: строгий, но справедливый судья, быстрые партии с часами, призы победителям. Ребятам было нелегко, но очень интересно. Ну и, конечно, мы продолжим работать в этом же направлении и в следующем году.

Кстати, сборная команды Гимназии № 2 Владивостока показала отличные результаты на школьном командном первенстве России по шахматам «Белая ладья», который прошел в Сочи этим летом. Впервые за последние годы школьники Владивостока вошли в тройку лидеров Дальневосточного федерального округа и заняли 31-е место в общероссийском зачете (в прошлом году Владивосток остался на 59-м месте из 87 команд). Из девяти сыгранных туров они одержали пять побед и одну ничью. Ребят сопровождали педагог Марина Павлухина и тренер Егор Харитонов, который стал наставником команды от АНО «ДВ-Интеллект».

Классические вопросы, ответы на которые всегда разные

А может, вы поделитесь с нами несколькими забавными или милыми историями из вашей педагогической практики?

– Дети обладают способностью удивлять каждый день. Причем совершенно по-разному. Кто-то неловко делится достижениями на переменах, а кто-то смело рассказывает анекдоты. Например, мой ученик Андрей рассказал как-то шутку: если посмотреть фильм «Годзилла» в обратной перемотке, то можно увидеть, как Годзилла отстраивает город и уходит в море лунной походкой. Я искренне смеялась.

А еще дети замечают мелочи и стремятся помочь. Я ставила штампики ребятам в дневники за хорошее поведение, печать почти высохла. Моя ученица Ева принесла чернила, чтобы решить эту проблему. А Тимур на праздники угощает меня лакричным мармеладом, потому что когда-то услышал и запомнил, что я его люблю. Таким моментам нет числа, поэтому я и считаю свою работу благодарной.

Вы участвуете в круглых столах, семинарах? Делитесь своим опытом с другими педагогами?

– Да, конечно. Педагогам нужно постоянно развиваться, делиться опытом не менее важно. Я участвовала в Ассамблее молодых специалистов на базе Гимназии № 2 в прошлом году с материалом на тему «Коллективная творческая деятельность как форма организации воспитательного события». В паре с коллегой мы делились опытом проведения нашего традиционного фестиваля «Многонациональное Приморье». В этом году мне довелось стать участником семинара на базе ДВФУ и поделиться опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также методического семинара на тему «Интеграция шахмат в учебный процесс». Такие события для меня волнительны, но с каждым разом выступать на публике все легче. Здесь тоже поддержка близких и коллег очень помогает.

И напоследок: какие качества важны молодому специалисту, чтобы развиваться в профессии и эффективно работать с детьми?

– Во-первых, важно свою профессию честно любить. Из этой любви можно черпать все, что нужно в работе с детьми: терпение, искренность, гибкость. А во-вторых, это все-таки развитие, поиск новых знаний в своем предмете, в психологии, в творчестве. Профессионализм наращивается с опытом. Главное – личное стремление к росту.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА и из архивов Валерии ЧУРИЛОВОЙ