Алёна Захарова, логопед-дефектолог детского сада № 43 г. Владивостока

Сегодня в гостях у «В» молодой специалист дошкольного образовательного учреждения. Думаете, обычный воспитатель? Не совсем!

Мы пообщались с Алёной Захаровой, логопедом-дефектологом детского сада № 43. Девушка выполняет очень ответственную и важную задачу: работает с детьми, возможности здоровья которых ограничены. Алёна помогает ребятам преодолеть речевые нарушения и другие проблемы, вызванные их диагнозами.

Какие методики она применяет? Как выглядит комплексная работа логопеда-дефектолога и врачей? Как родители могут понять, что их ребенку нужна помощь такого специалиста? Об этом и многом другом рассказываем далее.

«Очень хотела помочь детям»

– Чем занимается специалист вашего профиля? И чем логопед-дефектолог отличается от просто дефектолога или логопеда?

– Дефектолог в широком смысле – педагог для детей с особенностями развития, внимания, памяти и мышления. Сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, логопед, специалист по заиканию – все это дефектологи.

Логопед-дефектолог – это универсальный специалист, который работает и как логопед, и как дефектолог. Дело в том, что логопед работает только с речевыми нарушениями, но приставка «дефектолог» расширяет возможности преподавателя. Педагоги-логопеды могут переквалифицироваться в логопеда-дефектолога при прохождении курсов.

– Почему вы выбрали именно такой вид деятельности? Где учились и как повышаете свою квалификацию?  

– Я сделала выбор интуитивно. Меня никогда не тянуло в данную профессию, я не знала о ней ничего. За полгода до выпускного в 11-м классе я решила, что пойду учиться на логопеда-дефектолога, сдала нужные экзамены и поступила в ДВФУ на специальное (дефектологическое) образование. Получила диплом бакалавра, а затем и диплом магистра. Суммарно обучение заняло 6 лет. Также в процессе учебы я проходила дополнительные курсы, повышала квалификацию (по направлениям «логопедический массаж»; «специалист по нейропсихологии»; «специалист раннего развития», «специалист по логопедическому заключению»).

Как давно вы работаете по специальности? Сразу начали в муниципальном детском саду или изначально трудились в другом месте?

– В профессии я уже около 7 лет. Начинала свой путь в качестве воспитателя младшей группы (тогда я училась на 1-м курсе), затем работала воспитателем в лагере с группой детей из коррекционного интерната. Позже была няней в частной компании.

Со второго курса я устроилась логопедом в частном центре: ставила звуки нормотипичным дошкольникам (то есть детям без нарушений интеллекта и высших психических функций), вела подготовку к школе (мы изучали азбуку, письмо, чтение). Затем я продолжила работу уже в другом частном детском центре в качестве логопеда-дефектолога. Сначала ко мне приходили дети на постановку звуков, чуть позже – малыши с задержкой речевого развития. Я расписывала каждому индивидуальный маршрут по запуску речи и вела этих детей до результата (свободное говорение). Еще позже нас стали посещать ребята с такими нарушениями, как РАС, ЗПР и алалия.

После этого центра я решила уйти в муниципальное учреждение. Детский сад № 43 находится близко к моему дому, а еще я хотела помочь воспитанникам этого ДОУ. Уже два года я с большим удовольствием помогаю двум группам детей с ОВЗ и их родителям.

Помогает и специалист, и оборудованная среда садика

– Детям с какими нарушениями вы помогаете?

– Я работаю с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра), ЗПР (задержка психического развития), алалией (недоразвитие или полное отсутствие речи вследствие органического поражения корковых речевых центров головного мозга), ИН (интеллектуальные нарушения). Я помогаю малышам начать говорить и развивать речь и коммуникацию, а также развивать высшие психические функции и эмоционально-волевую сферу.

– Какие возможности для работы с детьми с ОВЗ предоставляет среда вашего садика? Какие методы, приемы вы используете на своих занятиях?

У нас в учреждении есть комната для сенсорного развития. Там стоит специальное оборудование, где ребята могут расслабиться и пройти определенные занятия. Также в нашем саду каждые полгода проходят интенсивы для родителей и их детей, а еще мы оказываем индивидуальную консультативную помощь семьям, открытые родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые занятия, даем рекомендации по запросу.

Методик достаточно много, но самыми эффективными я считаю следующие пособия: Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР», З. Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», Н. В. Нищева «Подгрупповые логопедические занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР», Л. Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей», С. Ю. Танцюра «Формирование речи у детей с аутизмом».

– Как проходят занятия с логопедом-дефектологом?

– Занятия в нашем саду у детей с ОВЗ проходят каждый день, они как индивидуальные, так и подгрупповые. Летом, правда, мы работаем только индивидуально.

Подгрупповые занятия – у детей, объединенных одним спектром нарушений, у нас таких подгрупп 2. На индивидуальные занятия каждый ребенок ходит 2-3 раза в неделю. Время проведения подгруппового занятия – 35-45 минут, индивидуальное занятие длится 25-30 минут.

Комплексная работа для эффективного прогресса

– Штатный логопед-дефектолог в саду может своими силами помочь ребенку? Или дополнительно нужна помощь коллег-врачей из медицинских организаций?

– Штатный логопед-дефектолог работает только над речевой функцией, высшими психическими функциями, волевой сферой и коммуникацией. Для полного развития ребенка необходимо содействие невролога, психиатра, психолога, остеопата, специалиста по ЛФК. Нужен комплексный подход.

– Как вы можете судить о прогрессе состояния ребенка во время вашей работы? По каким моментам отслеживается улучшение?  

– Я провожу анализ, также веду статистику прогресса каждого ребенка и общую статистику подгрупп. Оцениваю по таким критериям, как социальное развитие, моторная сфера, когнитивное развитие, моторная база речи, экспрессивная речь, импрессивная речь, память, конструктивная деятельность. Система оценивания у меня в баллах, максимальный результат – 100 баллов.

Приведу пример. Ребенок А. в 2022 году пришел с результатом в 40 баллов. В 2024-м вышел с результатом в 84 балла. Ребенок Д. в 2022 году пришел с результатом 0 баллов, а через два года мы можем смело поставить ему 50. И так далее. Так мы отслеживаем прогресс и моменты, на которые нужно делать наибольший упор.

– Как родителям понять, что их ребенку нужна помощь специалиста вашего профиля? Какие тревожные звоночки вы можете выделить?

– Посетить логопеда-дефектолога стоит, если вы наблюдаете следующую картину:

– ребенок не заговорил до 3 лет;

– ребенок не реагирует в раннем возрасте на свое имя;

– ребенок играет самостоятельно и не контактирует с социумом;

– ребенок не понимает обращенную к нему речь;

– у ребенка отрешенный взгляд, он смотрит сквозь, а не в глаза;

– у ребенка происходят частые истерики и громкий крик;

– у ребенка нарушена общая координация.

Важная информация для родителей

Отметим, что в логопедическую группу или в группу с ОВЗ детского сада № 43 могут зачислиться дети со всего города, а не только с того района, где находится учреждение. Дети проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, где специалисты определяют категорию нарушений. В детском саду № 43 работают с РАС, ЗПР, ОНР – если во время ПМПК у дошкольника определили нарушения таких категорий, то в центре распределения выдадут путевку в этот детский сад. Если в заключении стоят нарушения других категорий, то ребенка также могут направить в группу для ребят с ОВЗ, но уже в другой детский сад, где работают профильные специалисты.

Дети ходят в сад до семи лет. Если родитель хочет продолжить коррекционную работу в саду до восьмилетнего возраста, нужно снова пройти ПМПК.

Направление на ПМПК выдает врач, курирующий ребенка, – невролог или педиатр.

Анастасия КЛЕЩИК

Фото Алексея ВОРОНИНА