В зрелом возрасте сложно менять работу, а тем более место жительства, но иногда обстоятельства вынуждают. Всем хорошо известно, что происходит на Донбассе. Спасаясь от укронацистов, уроженец Соледара Сергей Погорелов еще в 2015 году приехал во Владивосток. Сейчас у него здесь новая жизнь и новая ответственная должность – мастер слесарного цеха во ВПОПАТ №1.
Майдан уничтожает людей, семьи и города
В ремонтном боксе корреспондент «В» нашел мастера возле машины технической помощи. Он общался с сотрудниками, которые проводят ремонт автобусов на выезде.
– Бокс большой, за смену успеваешь набегаться так, что ноги гудят, – пояснил Сергей Погорелов.
Мы никак не могли начать наш разговор – то одному сотруднику нужна помощь, то другому надо дать распоряжение, у следующего необходимо принять работу. Еще час кружили по цеху от одного автобуса к другому, пока не наступил час обеда, и сотрудники не ушли в столовую.
– Все-таки спрошу у Вас, почему уехали от войны именно во Владивосток?
– Здесь были родственники. Сначала уехала сестра, а я следом. Что там у нас творилось, думаю, все знают. Приехал сюда один. С женой разошелся из-за идеологических разногласий, у нее все родственники с западной Украины, – рассказал Сергей Погорелов.
Киевский режим, который установился в результате переворота в 2014 году, уничтожает не только людей, но и семьи, стравливая мужей и жен, родителей и детей, братьев, сестер…
Уроженец Соледара почувствовал неладное, когда начался майдан. А после украинские СМИ дружно начали смешивать с грязью все, что касается России и русских людей. Стало понятно, что к власти пришли нацисты, направляемые Западом, главными врагами для них стали русские. Донбасс восстал, но на подконтрольных нацистам землях начался форменный геноцид.
– Я получил профессиональное образование в Бахмуте. Мне там все знакомо было, но пришлось уехать… Сейчас от города ничего не осталось.
Возвращаться туда Сергей Погорелов не планирует. Во Владивостоке у него началась другая жизнь. На Родине он тоже работал автослесарем, получил 5-й разряд. В Приморье рабочая специальность и опыт очень помогли. Еще в статусе беженца Сергея взяли в автосервис агрегатчиком. Зарплата сначала была небольшая, но потихоньку выправилась.
– Сначала было сложно. Пока заработал первые деньги, пока привык. Уезжал с одним чемоданом, ничего с собой не было. Но со временем все наладилось. Сейчас жена бывшая пишет, что была не права. Нацисты надоели даже самым убежденным украинцам… Но уже все, у меня теперь другая семья.
Счастье во Владивостоке
Встретить супругу во Владивостоке Сергею Погорелову помогла машина. Он купил подержанную Toyota Corolla FX 91-го года выпуска, трехдверку. После работы до глубокой ночи ее восстанавливал.
– Мне ребята тогда дали помещение. Потихоньку собрал себе первый автомобиль – здесь первый, имею ввиду. Сейчас мне частенько предлагают ее продать. А как это сделать, там ведь все своими руками сделано, каждый болтик перебрал, – говорит мастер.
Так, не отрываясь от ремонта, познакомился с соседкой, которая снимала квартиру в том же доме, где жил Сергей. Повстречались какое-то время и расписались.
«Нормальный коллектив»
Во ВПОПАТ Сергей Погорелов пришел в 2022 году. Сначала слесарем, а когда выяснилось, что он мастер на все руки, то сразу пошел на повышение – мастером цеха. Фронт работ в целом не изменился, добавилась только обязанность по ведению журнала.
– К примеру, ко мне обращается водитель – проблема с транспортом. Я получаю информацию, принимаю решение. Водитель идет в комнату отдыха. А я дальше работаю – отмечаю информацию о ремонте, вношу все подробности в журнал. Ставлю того, кто будет ремонтировать транспорт. Некоторые считают, что у меня скучная работа – бумажки перекладывать. Да, конечно, работы бумажной много, но в основном это работа организаторская: людей правильно расставить, график ремонта спланировать, кому-то помочь, что-то объяснить. Сейчас у нас работает студент Саша, у него пока мало опыта, приходится частенько ему помогать, – перечисляет рабочие обязанности Сергей Погорелов.
На самом деле Александр пришел во ВПОПАТ №1 на преддипломную практику. Закончил колледж и попросился на работу. Но кличка «студент» к нему уже приклеилась.
– В нашем коллективе дружеские отношения. Нет такого, что я начальник, а ты подчиняйся. У нас каждый готов прийти на помощь друг другу. Нормальный коллектив.
Сама работа в прямом смысле тяжелая. Ведь тут ремонтируют многотонные машины. Регулярно нужно менять колодки, снимать колеса. Весит все это хозяйство килограммов по восемьдесят.
– А еще надо «стоп» поднять, задние колеса снять, открутить, прикрутить. Есть еще нюанс – ограниченный доступ. Например, нужно патрубок заменить, а для этого необходимо залезть туда, куда особо не залезешь. Автобусы достаточно сложные в ремонте и обслуживании.
Но во ВПОПАТ хороший мастер уже на ощупь может починить некоторые марки автобусов.
Помочь родному предприятию
Сейчас во ВПОПАТе достаточно сложная кадровая ситуация, впрочем как и во всей транспортной отрасли региона. Поэтому сотрудники не считают зазорным прийти в свой выходной день и помочь коллегам.
– Бывает, что приходим по выходным, занимаемся редукторами, ремонтом «коробок». В рабочее время выполняю другие обязанности – принимаю автобусы, передаю информацию слесарю и так далее. А вот, допустим, редуктор или коробку я остаюсь делать, потому что сам хочу помочь своим коллегам, предприятию.
Такую помощь руководство ВПОПАТ, конечно, поддерживает – выплачивает стимулирующие надбавки, оказывает помощь сотрудникам в трудных жизненных обстоятельствах.
– Кто на предприятии получает больше? Начальник или мастер?
– Мастер, конечно. Да, мы не оказывает коммерческие услуги по ремонту автобусов, но у мастеров складываются хорошие зарплаты из премий и подработок. Бывает, что мастера получают раза в два больше начальника.
Преодолеть трудности жителю бывшей Украины помогла его рабочая специальность. Ведь навык работать руками всегда востребован.
Текучки в ремонтном боксе ВПОПАТа нет, но люди требуются. Все сюда приходят по-разному – кого-то направляет биржа труда, а кто-то приходит вслед за знакомым, и все остаются.
– Сейчас на ночной смене маловато людей – всего два человека. У меня в смене два и у сменщика тоже два человека в ночь. А бывает так, что 10 автобусов все приезжают разом, всем нужно что-то сделать очень срочно.
А еще у автобусов бывают сезонные «болезни». Так, они чаще ломаются зимой, в морозы и летом, в самые жаркие дни.
– Автобусы летом в жару перегреваются, а зимой замерзают, – объясняет Сергей.
Лучшее место для рыбалки
Редкие выходные дни Сергей Погорелов предпочитает проводить на рыбалке. Накопил себе на резиновую лодку и мотор. Лучшим местом для выхода в море считает пляж на Ахлестышева, который не так давно благоустроила администрация Владивостока. Здесь удобное место для стоянки и хороший выход в бухту.
– Выхожу там, где прокат сапов. По мелководью спокойно можно выйти в море. И также спокойно вернуться. Но рыбалка случается нечасто – то погоды нет, то работы много. Люблю еще подледную рыбалку. Нравится корюшка и жареная навага. Недавно угостили копченой на костре скумбрией. Очень вкусно.
Сергей Погорелов поделился своей мечтой. В Соледаре у него был свой дом и виноградник. Здесь он тоже хочет заниматься своим хозяйством, присматривается к программам Дальневосточный гектар и сельская ипотека.
– Виноград здесь выращивают в теплицах. К примеру, наш кузовщик посадил пять сортов, уже продает урожай винограда.
По мнению Сергея Погорелова, климат в Приморье для виноградарства хороший, как в Крыму. Только надо сорта правильно подобрать и ухаживать как требуется, а остальное земля сделает. Она здесь очень хорошая.
Акулина СЕМЕНОВА
Фото автора