Александра Швырёва, учитель начальных классов и английского языка школы № 32 г. Владивостока

Сегодня в гостях у газеты «В» еще один молодой специалист, который пришел работать в школу Владивостока. Мы слышали (а вы читали в наших выпусках) множество историй о том, как педагоги приходят к своей профессии. Кто-то идет по пути родителей, бабушек и дедушек – словом, продолжает династию. Кто-то еще по школе понимает, что ему нравится работать с детьми (например, проводить занятия для ребят помладше). А кто-то сначала проходит через другую деятельность, пробует себя в разных сферах, и только потом осознает свое призвание.

Так случилось и с Александрой Швырёвой, педагогом школы № 32 города Владивостока. Сперва она отучилась на творческом направлении и долго работала графическим дизайнером, потом, в магистратуре, поступила на международные отношения. До 17 лет работала с детьми в качестве вожатой, но даже не думала, что в дальнейшем преподавание станет ее основной деятельностью!

Что же вдохновило нашу героиню сменить профессию и к чему это привело? Читайте далее!

«Еще в школе я сказала, что не смогу быть учителем»

— В детстве я была уверена, что пойду по пути дизайнера, так оно и случилось, – улыбаясь, начинает свой рассказ Александра. — Всю жизнь я рисовала, окончила художественную школу и поступила на эту профессию. Закончила учебу и долго работала графическим дизайнером.

В подростковом возрасте (до 17 лет) я также работала вожатой. Потом в моей жизни случилась магистратура и я поняла, что мне хочется чего-то нового. Так я поступила на международные отношения.

Во время учебы на магистратуре я всё так же работала графическим дизайнером и трудилась в ВДЦ «Океан».  В «Океане» была смена «Океанские принты», методист образовательного центра придумала программу, исходя из моей основной сферы деятельности. Мы обучали детей графическому дизайну, придумывали мерч и защищали проект. Именно там в первый раз я поняла, что мне больше нравится делиться знаниями и видеть результат других людей.

За осознанием незамедлительно последовали и действия. Будущая учительница прошла переподготовку и получила два диплома, которые дали ей возможность вести уроки английского языка и преподавать для начальных классов.

— Конечно же, когда я сама была ребенком, у меня были любимые педагоги. В моем случае это: учитель начальных классов и русского языка. Мы до сих пор общаемся, они дают советы по работе. Забавный факт: в школе я сказала, что не смогу быть учителем, ведь это очень ответственно, – вспоминает Александра.

«Ученик — это факел, который надо зажечь»

Опасение «не смогу быть учителем» не оправдалось от слова совсем. Молодой педагог и ребята быстро нашли общий язык:

— У меня чудесный класс, прекрасные детки. Многие ученики в начальной школе боятся ошибиться и очень расстраиваются, если делают что-то не так. Я успокаиваю их, твержу: «Никогда не бойтесь ошибаться, это нормально». Ведь все мы люди, а без ошибок не было бы роста.

В таком возрасте ребята любят играть и чаще всего получают знания через игровую форму обучения.  Я просто им показываю, что я такой же живой человек, как и они.

Родители моего класса самые чудесные! Со многими мы быстро нашли контакт, они все молодые и очень энергичные, всегда готовы прийти на помощь, – рассказывает Александра.

Быть учителем начальных классов — это значит закладывать в ребенка не только знания, но и определенные нравственные качества. Помогать им адаптироваться в школе, социализироваться, познавать себя и мир вокруг. Как ощущается эта ответственность? Какую работу педагог ведет с детьми именно в воспитательном плане?

— Ответственность действительно большая. Если есть конфликты, обиды, недопонимания, я всегда напоминаю ребятам, что сначала обе стороны должны обсудить, что конкретно не нравится и почему.

Также первое, что я сделала, когда познакомилась с ребятами – ввела «5 правил нашего класса». Они касаются не только их, но и меня, и помогают сохранять комфортную среду в коллективе.

Еще я очень часто провожу с детьми игры на сплочение (это уже из вожатской тематики), стараюсь зажечь их интерес и вдохновить. Есть такая замечательная фраза Николая Цискаридзе: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, ученик — это факел, который надо зажечь, но зажечь его может лишь тот, кто горит сам».

Летом двери школы не закрываются

В период самых солнечных и длинных каникул школы продолжают работу с детьми, но в формате летнего оздоровительного лагеря. Напомним, 12 июля подходит к концу вторая смена летней оздоровительной кампании в муниципальных образовательных учреждениях Владивостока. Третья смена стартует в понедельник, 15 июля.

Традиционно в каждой школе мероприятия будут посвящены разным направлениям. Это краеведение, патриотическое воспитание, культура, спорт и другие направления.

В двух школах города – № 32 и № 42 – с 24 июня по 5 июля проходила особенная смена, направленная на развитие творческих способностей школьников – «Контур культуры», организованная при участии группы компаний FESCO и благотворительного фонда «Новый учитель». В течение двух недель школьники всего города, участвующие в смене, пробовали себя в самых разных креативных сферах: делали коллажи (и коллажные видео!), брали интервью и вели соцсети, погружались в дизайн, исследовали город и многое другое. Финалом многих направлений стали яркие и необычные проекты.

— Прежде всего лагерь «Контур Культур» создан для того, чтобы дети классно провели время. Были лаборатории (куда дети ходили каждый день к ведущим специалистам и учились чему-то новому) и факультативы, которые проводили педагоги. Я тоже проводила занятия в рамках смены.

Также ребята поучаствовали в проектной деятельности. Они проходили специальную программу и с нуля учились правильно придумывать проекты для грантов, 5-го июля у них прошла защита. Как правило, в эти проекты дети вкладывают то, что их тревожит. Например, проблему того, что сверстники мало читают; проблему того, что в районе, где они живут или часто гуляют, серые стены, которым не хватает цветных рисунков; идею того, что в городских парках можно проводить тематические дни. Все эти примеры – проекты, придуманные детьми нашего лагеря, – отмечает Александра.

«Может ли кот жить без хвоста?»

Интересно, насколько актуально сейчас изучить английский язык? Приложения и сервисы для разных задач «умнеют» с каждым годом. Следовательно, качество машинного перевода улучшается – кто знает, может, через несколько лет мы сможем замечательно общаться с иностранными знакомыми через переводчик в телефоне?

— Во-первых, у нас имеется школьная программа, по которой ребята обязаны изучить эту дисциплину, а во-вторых – есть много примеров в жизни, которые показывают, насколько актуально учить английский язык. Мы и сами видим множество таких примеров: это огромное количество контента начиная от песен и заканчивая импортными сладостями, которые родители покупают своим детям.

Что ж, с этим разобрались. А что насчет разнообразия на уроке? Ведь если дети изучают только сухую теорию и только по учебникам, то интерес к занятию может быстро угаснуть…

— Да, согласна, что просто изучать вокабуляр и грамматику бывает скучно. Конечно, есть моменты, когда детям необходимо «посидеть на скучном уроке и разобраться в новой теме». Но я стараюсь выстраивать план занятий так, чтобы разбавлять такие дни чем-то интересным.

Например, мы часто играем. Третьи классы любят загадки и кроссворды. Иногда для запоминания слов мы играем в слова, либо я делю группу на команды и дети соревнуются, кто больше назовет слов из прошлого урока. Также я использую графические материалы, озвучку или мультфильмы по теме. Есть большое количество сайтов, которые помогают выстраивать урок в игровой форме.

Кстати, такие занятия помогают не только разнообразить учебные будни, но и лучше запомнить сложные правила:

— Чтобы объяснить сложное правило, я иногда пользуюсь такой фишкой. Рисую кота, к каждой его части подписываю то, что дополняет правило и спрашиваю детей: «Может ли кот жить без хвоста?». Тогда ученики начинают понимать, зачем нам нужны те или иные моменты правила. Также использую ассоциации для лучшего запоминания и понимания. Хотя, конечно, встречаются правила, которые удобнее объяснить в классических схемах. В этом случае я стараюсь очень подробно все объяснить, привести примеры.

«Три кита» учительского успеха

Быть учителем и начальных классов, и одного из школьных предметов – задачка со звездочкой. Как нашей героине удается все совмещать? Получается ли отдыхать после работы? Мы спросили Александру и об этом:

— В первый год всем молодым специалистам тяжело, но месяца через три уже привыкаешь к темпу профессии. Каких-то особых секретов нет, главное правильно распределять время и заранее готовится к урокам. А вообще есть «три кита», на которых держится половина успеха учителя: вовремя ложится спать, полноценно питаться и не забывать отдыхать. Простые вещи, которые эффективно поддерживают хорошее физическое состояние.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА