Школьники Владивостока помогают благоустраивать свои школы

Газета «В» продолжает освещать работу пришкольных ремонтных бригад. В этот раз мы посетили гимназию №1 (а недавно погостили в школе № 22). Рассказываем, что мы увидели, и что нас буквально удивило.

Напомним, ремонтные бригады занимаются озеленением пришкольных участков, работой в библиотеках, мелким ремонтом инвентаря и мебели, уборкой школьных кабинетов и территории. Ребята работают по 4 часа на протяжении 10 рабочих дней. Все действия выполняются под присмотром педагогов и руководителей бригад. Работа официальная — это значит, что учащиеся смогут получить опыт трудоустройства, оформят первые трудовые книжки.

“Родителям нравится сам факт того, что дети приобщаются к труду”

Гимназия находится в центре города, а ее внутренний двор скрыт от глаз, поэтому сначала мы не смогли оценить обстановку. У главного входа нас встретила заместитель директора по воспитательной работе Анна Алексеева и проводила в обитель знаний. Само здание гимназии очень красивое, его архитектура сохраняет былой старинный стиль. Внутри тоже не хуже: высокие потолки, каменный пол, причудливые фрески. Когда-то это была исключительно женская гимназия, сейчас же все иначе.

Поскольку мы пришли рановато – к девяти часам утра, то решили с Анной Алексеевой дождаться ребят в кабинете и заодно поговорить.

– Расскажите, сколько ребят у вас сейчас в рембригадах.

– В этом году у нас четыре смены, в каждой – более 10 человек. Очень много ребят, которые желают присутствовать во всех сменах. Конечно, это замечательная возможность для подростков подзаработать. В рембригаде имеют право работать дети, достигшие 14 лет, поскольку это официальное трудоустройство. В такой занятости в первую очередь заинтересованы те дети, которым только исполнилось 14 лет, потому что они еще не знают, где им можно работать, опыта нет, да и родители переживают. В школе же совершенно безопасно, все происходит под присмотром руководителей и с соблюдением всех норм безопасности.

– Чем они занимаются?

– Разумеется, у детей не тяжелый труд. В основном это работа по озеленению территории – на первой смене ребята занимались посадкой цветов и прополкой. Сейчас погода улучшится, и они вновь смогут выйти на улицу и продолжить работу там. Также дети трудятся в библиотеке – это работа с книжным фондом и приведение в порядок книг. Сейчас ребята занимаются тем, что собирают учебники и готовят их к выдаче на следующий год, то есть формируют комплекты, работают с библиотечными формулярами. Еще они занимались подготовкой к ремонту, но сам ремонт осуществляется, конечно, другими силами. А дети выносили из кабинета стулья, парты и другие принадлежности. Ну и приборка помещений, недавно они мыли химическую лабораторию, проверяли сроки годности реактивов, разумеется, под контролем учителя химии.

– А родители как относятся к тому, что ребята работают?

– Родители тоже очень заинтересованы в том, чтобы их дети работали. Это все-таки занятость ребенка. Дети находятся в школе, работают четыре часа, то есть с девяти утра и до часу дня. Каждый час у них перерыв, их также кормят. Ребенок занят полезным и нужным делом. Родителям нравится сам факт того, что дети приобщаются к труду. У нас бывали случаи, когда ребенку нет 14 лет, но родители просят принять его в рембригаду на общественных началах, а они потом сами уже поощряют ребенка. Моя дочь работает именно так. Рембригады, конечно, нужное дело. Есть такое пожелание вывести это на новый уровень. В школе может не всегда быть достаточно работы для всех желающих. Хотелось бы выступить с инициативой, чтобы такой труд использовать для благоустройства города. То же самое озеленение, уборка мусора, покраска бордюров или приведение в порядок скверов. Мне кажется, когда ты навел порядок на улицах собственного города, то тебе уже точно не захочется этот порядок нарушать. Это было бы здорово.

Пока мы разговаривали, дети уже пришли на рабочее место и ожидали поручений от начальника рембригады. Местом сбора и планерки стала библиотека. Она находится на первом этаже сразу около главного входа. Мы направились туда.

“Дети не ленятся, все работают”

Библиотека всегда является сердцем каждого учебного заведения, ведь в ней хранятся знания. Внутри очень много полок с книгами, а по центру – продолговатый стол со сформированными стопками учебников. Анна Алексеева пояснила:

– Это комплекты учебников, о которых я говорила. Они уже полностью готовы к выдаче.

Довольно удобно: пришел, а тебе сразу все необходимое выдали, не надо ничего искать. Вокруг этого стола сидели девочки и что-то обсуждали. Кто-то уже приступил к работе и протирал книжные полки. Среди них была Дарья Фентисова, она только закончила десятый класс. Мы решили узнать у Дарьи, почему она решила вступить в рембригаду.

– Я вступила в рембригаду, потому что требовалась подработка на лето. Я работаю тут уже несколько лет подряд и знаю, какие обязанности мне нужно выполнять. Мне просто очень удобно здесь, тут хорошие условия, к тому же я работаю в своей школе, – рассказала Дарья.

В библиотеку пришел начальник рембригады и сказал девочкам протирать полки, расставлять книги и выдавать готовые комплекты тем, кто придет за ними. После этого мы смогли пообщаться с начальником – Куанышем Азимхановичем.

– Сюда приходят за деньгами, расскажите, сколько дети получают за работу.

– Ребята получают за первую смену в районе 6 500 рублей. В последующие смены они получают в районе 6 000 рублей, такая разница выходит из-за того, что во второй чуть меньше рабочих дней. Работа несложная, девочки сейчас в библиотеке поливают цветы и протирают подоконники, а парни работают в мастерской с учителем технологии. Заявок изначально было очень много. У нас рембригада разделена на четыре группы. В первой набралось 15 человек, это был предел, больше мы уже не могли взять, к сожалению, а во второй было поменьше. Желающих много, но на этапе прохождения медкомиссии, которая необходима, некоторые ребята отсеиваются.

– Скажите честно, они ленятся?

– Дети не ленятся, все работают. Я рад, что у них есть такая возможность немного подзаработать денег на летних каникулах. Они становятся более ответственными, понимают, как проходит процесс трудоустройства, также это выработка дисциплины. Подобный опыт обязательно пригодится им в будущем.

Кажется, что и здесь мы не найдем лентяев. Впрочем, начальник может оправдывать своих подопечных, поэтому убедимся во всем сами. Как раз подошли еще ребята, их отправили мыть подоконники и поливать цветы. Следуем за ними.

“Потом приятно будет учиться в чистоте”

Мы поднялись на третий этаж, там дети двинулись в сторону туалетов, чтобы набрать воды в ведра. После этого все рассредоточились по этажу, вооружившись тряпками. Началась влажная уборка. В перерыве ребята общались и шутили, но работа шла. Мы спустились на второй этаж, там проходила поливка цветов.

– Иди вон те полей, а я здесь справлюсь.

– Хорошо!

Ребята координировали друг друга и работали сообща, так процесс шел быстрее. Мы следили за всем этим. Вскоре каждый цветок был полит, а нам пришлось дальше идти и искать лентяев. Мы вновь спустились на первый этаж, решили заглянуть в мастерскую. Там нас встретил ученик седьмого класса Павел Моденко. Он сидел среди станков и ожидал поручений. Нам стало интересно, чем тут занимаются ребята, мы решили узнать это у Павла.

– Я вступил сюда, потому что хотел подзаработать, а также немного помочь школе. Мне нравится здесь, я работаю на станке. Стачиваю металлические прутья, чтобы потом на другом станке их можно было согнуть и сделать такие красивые завитки. Это основание будущего стола, – рассказал он.

На полу стояли уже готовые столы. Они действительно красивые – изогнутое основание и аккуратная круглая деревянная столешница. Когда они все будут готовы, то ребята расставят их по кабинетам. Приятно пользоваться тем, что сделал сам.

Пока мы рассматривали столики, уже собралась группа, которая отправится наводить порядок в кабинете химии. Нас пригласили понаблюдать за процессом. Кабинет находится на втором этаже, внутри он оказался довольно темным, стулья и парты стояли на своих местах, на одной из них красовался большой деревянный корабль.

– Сейчас мы будем его протирать, он очень пыльный. Потом будем прибираться в лаборатории.

Больше всех этот корабль заинтересовал ученицу восьмого класса Дарью Прохоренко. Она подготовила тряпочку и осторожно начала протирать корабль. Мы решили узнать и у нее, почему она решила вступить в рембригаду.

– Мне нужны были деньги, я очень хочу записаться на вокал и коплю на некоторые вещи. Также это хорошая возможность помочь школе, кабинет химии – это наш класс. Здорово, что мы тут наводим порядок, потом будет приятно находиться тут в чистоте. Я работала в рембригаде и в прошлом году, тогда я собирала комплекты учебников и выдавала их. Мне нравится работать здесь, – сообщила Дарья.

Так прошел час работы, ребята ушли на отдых. За это время они уже многое успели сделать. Мы вновь не смогли вычислить лентяев и придраться к чему-либо. Все-таки работа в рембригаде, действительно, способствует выработке ответственности и дисциплины.

Валерия СОЛОДУН

Фото автора